Фрагмент для ознакомления
1
Роль внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности в формировании культуры личной безопасности школьников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 3 ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»………………………………………………………6 1.1. Сущность понятия «безопасное поведение».………………………………6
1.2.Формирование основ культуры личной безопасности на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………9 1.3. Формирование основ культуры личной безопасности как направление внеклассной работы в школе……………………………………………………12 ГЛАВА 2 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………16 2.1. Формы внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности при формировании культуры личной безопасности школьников…………………………………………..…………………………..16
2.2. Методы внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности при формировании культуры личной безопасности школьников ……………20
2.3. Программа кружка по борьбе сумо как составляющая внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности в формировании культуры личной безопасности школьников………...........................................................24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................32
Фрагмент для ознакомления
2
безопасности. Это предполагает словесно-логическое взаимодействие учителя с учащимися (рассказ, беседа, лекция, диспут, убеждение). Основное средство воздействия учителя на коллектив - убеждение. Убеждая, нужно максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности» [36].
«Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методологическими приемами. Методы воспитания и методологические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения» [37].
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения учащихся опираются на их практическую деятельность. Ситуации приводят к определенным поступкам, выбору той или иной линии поведения. Эти методы направлены на отработку привычки поведения. Это как раз и является определяющим, если мы говорим о внеклассной деятельности учителя ОБЖ по формированию безопасного поведения у обучающихся.
Для формирования безопасного поведения у учащихся, учитель ОБЖ может использовать такой метод, как педагогическое требование, под которым понимается предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Чаще все требование содержит указание о выполнении какого-либо действия.
Данные методы применяются в первую очередь в клубной работе, где складываются определенные правила поведения и взаимосвязи. Но и в условиях чрезвычайной ситуации все действия, последовательность их выполнения связаны с достижением результата – выживание и сохранение здоровья, поэтому требования по неукоснительному соблюдению определённых инструкций формирует не просто умение, а при их повторении, навыки безопасного поведения.
Для формирования устойчивых способов поведения, привычек можно использовать такие методы, как приучение и упражнение. Приучение - это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Упражнение–это метод, приводящий к формированию заданного типа поведения, опирающийся на многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изменениями от 01.07.2020 г.)// www.pravo.gov.ru, 04.05.2022.
[2]Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.
[3] Марчук Н.Ю. Психологические основы безопасности детствав условиях промышленных агломераций // https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32058/1/ur_2014_12.pdf
[4] Маслоу А. МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ // http://www.bimbad.ru/docs/maslow_motivation_and_personality.pdf
[5] Чмыхало А.Ю. Социальная безопасность: Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 168 с.
[6] Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности»// Российская газета, № 295, 29.12.2010.
[7] Федеральный закон от21.07.1997 № 116-ФЗ(ред. от 08.12.2020) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Российская газета, № 145, 30.07.1997.
[8] Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения»
[9] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155(ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, № 265, 25.11.2013.
[10] Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 12, 22.03.2010.
[11] Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897(ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 9, 28.02.2011.
[12] Чичинина С.В. Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6 – С. 37- [13] Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности// https://personalsimakov.jimdofree.com/нормативные-документы
[14] Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
[15] Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36)
[16] Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. – М.: Просвещение, 1983.
[17] Как выглядит правильно организованная внеклассная работа?//http://school11sp.ru/index.php?id=vneklassnaya-rabota-1
[18] Внеклассная воспитательная работа как понятие педагогической науки // https://hookahday.ru/vneklassnaya-vospitatelnaya-rabota-kak ponyatiepedagogicheskoi-nauki-vneklassnaya/
[19] Асянова C.Р. «Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города» Автореферат диссертации кандидат педагогических наук
[20] Примерная программа воспитания // http://form.instrao.ru/
[21] Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций// Онлайн-библиотека http://www.tinlib.ru/psihologija/teorija_i_metodika_vospitanija_konspekt_lekcii/in dex.php
[22] Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2000 под.ред Смирнова С.А.// https://scibook.net/pedagogiki-osnovyi/pedagogika-pedagogicheskie-teoriisistemyi.html
[23] Трафимчик Е.А. Новые формы, приёмы и методы воспитательной работы. Педагогический опыт. Воспитательная работа, библиотечное дело, апрель-май 2017 // https://westysluzk.jimdofree.com/номера/новые-формы-восп.работы/ [24] Приказ Минобрнауки РФ от 18.11.2013 г. № 1252 «Об утверждении порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников»
[25] Формирование коллектива младших школьников через формы внеклассной работы// https://vuzlit.ru/559421/formy_vneklassnoy_raboty_formirovaniyu_detskogo_koll ektiva#21
[26] Авторская программа кружка по ОБЖ «Твоя безопасность» с методическим пособием https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/avtorskayaprogramma-krujka-po-obj-tvoya-bez
[27] Рабочая программа кружка по ОБЖ «Шаг за шагом» // https://infourok.ru/rabochaya_programma_kruzhka_po_obzh_shag_za_shagom539880.htm
[28] Рабочая программа предметного кружка по ОБЖ https://infourok.ru/rabochaya-programma-predmetnogo-kruzhka-po-obzh-v-oospo-3664225.html
[29] Программа кружка «Школа безопасности» https://znanio.ru/media/programma-kruzhka--shkola-bezopasnosti-2500216
[30] Рабочая программа по ОБЖ «Островок безопасности» //https://uchitelya.com/obzh/25086-rabochaya-programma-po-obzh-ostrovok bezopasnosti-2-8-klass.html 54
[31] Программа кружка по ОБЖ «Оберег» // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya rabota/2018/03/01/programma-kruzhka-po-obzh
[32] Дети в гостях у пожарных // https://66.mchs.gov.ru/deyatelnost/presscentr/novosti/3387455
[33] Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции / М.В. Андреева. -М. 2004
[34] Нестерова И.А. Внеклассная работа в школе // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom.ru/lab/vneklassnaya-rabota-v-shkole.html
[35] Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
[36] Кашуба Н.С., Кирсяев К.П. Применение воспитательных методов на уроках ОБЖ// http://педагогика-безопасности.рф/stati/grani-pedagogiki bezopasnosti-2011/primenenie-vospitatelnyh-metodov-na-urokah-obzh/
[37] Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. // https://nashaucheba.ru/v3912/краевский_в.в.,_бережнова_е.в._методология пе дагогики новый этап
[38] Метод соревнования в педагогике // https://spravochnick.ru/pedagogika/metod_sorevnovaniya_v_pedagogike
[39] Василенко А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии// https://www.predmetnik.ru/conference_notes/6
[40] Грузных Г.М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе. - Омск, 2018.