Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культовая архитектура может способствовать развитию религиозных чувств многих людей. Сохранившиеся памятники религиозного значения привлекает множество людей из многих российских городов и даже стран ближнего и дальнего зарубежья. Правительство и различные фонды, чтобы восстановить памятники культуры, контролировать состояние многих храмов и мечетей страны. Разработка основных религиозных конфессий, способствует богатому наследию и культуре страны.
Религия важный фактор, который определяет духовную жизнь страны. Сегодня религиозная ситуация в разной степени отражает влияние фундаментальных изменений в общественной, политической системы, которые произошли за последнее десятилетие и значительно повлиял на сферу церковно-государственных отношений, религиозное организаций на всей территории бывшего СССР.
Паломничеств часть религиозной жизни и культуры верующего человека. Оно не только дает возможность поклониться святыне, помолиться, но духовно обновляет, просвещает, укрепляет веру и нравственность. Актуальность палом-нической темы сегодня бесспорна. Посещение святых мест России, Татарстане и других стран принимает все более значительный масштаб. Оно становится важнейшей ступенью к пониманию духовных ценностей и познанию прошлого.
Религиозный туризм в России уходит своими корнями в паломничество предыдущих эпох. Начиная с глубокой древности паломничество, являлось без-условно мощным стимулом для путешествий люди путешествовали по странамчтобы посетить места религиозного поклонения. Религия как явление культуры непосредственно связана с туризмом, религиозный туризм обладает значитель-ным потенциалом и опирается на культурный фундамент и традиции народов России.
Объектом исследования является туризм в России.
Предметом исследования - культовая архитектура.
Целью курсовой работы является выявление особенностей использования в экскурсионном обслуживании памятников культовой архитектуры.
Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы религиозного паломнического туризма как объекта культовой архитектуры;
- раскрыть особенности Республики Татарстан как объекта религиозного туризма;
- выявить православные центры паломнического туризма исследуемого района.
При написании курсовой работы применялись учебники Т.Т. Христова, М.Б Биржакова, М.А Жукова, А.В Игнатьева, Н.И Кабушкина, В.С Катькало, В.А Квартальнова.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1 Теоретические основы религиозного паломнического туризма как объекта культовой архитектуры
1.1 Роль памятников культовой архитектуры в экскурсионной деятельности
Современный этап развития экскурсионной деятельности позволяет определить экскурсию как индивидуальное или в составе группы посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями под руководством экскурсовода или гида-переводчика.
Крупный теоретик и организатор экскурсионного дела в Советском Союзе и современной России Б.В. Емельянов (1985) под сущностью экскурсии понимает “наглядный процесс познания окружающего нас мира, связанный с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения”.
Из данных определений становится очевидным то, что создание и проведение любой экскурсии невозможно без достаточного количества экскурсионных объектов. Именно они являются ее первоосновой.
Экскурсионный объект - это достопримечательность, вызывающая широкий интерес и позволяющая судить о характерных чертах и признаках той или иной эпохи, ее особенностях.
В качестве экскурсионных объектов могут выступать:
1) Памятники архитектуры и градостроительства, а именно: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;
2) Памятники археологии, то есть городища, курганы, земляные валы, остатки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения;
3) Памятники искусства, например, произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и других видов искусства;
4) Памятники природы, такие как: рощи, сады, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые растения и тому подобные объекты;
5) Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
6) Памятные места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.
Как можно видеть, первое место в данном списке занимают памятники архитектуры и градостроительства (в том числе и памятники культовой архитектуры).
Прежде всего, памятники архитектуры - это своеобразная летопись истории народа в дереве и камне, отражение особенностей его культуры. Это одни из главных «свидетелей» исторических событий, которые могут рассказать об определенном отрезке времени если не и все, то очень и очень многое. Рассматривая место памятников культовой архитектуры в данном списке, можно со всей уверенностью сказать, что их роль для экскурсионной деятельности огромна. Различные соборы, монастыри, храмы, синагоги, костелы, церкви, мечети - это, прежде всего, богатейшие исторические источники. Их научная познавательная ценность определена объемом сведений, которые может дать их подробное изучение. Также они интересны тем, что позволяют судить одновременно об идеологии и художественных ценностях того или иного периода - то есть, являются средством эстетического воспитания. Кроме того, памятники культовой архитектуры могут быть использованы в религиозном туризме - как для паломничества, так и в экскурсионно-познавательной деятельности.
1.2 Понятие «паломнический туризм»
В различных источниках литературы понятие паломничества пришло из глубокой древности и происходит от слова «пальма». Именно с пальмовыми ветвями первые христианские паломники шли в Святую землю Иерусалима во время праздника «Входа Господня в Иерусалим» - на Руси «Вербное воскресенье». Смысл паломничества заключается в преодолении трудностей, пожертвовании материальными ценностями во славу духовных. Ведь первые паломники многие километры до святых мест проходили пешком.
Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужением молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству. Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество можно понимать как странствие людей для поклонения святым местам [1].
Паломнические туры в отличие от религиозно познавательных или культурно исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Например, в христианстве паломничество в храм или монастырь может быть приурочено ко дню празднования святого. В Ватикан собираются паломники послушать пасхальную проповедь Папы римского.
Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов. Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповеда-ние). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совер-шенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духов-
ного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.
Паломничество предполагает определенное отношение человека к дейст-вительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы..Паломник..в..большинстве..случаев глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей. Одним из важных аспектов паломнических поез-док является их духовно-просветительская составляющая. [2].
Паломничество вид религиозного туризма, является коллекция поездок на святые места. Паломничество может быть понятна как путешествие людей поклоняться святым местам. Он призывает людей, чтобы сделать паломничест-во много разных причин:.религиозные ритуалы, молитвы, общение, признание,
религиозные таинства наиболее важным внутренним основанием, содержание жизни Православной Церкви; духовное развитие, десятки и сотни тысяч разных людей втягиваются в для духовной пищи; подготовка благодати, духовного и физического советы; религиозное образование; поклонение святому месту, храм мощи.
Одним из важных аспектов паломничества их духовный и образовательный компонент. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святыни, подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседо-вать с жителями монастыря, которые здесь не являются..в..настоящее время ис-поведники. Паломничество общее образование также играет важную роль. Мо-настыри и храмы в России всегда была не только местом духовной деятельно-сти, но также культурные центры. Здесь накоплен веками книги, иконы, произ-ведения прикладного искусства, ремесел. Монастырские и церковные здания остаются главными архитектурными памятниками своей эпохи особенно до 18в. Многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основ-ного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России[3].
Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают: индивидуальные, семейные и
групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества: длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам па-ломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.
Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории храмов, в палаточных городках, могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии вегетарианская.
В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объяс-няется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком. Православные паломники не имели специального костюма, но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями и сосуд для воды. Сегодня возродилась традиция паломничества. Поблагословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российс-ким святыням [4].
Таким образом, у религиозного туризма существуют разновидности, которые имеют принципиальные отличия. В религиозном туризме, экскурсион-ной направленности туристов интересуют главным образом экскурсии с посеще¬нием монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти тури¬сты могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными. Паломников же интересует непосредственное участие в религиоз¬ных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном испове¬дуют ту религию, святым местам которой они приехали покло¬ниться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вто¬ричная, сопутствующая задача или вообще мало интересны.
Больше всего российских паломников едет в Израиль. Специально для них местное министерство по туризму разработало 11 религиозных маршрутов по Святой Земле. Российских туристов привлекает возможность увидеть святыни сразу нескольких религий. Паломники стали настоящим спасением для тур-индустрии Израиля, когда после начала антифады поток в эту страну снизился вдвое. В 2013.году Израиль посетили 34.5 тысяч российских туристов, из них
30% паломники. Еще одним направлением для выезда российских религиозных туристов может стать Кипр. Российские эксперты полагают, что таким образом остров пытается увеличить или хотя бы сохранить на прежнем уровне россий-ский турпоток, который в 2012 году сократился примерно на 30%. Операторы сомневаются, что на Кипр поедет много паломников, поскольку цены внутри страны для них слишком высоки. Россияне предпочитают посещать святые места на родине, а не за рубежом. Например, Соловки в 2012 г. Посетили около 30 тыс. паломников, причем их поток вырос на 36%. Гораздо больше стало на Валааме. В 2012 году посетило около 60 тыс. туристов и паломников. Поездки становятся все более продолжительными, людям не хватает обычной экскурсииони хотят остаться в святом месте на несколько дней или даже на неделю [9].
В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Туристские агентства, специализирующихся исключительно на палом-никах, в России немного. В основном это организации, работающие при предс-тавительствах различных религиозных конфессий. Компании, действующей без поддержки, как обычный участник туррынка, выжить довольно сложно. Многоприбыли из религиозного туризма не извлечешь, хотя в последнее время стало заметно больше. За 2012 г. поток вырос примерно на 20,25%. Доход иностран-ных компаний, занимающихся организацией религиозного туризма в Саудовс-кую Аравию, составляет около 2 млрд. долл. в год [3].
Российских религиозных туристов компании отправляют в основном в Грецию, Ир, российские мусульмане совершают хадж практически без посредничества турфирм. В 2014, по словам Абдель Раззак Кешми, консула посольства Саудовской Аравии в Москве, хадж в Мекку и Медину совершили 5.5 тыс. россиян - на 20% больше, чем в 2013 году. Но совершить священный хадж пока может лишь четвертая часть россий-ских мусульман, поскольку паломничество обходится не менее чем в 1 тыс.долларов. Россия выбираеттолько 25% квоты, установленной для нее Исламской конфедерацией [10].
В настоящее время монастыри Русской Православной Церкви - ведущие объекты привлечения паломников. Российское православное паломничество начало постепенно возрождаться в 1991 году. В последние годы в нашей стране много п
Таким образом, объектами привлечения религиозных туристов являются свя¬тые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловле¬ны культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящи¬ми в определенное время..года. Паломнические поездки осуществляются туристскими фирмами и обществен-ными организациями. На российском рынке туризма уже сформирова-лись фирмы, занимающиеся организацией поездок паломников и экскурсантов, специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.
Показать больше