Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Любая система образования исторична, она тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития общества, как правило, соответствует определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой образовательный механизм производства новых форм жизни.
Средние века в нашем сознании ассоциируются прежде всего с тремя их институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками.
Развитие образования всегда находилось в тесной связи и взаимодействии с общественно-экономической и социокультурной жизнью. XII-XIII века относятся к эпохе классического Средневековья. В это время происходит ряд важных перемен в Западной Европе, среди которых особое место занимает процесс возникновение городов. Если в раннем Средневековье Европа была «деревенская», то в XIII веке строится Европа городская. Именно поэтому, большинство исследователей считают, что возникновение университетов связанно с ростом городов, т.е. урбанизацией западноевропейского общества.
Университеты с момента их возникновения в средневековье были важнейшими культурными центрами европейских стран и городов. Университеты не только давали образование, но и формировали интеллигенцию — носителя духовного потенциала европейской культуры. В них царила атмосфера вольнодумства, приоритета духа над прагматикой обыденной реальности. Это были очаги культуры, влиявшие на все общество, способствовавшие расширению и укоренению поля культуры. Университетское образование отличалось от ремесленного цехового обучения прежде всего своими задачами, дать человеку не столько специальность, сколько кругозор, широту, зрелость и свободу мышления. В последующей истории культурная миссия университетов укреплялась и вошла в традицию.
Сейчас в нашей стране возникла реальная опасность потерять университеты как масштабные культурные центры и утратить особую культуру университетского образования. Совсем недавно количество высших учебных заведений, ставших называться университетами, резко возросло, такое название получили многие отраслевые вузы. Между тем мало, что изменилось в их образовательной системе, которая не стремится приобщиться к «университетской культуре» образования. В общей массе этих новоявленных «университетов» стал теряться статус старых университетов с большими культурными традициями. Поэтому разработчики реформы высшей школы не считают нужным как-то выделять старые знаменитые университеты из множества других вузов и отдельно думать о их прогрессивном реформировании. Россия сейчас охвачена реформаторским энтузиазмом, с которым не зная устали, ломают и переделывают даже то, что прекрасно служит обществу, культуре, людям. Казалось бы стоит только радоваться тому, что жизнь не стоит на месте, и ждать благотворных изменений.
Объектом исследования является университет как часть культурного пространства Западной Европы в эпоху классического Средневековья.
Предметом исследования выступают черты и характеристики средневекового западноевропейского университета.
Цель исследования: состоит в рассмотрении западноевропейского университета как образовательной корпорации периода Средневековья и отражение традиций университета в современном мире.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить университет как феномен европейской средневековой культуры;
• Определить место университета в культуре;
• Проанализировать отражение традиций университета в современном мире.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Университет как феномен европейской средневековой культуры
Одним из важнейших достижений средневековой европейской цивилизации стало возникновение университетов. Действительно, университет - по существу единственный общественный институт, сохранившийся в почти неизменном виде на протяжении всех веков его истории, - является «типичным продуктом средневековья». Не иначе, как «дитя средневековой Европы» назвал университет современный швейцарский исследователь, главный редактор четырехтомного издания истории европейских университетов, профессор В. Роуг (1918-2015) . И для такого утверждения, в целом общепризнанного, имеются убедительные основания.
С одной стороны, вне всякого сомнения, средневековье унаследовало от античности ту основу, на которой строилось образование. Эго были семь свободных искусств - так называемые «тривиум»: грамматика, риторика, диалектика, и «квадривиум»: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. К первым опытам организации научно-философских и этико-политических сообществ, своего рода «протоуниверситетскому образованию», можно отнести Пифагорейский союз, Академию Платона, Ликей Аристотеля, Александрийский музей. В них была сформирована классическая идея образования - сочетание исследования и обучения .
Вместе с тем, следует признать, что организационные формы университета аналогов ни в классической античности, ни в Византии не имеют. Как сообщество учителей и учащихся, наделённых правами самоуправления, определения содержания обучения, проведения исследований, присуждения повсеместно признаваемых учёных степеней, университет возник в эпоху средневековья в христианской Европе. Такого рода корпоративных формаций и ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями в античности не было .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абеляр П. История моих бедствий. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 256 с.
2. Бар, Р. От обучения к учению: сборник статей по дидактике высшей школы / Р. Бар, Дж. Таг . – Минск, 2001. – С. 13.
3. Бекштрем, А. Г. Медицинский факультет в Монпелье до середины XIV века / А. Г. Бекштрем. – СПб.: Сенат. тип., 1908
4. Бряник Н. В. Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. — 318 с.
5. Доклад Европейского союза молодежи. EU Youth Report 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/assets/eac/youth/library/reports/youth-report-2015_en.pdf
6. Душин, О.Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования / О.Э. Душин // Вестник СПбГУ. – 2013. – №2. – С. 26-31.
7. Жевакина В.В. Модели развития университетского образования // Вестник Дальневосточной государственной академии экономики и управления. 1998. № 1 (5). С. 58 – 60.
8. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. – 239 c.
9. Кеннет, Браффи. Образование как разговор. Университетское образование / Браффи Кеннет. – Минск : БГУ, 2010. – 67 с.
10. Конкин А. И. Градообразующая миссия университета //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007. – S. – С. 70 – 74.
11. Маркова С. П. У истоков европейского университетского образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2012. - Вып. 3. - С. 21-32.
12. Ортега-и-Гассет, Хосе. Миссия университета / Хосе Ортега-и-Гассет. – Минск, 2005. – 104 с.
13. Поляков Н. В., Савчук В. С. Классический университет: от идей античности к идеям Болонского процесса. — Днепропетровск: Изд-во ДНУ, 2007. — 596 с.
14. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней /Перев. С. Мальцевой. Т.2. СПб.: Петрополис, 1997. - 336 с.
15. Роуг В. Университет как явление средневековой культуры //Alma Mater. - - № 7. - С. 97-109.
16. Системы высшего образования стран Запада. — М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. — С. 64–67.
17. Трипольский Р.И. Пролегомены к общей теории университета //Вестник Мурманского государственного технического университета. - Вып. 4. Т. 17. - С. 790-796.
18. Уваров П. Ю. Университет //Словарь средневековой культуры http://cult-lib.ru/doc/dictionary/medieval-culture/articles/99/universitet.htm Feruollo St. Parisius-Paradisius: The City, its School and the Origins of the University of Paris // The University and the City: from Medieval Origins to the Present / Bender T. (ed.). New York, 1986. P. 22-35.
19. Уваров, П.Ю. Интеллектуалы и интеллектуальный труд в средневековом городе // Город в Средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2 / Отв. ред. А.А. Сванидзе. – М.:Наука, 1999. – С. 221-269
20. Эскле, О.Г. Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья / О.Г. Эскле. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 360 с.
21. Feruollo St. Parisius-Paradisius: The City, its School and the Origins of the University of Paris // The University and the City: from Medieval Origins to the Present / Bender T. (ed.). New York, 1986. P. 22-35
22. The Common Enterprise University and the Teaching Mission [Electronic resource] / New York University. – NY, 2004. – Mode of access : http:// www.nyu.edu/about/leadership-university-teachingmission.html.