Фрагмент для ознакомления
2
Под «целью» принято понимать идеальный образ планируемого результата, закодированный в мозгу «образ потребного будущего» [Бредихина, 2018, c.43]; «пусковой механизм всякой деятельности» [Гальскова, 2015, с.42]. Цель определяет способ и характер деятельности человека. Цели преподавания в средней школе определяются основной образовательной программой основного общего образования, которая разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В качестве цели преподавания в средней школе основная образовательная программа основного общего образования выделяет: достижение обучающимися планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей; и становление и развитие личности ученика в ее самобытности, уникальности и неповторимости.
Цель преподавания иностранного языка в средней школе определяется следующим образом: развитие личности обучающегося, его способностей и желаний участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычно-речевой деятельности на соответствующем языке [Бим, 2017, с. 55].
Воспитание обучающихся средствами иностранного языка, в соответствии с программой, предполагает: формирование уважения и интереса к культуре страны изучаемого языка и народу, ее носителю; воспитание культуры общения; формирование познавательной активности и поддержание интереса к учению; воспитание потребностей в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности.
В программе подчеркивается, что в целом процесс преподавания иностранного языка призван формировать способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур.
Согласно ФГОС основного общего образования основная цель преподавания иностранного языка – это формирование коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативная компетенция, в свою очередь, включает в себя лингвистическую, социолингвистическую, социальную, дискурсивную и социокультурную компетенции [ФГОС, 2010, с.4].
Соответственно, для достижения общей цели учитель должен развивать в своих обучающихся каждый ее компонент. Способность и готовность обучающихся осуществлять межкультурную коммуникацию и межличностное общение с носителями иностранного языка зависит не только от знания языковых единиц, умения логично выстраивать речь и решать речевые задачи, но и от знания культуры, быта, традиций и пр. страны изучаемого языка.
Владение языком без знания культурного компонента приведет к тому, что человек не сможет объяснить речевые намерения собеседника и контекст высказывания, то есть уловит только значения слов, но никак не психологический, социальный и культурный подтекст [Гальскова, 2008, с.71].
Осмысление результатов исследований компонентов коммуникативной компетенции приводит к выводу, что коммуникативная компетенция не предстает чем-то стабильным, раз и навсегда данным, а представляет собой динамичную систему, трансформирующуюся в зависимости от цели, этапа и формы обучения, то есть компонентный состав коммуникативной компетенции должен определяться с учетом целей и специфики преподавания в конкретном учебном заведении, с учетом социального заказа [Колкова, 2016, с.74].
Таким образом, следует еще раз подчеркнуть тот факт, что овладение иностранным языком без ознакомления с культурой страны изучаемого языка, с менталитетом людей, говорящих на этом языке, и т.д. не может быть полноценным. Иными словами, нужно освоить не только сам язык, но и «образ мира» говорящих на нем, так как представители иной культуры не должны быть для нас психологически «чужими».
1.2. Использование современных цифровых инструментов в образовательном процессе
В развитии информационных технологий образования в современных условиях этап информатизации можно считать завершенным, поскольку практически все учебные заведения, оснащенные компьютерами и оборудованием, педагогические работники имеют достаточно высокое компьютерное образование и информационные навыки с использованием ИКТ в образовании. Кроме того, в 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда России», содержащий указ Президента России «Стратегия развития информационного общества России на 2017-2030 годы» [22]. Основная цель проекта - улучшить среду цифрового образования, создав проект, который позволяет всем гражданам участвовать и открывать диалог с помощью онлайн-обучения для возможностей обучения на протяжении всей жизни и доступа к Интернету. Поэтому цифровизация в образовании в основном сосредоточена на нынешней тенденции сохранения непрерывности образования цифровизация (иногда дигитизация, от англ. digitization), а также на инновационной техно-логической персонализации образования, основанной на индивидуальности.
Сегодня нет единого объяснения этому термину. Цифровизация учитывает метод манипулирования данными с помощью цифровых устройств [Сухомлин, 2005, с.16]; компьютеризированные системы и различные действия для улучшения вышеуказанной доступности [Макаревич, 2007, с.26]; широкое использование цифровых технологий, включая Интернет, электронную почту, видеосвязь [Голованова, 2018, с. 62] и т.д. Таким образом, основными технологиями оцифровки можно считать Интернет и мобильную связь, позволяющие организациям общаться в режиме онлайн между различными аспектами учебного процесса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника / И.Л. Бим. – Москва : 2017. – 130 с.
2. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности : учебное пособие / И. А. Бредихина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 104 с.
3. Бруцкая, Т. А. Включение цифровых инструментов в образовательный процесс / Т.А. Бруцкая // «Академия Интеллектуального Развития». 2020. – С. 44-49.
4. Волкова, Е. А. Методические подходы к использованию интерактивных средств в процессе обучения студентов непедагогических специальностей / Е.А. Волкова // Образовательные технологии и общество. – 2015. – Т. 18. – № 3. – С. 502-510.
5. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез // Лингводидактика и методика : учебное пособие. 5-естер. изд. – Москва : Академия ИЦ, 2008. – 334 с.
6. Гальскова, Н. Д. Организация учебного процесса по иностранному языку в школе / Н.Д. Гальскова, Е.И. Никитенко // Иностранные языки в школе. – Москва, 2015. – №1. – С. 20-24.
7. Голованова, Е. В. Цифровые инструменты / Е.В. Голованова – Москва : Изд-во Синергия, 2018. – № 9. – С. 60-69.
8. Гутфраинт, М. Ю. Учет индивидуальных особенностей восприятия на уроке английского языка / М.Ю. Гутфраинт // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 6 – С. 35-36.
9. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – Москва : Просвещение, 1991. – 222 с.
10. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. Проект «Информатизация системы образования». - URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt7.html (дата обращения 15.05.2022).
11. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебное пособие / В. А. Красильникова. – Москва : Дом педагогики, 2006. — 231 с.
12. Коваленко, Н. С. Использование современных интернет-ресурсов при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Н. С. Коваленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2010. – № 3. – С. 90-93.
13. Колкова, М. К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : пособие для учителей, аспирантов и студентов / М.К. Колкова. – Москва : Каро, 2016. – 240 с.
14. Кондик, Л. А. Использование информационно-коммуникативных технологий во внеклассной работе по английскому языку / Л. А. Кондик // Использование Интернет в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы / Под ред. А.А. Шаталова. – Орехово-Зуево, 2006. - С.26 – 30.
15. Коротенков, Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы / Ю. Г. Коротенков. — Москва : Академия АйТи., 2013. - URL: http://eor.it.ru/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf (дата обращения: 15.05.2022)
16. Макаревич, И. Г. Первые шаги в Интернете / И. Г. Макаревич // Иностранные языки в школе. - Москва : Просвещение, 2007. - № 6. - С. 26.
17. Общая методика обучения иностранным языкам : Хрестоматия / под ред. А.А. Леонтьева. – Москва : Русский язык, 1991. – 356 с.
18. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы; перспективы использования / И. В. Роберт. – Москва : ИИО РАО, 2012. – 140 с.
19. Семенова, Ю. И. Использование мультимедийных программ в обучении английскому языку в средней школе / Ю.И. Семенова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. – 2016. – №. С. 3– 14.
20. Серостанова, Н. Н. Современные технологии преподавания иностранных языков в эпоху цифровизации образования / Н.Н. Серостанова, Е.И. Чопарова // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. – С. 14-17.
21. Сухомлин, В. А. ИТ-образование / В.А. Сухомлин. – Москва : Горячая линия - Телеком, 2005. — 175 с.
22. Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9). – URL: http://government.ru/projects/selection/643/25682/ (дата обращения: 14.05.2022).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
24. Хильченко, Т. В. Мультимедийный урок иностранного языка и организационно-технологические особенности его проектирования / Т.В. Хильченко, А.В. Дубаков // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 4. – С. 73-78.
25. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. – Москва : Филоматис, 2018. – 188 с.
26. Bower, M. A typology of Web 2.0 learning technologies // Educause. - 2015. - Vol. 8. - 13 p.
27. Firth, M. Innovative uses for Google Docs in a university / М. Firth, G. Mesureur // Jalt call journal. - 2010. - Т. 6. - №. 1. - P. 3-16.
28. Genova, M. M. 21st century language classroom with digital tools and resources / M. M. Genova // Industry 4.0. - 2019. - Vol. 4. - № 3. - P. 142-145.
29. Iftakhar, S. Google classroom: what works and how / S. Iftakhar // Journal of Education and Social Sciences. 2016. - Т. 3. - №. 1. - P. 12-18.
30. Olek-Taszarek, W. ICT tools for our schools / W. Olek-Taszarek // Foreign Language Education and its Cross-Curricular Links. - 2017. - P. 67-79.