Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена возросшим вниманием исследователей к теме спортивного дискурса и недостаточной изученностью такого аспекта, как метафоричность спортивного дискурса. Исследователи, занимающиеся спортивным дискурсом на материале различных языков, неизменно отмечают возросшую социокультурную значимость этого вида дискурса, что обусловливает его участие в формировании культурных стереотипов представителей различных слоев общества.
Актуальность проблемы метафоры в спортивном дискурсе связана с новейшими тенденциями в науке, связанными с выводом телесности из сферы интимно-биологической в социальную сферу, закономерно вызывающими интерес к смысловой стороне функционирования телесности, которое носит исторически, этнически, культурно и личностно обусловленный характер.
Объектом данного исследования являются особенности реализации метафоры в спортивном дискурсе.
Предметом исследования являются языковые средства выражения метафоры в русскоязычном и англоязычном спортивном дискурсе на материале электронных СМИ.
Цель исследования – анализ языковых средств выражения метафоры в русскоязычном и англоязычном спортивном дискурсе на материале электронных СМИ.
Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) рассмотреть теоретические аспекты метафоры, раскрыть ее понятие, проанализировать различные подходы к ее определению;
2) охарактеризовать различные виды метафоры;
3) проанализировать особенности реализации метафоры в спортивном дискурсе;
4) проанализировать особенности языковых средств выражения метафоры в русскоязычном и англоязычном спортивном дискурсе на материале электронных СМИ.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ; контекстуальный анализ; классификация; систематизация.
Методологическую базу исследования составляют научные труды, посвященные исследованию метафоры: Н.Д. Арутюновой, Ю.А. Башкатовой, И.Р. Гальперина, В.В. Подгорной и других исследователей.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при изучении английского языка на лингвистических отделениях вузов.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализируемой проблемы, во второй главе – систематизированы и проанализированы результаты проведенного исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты реализации метафоры в спортивном дискурсе
1.1. Определение сущности метафоры
Традиционное понимание метафоры восходит к Аристотелю. Согласно данному подходу, метафора основана на сходстве предметов и явлений; следовательно, в основу метафорического переноса положено сопоставление и сравнение предметов и явлений на основе общего для них признака. Аристотель подчеркивает в одном из своих трудов, что «ради ясности надо приводить примеры и сравнения». С его точки зрения, познание есть не что иное, как сравнение, так как познавательная деятельность человека всегда связана с необходимостью выделения одних объектов через их отличие от других.
Таким образом, еще древние философы прибегали к сравнению, стремясь наиболее точно и доступно выразить свои мысли. В.В. Подгорная определяет сущность метафоры следующим образом: «Метафора – это скрытое сравнение на основе сходства двух сущностей». С точки зрения Н.Д. Арутюновой, метафора – это троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.п., для характеристики объекта, входящего в другой класс, аналогичный данному в каком-либо отношении. И.Р. Гальперин полагает, что, метафора является способом отождествления двух понятий с помощью отдельных признаков, которые представляются сходными.
Таким образом, главное отличие речевой метафоры заключается в ее субъективности и многозначности, предполагающей множественность интерпретаций, языковым же метафорам присуща моносемность. При рассмотрении метафоры необходимо учитывать контекст, личностный фактор и языковую картину мира.
Понятие «сравнение», составляющее сущность метафоры, может быть рассмотрено и как философская, и как лингвистическая категория. С точки зрения философии, сравнение выступает в качестве способа познания окружающего мира. Как отмечают В.М. Мокиенко и Т.Г. Никитина, когда нам не хватает точного слова или обозначения чего-либо, мы чаще всего прибегаем именно к сравнениям.
С целью точного определения понятия сравнения как философской категории обратимся к материалам философского словаря под редакцией И.Т. Фролова: «Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или то и другое вместе) является важной предпосылкой процесса познания, обобщения».
Таким образом, с точки зрения философии, сравнение представляет собой способ познания мира и человека через сопоставление различных объектов.
В лингвистике сравнение рассматривается в качестве одного из эффективных приемов создания образа. Изучением сравнения в лингвистическом аспекте ученые занимались издавна. М.В. Ломоносов первым в XVIII веке начал изучение сравнения в составе риторики и грамматики. В своих трудах, посвященных исследованию сравнения, он отмечает особенности развернутого сравнения, где каждый элемент образа сопоставляется с соответствующим элементом предмета.
Среди последователей М.В. Ломоносова был Н.Ф. Кошанский, продолживший изучение сравнения в начале XIX вв. Данный ученый рассматривал сравнение в контексте риторики и подчеркивал способность сравнения действовать на воображение человека.
Таким образом, интерес первоначальных исследователей сравнения находится преимущественно в области искусства риторики. В XIX– начале ХХ века актуальным становится изучение исторического аспекта сравнения, сопоставление системы сравнений в языках различных народов. Данной проблемой занимались Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня. В ХХ веке для отечественного языкознания характерна реализация нескольких научных подходов в области исследования сравнений.
Сущность лингвоструктурного подхода заключается в выявлении и анализе языковых средств выражения сравнения. В основе функционально- стилистического подхода лежит оценка сравнения на фоне других образных средств языка. Функционально-стилистический подход нашел свое отражение в трудах В.В. Виноградова.
Грамматический подход к изучению сравнений был обоснован в трудах Л.П. Крысина. Базируясь на грамматическом подходе, исследователи выделяют различные средства выражения сравнений. В частности, Е.Т. Черкасова выделяет сравнительные конструкции двух типов – синтаксические и морфологические, которые «включают в себя на основании морфемы компонент «подобный», «образный», занимающий самостоятельную позицию в составе синтаксических конструкций».
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование сравнений в речи позволяет обогатить язык новыми словами и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гафиатулина, Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона». – 2013. – №3. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1824 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Лубышева, Л.И. Современный спорт: проблемы и решения / Л.И. Лубышева //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, shttps://cyberleninka.ru (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
3. Пономарев, И.Е., Стриева, Л.Ю., Олонец, С.Б. Массовый спорт и спорт высших достижений как современный социокультурный феномен/ И.Е. Пономарев, Л.Ю. Стриева, С.Б. Олонец // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – № 1. – С.236-240. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
4. Спорт-экспресс – новости спорта. – Режим доступа: https://www.sport-express
5. Топ-10 англоязычных сайтов про спорт. – Режим доступа: https://puzzle-english.com
6. Burtscher, J., Millet, G. P., Burtscher, M. Does Regular Physical Activity Mitigate the Age-Associated Decline in Pulmonary Function? / Johannes Burtscher, Grégoire P. Millet, Martin Burtscher // British Journal of Sports Medicine. – 2021. – №8. – P.122-127 DOI: https: // www.sportmedicine.ru/redirect.php? http://bjsm.bmj.com/
7. Davis, J. K., Oikawa, S.Y., Baker, L.B. In-Season Nutrition Strategies and Recovery Modalities to Enhance Recovery for Basketball Players: A Narrative Review / Jon K. Davis, Sara Y. Oikawa, Lindsay B. Baker// British Journal of Sports Medicine. – 2021. – №14. – P.71-93 DOI: https: // www.sportmedicine.ru/redirect.php? http://bjsm.bmj.com/
8. James, C., Jones, T., Farra, S. Physiological and Performance Correlates of Squash Physical Performance / Carl James, Timothy Jones, Saro Farra // Medicine & Science in Sports & Exercise. – 2022. – №21 (1). – P.82-90 DOI: https: // https://doi.org/10.52082/jssm.2022.82