Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования заключается в необходимости типологической классификации и выявлении характерных черт предметов туалета памятников скифского времени в Дельте Дона.
Актуальность.
В отечественной историографии феномен скифской культуры изучен достаточно хорошо. Однако нехватка, или даже отсутствие, специальных исследований, посвящённых изучению особенностей скифской цивилизации в локальных зонах, всё ещё является серьёзным препятствием в развитие скифской археологии и истории. Территория Подонья-Приазовья являлась неотъемлемой и значительной частью древней Скифии. Берега Меотийского озера (как называли древние греки Азовское море) и реки Танаиса (Дона) прочно вошли в историю как места обитания скифов, различные данные о которых сообщают нам свыше трехсот одних только древнегреческих писателей. Исследование памятников скифского времени в Дельте Дона предоставляет в распоряжение науки незаменимый материал для возможности более глубокого изучения и обобщения истории, культуры и повседневной жизни скифов. Однако, изучая особенности археологического материала из скифских поселений и могильников Нижнедонского региона, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия и/или недостатка специальных обобщающих исследований по археологии туалетных принадлежностей памятников скифского времени в Дельте Дона.
Более того, в последние годы, в ходе проведения многочисленных археологических экспедиций в Дельте Дона, появилось большое количество нового археологического материала, существенно уточняющего представления о событиях, культуре и повседневности жителей Южно-донских степей в скифское время. Материалы последних лет не были достаточно хорошо изучены и обобщены, что представляет проблему для археологии как науки и актуализацию нового специального исследования для учёных.
Исходя из вышесказанного, возникает необходимость более глубокого и подробного изучения феномена предметов туалета, как неотъемлемую часть скифской материальной культуры, в Дельте Дона.
Предметом данного исследования являются предметы туалета жителей Дельты Дона в скифское время.
Объект исследования – материальная культура скифов в причерноморских и приазовских степях.
Целью настоящего исследования является изучение и характеристика предметов туалета памятников скифского времени в Дельте Дона в V – III вв. до н.э. Важной составляющей работы является максимальный сбор и выявление материала с последующей систематизацией, что позволит в будущем составить полную характеристику культуры предметов туалета исследуемого периода и территории.
Для достижения поставленной цели работы определены следующие задачи исследования:
1. Изучить литературный опыт, посвящённый исследованию скифской культуры населения в причерноморских и приазовских степях;
2. Выявить общую характеристику предметов материальной культуры памятников скифского времени в причерноморских и приазовских степях;
3. Проанализировать исторический опыт изучения предметов туалета памятников скифского времени в Дельте Дона;
4. Выявить основные модели классификации предметов туалета памятников скифского времени на Дону;
5. Дать характеристику основным видам предметов туалета памятников скифского времени;
6. Изучить классификацию зеркал, как пример туалетной принадлежности, характерный для памятников скифского времени в Дельте Дона.
Историографический обзор. Тема изучение предметов туалета памятников скифского времени неоднократно привлекала научные интересы исследователей. Однако отдельных работ, в которых туалетные принадлежности становились объектом специального изучения, не так много. Многие из рассматриваемых в данной работе типологических публикаций не ставят в центр своего исследования вопросы, непосредственно связанных с использованием жителями Низовья Дона в своём обиходе предметов туалета, однако их изучение даёт возможность не только полнее определить историческую и культурную значимость данных предметов, но и позволило наметить определённое направление в построении классификационной схемы для всего материала, исследуемого в данной работе.
В советский период значительный вклад в исследование предметов туалета памятников скифского времени внесла М.В.Скрижинская. В 1984 году под её руководством вышла работа «Будни и праздники Ольвии в VI- I вв. до н.э.» , в которой автор посвятил отдельную главу косметике и предметам туалета жителей Ольвии, подразделив их на соответсвующие сферы применения – парадный туалет и повседневный туалет. В данной работе были описаны основные виды туалетных принадлежностей и описаны способы их применения в обиходе, что сделало данное исследование фундаментальным для последующего изучение данной темы. В работе М.В.Скрижинская приводит свою классификацию архаических зеркал, где выделяет четыре типа по принципу крепления диска и ручки. Многие описанные в данной работе зеркала имеют широкий ареал распространения, в том числе и в погребениях Дона, поскольку у Ольвии были тесные торговые связи с Востоком . Естественно, в силу своего географического положения Подонье входило в зону этих связей. Кроме того, начиная с V века до н.э. в Дельту Дона через посредство Боспора (пантикапея) активно протекала значительная часть импорта товаров, в том числе зеркал, из различных центров Причерноморья и Средиземноморья . Более локальное исследование провёл И.Б.Брашинский в работе «Греческий керамический импорт ….». Автор дал характеристику импортных туалетных изделий в Дельте Дона, опираясь на весь греческий материал из раскопок Елизаветовкого городища и могильника до 1987 года включительно. Автор рассматривает особенности туалетной керамики, найденной в Дельте Дона – широкие плоскодонные чаши для умывания – лутерии (мортары) , небольшие кувшинчики с ручками-лекифы , флаконы и др.
Особый исследовательский интерес в научной среде вызывает изучение зеркал, поскольку данный предмет туалета нёс в себе не только бытовую, но и религиозную функцию. Поскольку зеркало отражало образ человека, его рассматривали как образ души, как предмет, обладающий волшебной магической силой. В связи с этим зеркала получили широкое распространение в скифских погребениях. В 2002 году историком Института археологии РАН Т.И.Кузнецовой была выпущена работа «Зеркала Скифии VI – III века до н.э.», в которой она предложила свою наиболее детализированную классификацию древнейших зеркал . В настоящий момент данная классификация признана большинством археологов и активно используется в написании работ по изучению зеркал и предметов туалета.
Таким образом, обзор литературы свидетельствует о многообразии подходов при изучении предметов туалета, как категории археологического материала, что обусловлено специфическими особенностями региона исследования, а также степенью заинтересованности исследователей в получении информации.
Хронологические рамки. Нижней хронологической чертой данного исследования необходимо считать начало V век до н.э. Это время возникновения Елизаветовского городища и сопровождающего его могильника. Верхней границей является начало III века до н.э. и знаменуется исходом скифского населения из поселения и возникновением на месте городища греческой торговой фактории, просуществовавшей около 20 лет и погибшей в огне пожара в 80-70 гг. III в. до н.э.
Территориально-географические границы исследования опреляются географическими границами Дельты Дона. Однако следует понимать, что в середине I тысячелетия до н.э. дельта Дона имела иной облик и размеры, нежели в настоящее время. Впервые мысль о том, что 2500 лет назад размеры дельты были существенно меньше современных, высказал первооткрыватель Елизаветовского городища П.М.Леонтьев, по мнению которого морской край проходил примерно по линии Недвиговка-Азов, в 10-13 км западнее городища . Продолжил гипотезу об изменившихся границах дельты и А.А.Миллер, которых утверждал, что «...в древности дельта была гораздо меньше и культурная ее часть ближе к морю, чем теперь» . Таким образом, в данном исследовании следует учитывать, что в середине I тысячелетия до н. э. территория дельты была существенно меньше современной, а ее морской кpай, согласно современной историографии, проходил по линии восточнее Недвиговки — западнее Рогожкино — примерно в 6—7 км западнее Азова. В настоящее время площадь дельты составляет 340 кв. км . Расчеты показывают, что в античную эпоху ее площадь равнялась примерно 180 — 200 кв. км.
Источниковедческая база. При написании данной работы были привлечены письменные источники, опубликованные по результатам работы полевых экспедиций в Низовьях Дона. А также использованы каталоги и документация из архивов и фондов донских музеев краеведения, архива Института Археологии РАН и других научных археологических организаций, опубликованных в работах и отчётах И.Б.Брашинского, Лукьяшко С.И., В.П.Копылова.
Методы исследования. В данной работе были использованы традиционные методы исследования: комплексный, сравнительно-исторический и типологический.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрены предметы туалета памятников скифского времени в дельте Дона при изучении археологии на современном этапе.
Структура работы: содержание, введение, трех глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЙ ОЧЕРК ОБ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ В НИЗОВЬЯХ ДОНА
1.1 История изучения скифской культуры в Низовьях Дона
Сущность понятия «скифский период» имеет широкое распространение в специальной литературе, где под ним понимается период времени, связанный с широким распространением, и даже можно сказать доминированием, скифской археологической культуры на огромном пространстве евразийских степей от Дуная до Прибайкалья. Однако в данном исследовании нас будет преимущественно интересовать культура скифов населявших территорию Северного Причерноморья и Донских степей.
Донская дельта, представляющая большой треугольник суши, ограниченный рукавами Дона, была хорошо освоена в V-III вв. до н.э. Судя по подкурганным погребениям, освоение дельты началось еще в эпоху ранней бронзы. Она особенно интенсивно использовалась в скифское время.
Одной из основных особенностей дореволюционной скифской археологии была ориентация на погребальные памятники. Хозяйственный уклад древних обитателей городищ вызывал тогда у археологов лишь косвенный интерес, конкретных исследований по изучению данной проблематики не предпринималось. В 1871 году по поручению Археологической комиссии работы были продолжены надворным советником П. И. Хицуновым. В 1870 г. он проводил изыскания на Недвиговском городище, но бушевавшая на островах холера не позволила работать в дельте, и в 1871 г. он провел исследования в районе Азова. Лишь в 1872 году начались работы на курганах у ст. Елисаветовской. Раскопано было более 50 насыпей. Квалификация исследователя не позволила ему обнаружить погребения под насыпями большинства раскопанных курганов. Дело в том, что могильные пятна плохо читаются на материке и улавливаются по выстилающим стены и дно тростниковым остаткам. П. И. Хицуновым была предпринята попытка раскопать курган 8 группы Пятибратних курганов. В результате он обнаружил дромос и погребение коня с упряжью. К чести исследователя следует отнести консервацию комплекса, сохранившую склеп до 1959 года. П. И. Хицунов обратил внимание на конструкцию насыпей, состоящих из «сырцового» кирпича, залитого клейким болотным илом и на наличие каменных крепид в насыпях. За сырцовый кирпич, вероятно, были приняты дерновые блоки, нарезанные в ближайшей округе. На городище были заложены пробные шурфы и траншеи в 40 различных местах. После работ Хицунова работы на Елисаветовском комплексе были надолго прекращены. Но, как справедливо отмечает В. П. Копылов, в эти годы стремительно развивалось кладоискательство . Елисаветовский могильник грабился регулярно. Донские войсковые ведомости пестрели сообщениями об ограблении курганов, а станичные атаманы и собиратели древностей пополняли коллекции будущего музея истории Донского казачества в Новочеркасске.
Не изменилась ситуация в 20-40-е годы XX века. Для изучения хозяйственной деятельности и материальной культуры местного населения была необходима обширная база археологических источников, но на тот момент таковой ещё не сформировалось. Поселенческие памятники скифского времени целенаправленно не изучались, находки раннего железного века происходили преимущественно из разведок или раскопок многослойных памятников. Научное изучение археологического комплекса, с последующей публикацией материалов, началось с 1908 года, когда по поручению Императорской Археологической Комиссии А. А. Миллер начинает затянувшееся на длительное время изучение прилегающего к городищу могильника. Было исследовано 8 малых курганов к югу от городища. В 1909 году работы были продолжены и исследовано 18 курганов. Результаты этих работ были изданы А. А. Миллером . Работы на прилегающем к поселению могильнике раннее предпринимались и профессором Московского университета П. Леонтьевым в 1853 году . Отсутствие блестящих находок на основном объекте работ - Недвиговском городище - заставили П. Леонтьева произвести дополнительные работы на Елизаветовских курганах. Были раскопаны 23 кургана. Елизаветовский материал произвел сильное впечатление на П. М. Леонтьева. Вместе с тем, ему стало понятно, что могильник не связан с греческой колонией Танаисом и принадлежал туземному варварскому населению. Этот важный вывод является безусловной заслугой П. М. Леонтьева. Тем не мене работы по исследованию самого городища не предпринимались.
Лишь в 1954 году работы на городище обратили на себя внимание археологов, это связано с началом исследований Южно-Донской археологической экспедиции под руководством В. П. Шилова (1954-1965), И. Б. Брашинского (1966-1980), К. К. Марченко и В. П. Копылова. За прошедшие годы исследований удалось выделить основные этапы функционирования комплекса, охарактеризовать его историю и материальную культуру.
Таким образом, вплоть до середины XX века хозяйственная деятельность нижненедонского населения скифского времени не привлекала достаточного внимания археологов. Тем не менее этот период времени следует выделить в качестве первого этапа исследования данной проблематики. Работы тогда имели спорадический характер и были направлены в основном на изучение погребальных памятников. Интерес к поселениям и городищам на тот момент отсутствовал. Относительно небольшие объёмы работ не позволяли накопить достаточную источниковедческую базу.
В настоящий момент Елизаветовский могильник представляется одним из самых исследованных комплексов погребальных памятников варварского населения Доно-Приазовской степи. При этом комплекс менее всего обработан исследователями, что объясняется рядом объективных и субъективных обстоятельств. Наиболее полно введены в научный оборот материалы археологических исследований А. А. Миллера. Материалы из раскопок Южно-Донской экспедиции вводились в научный оборот не комплексно. И. Б. Брашинского, как специалиста по античной археологии, прежде всего, интересовали импортные материалы, а не погребальные комплексы. И эта часть коллекции была достаточно полно обработана и издана . Материалы могильника привлекались для написания диссертационных сочинений В. П. Копылова , А Н. Коваленко, но полностью обработанный материал пока так и не увидел свет. Обработка этого материала исключительно актуальна для отечественного скифоведения и представляет самостоятельную задачу специального исследования. Данная проблема не может быть решена и отчасти из-за того, что нет обобщающих работ по локальным вопросам о жизни скифского населения в Дельте Дона. В частности не было издано систематизирующей и обобщающей работы по предметам туалета из памятников скифского времени в Дельте Дона и Елизаветовского комплекса в частности. Ещё одной вытекающей из повествования целью данной работы является привлечение материала городища и могильника как составной части культурного пространства Нижнего Дона, без которой невозможно понять закономерности складывания общей картины. Однако в силу, ограниченности источниковедческой базы исследования, будут привлекаться также работы по смежным темам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. К., 1983.
2. Бессонова С.С. Скифские погребальные комплексы как источник для реконструкции идеологических представлений// Обряды и верования древнего населения Украины. К., 1990. С.17-40.
3.Бессонова С.С., Бунятян Е.П., Гаврилюк Н.А. Акташский могильник скифского времени в Восточном Крыму. К., 1988.
4.Бобринский А.А. Курганы и случайные археологические находки близ местечка Смелы. СПб., 1901. Т.III.
5.Болтрик Ю.В., Фиалко Е.Е. Использование зеркал в убранстве скифских коней // Матеріали та дослідження з археології Східної України. К., 2007. 7. С. 280-289.
6. Брашинский И.Б. Греческий керамический импорт на Нижнем Дону в V – III вв. до н.э., Изд.:Наука Ленинград, 1980г. – 269 стр.
6.Волкобой С.С., Андросов А.В., Лихачев В.А., Мухопад С.Е., Шалобудов Н.Н. Скифские могильники 4-3 вв. до н.э. юга Днепропетровской области// Курганы степного Приднепровья. Днепропетровск, 1980. С. 18-41.
7.Галанина Л.К. К проблеме взаимоотношений скифов с меотами // СА. – 1985. 3. С. 158-163.
8. Зеест И.Б., И.Д.Марченко Материалы и исследования по археологии СССр №103/ Пантикапей. Издательство академии наук СССР, М., 1962 г. – 263 стр.
Зуев В. Ю. 2019. Типология борисфенитских зеркал. Труды Института востоковедения РАН 21, 161–177
8.Ильинская В.А. Скифы Днепровского лесостепного левобережья. К., 1968. Кенин-Лопсан М.Д. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Новосибирск, 1987.
9.Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987.
10.Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991.
11.Кузнецова Т.М. Зеркала с боковыми ручками из скифских памятников // КСИА. – 1982. 170. – С. 13-19.
12.Кузнецова Т.М. Зеркала из скифских памятников 6-3 вв. до н.э. // СА13.. – 1987. 1. С. 35-47.
14.Кузнецова Т.М. Зеркала // Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989. – С. 109-110.
15.Кузнецова Т.М. Этюды по скифской истории. М, 1991.
16.Кузнецова Т.М. Зеркала Скифии 6-2 вв. до н.э. Том 1. М, 2002.
17.Лысенко О.В., Топорков А.Л. Утварь домашняя// Материальная культура. Свод археологических понятий и терминов. – М., 1989. Вып. 3. С. 200-203. Марсадолов Л.С. Зеркало из Алтайской коллекции П.К. Фролова // АСГЭ. – 1982. 27. С. 30-33.
18.Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск, 1979.
19.Онайко Н.А. Античный импорт в Приднепровье и Побужье в VII-V вв. до н.э. // САИ. – 1966. Вып. Д1-27.
20.Онайко Н.А. О сахновской пластине // СА. – 1984. 3. С. 18-27.
21.Островерхов А.С., Охотников С.Б. О некоторых мотивах звериного стиля на памятниках из собрания Одесского археологического музея// ВДИ. 1989. 2. С. 50-68.
22.Петренко В.Г. Правобережье Среднего Поднепровья в V-III вв. до н.э. // САИ. – 1967. Вып. Д1-4.
23.Раевский Д.С. Эллинские боги в Скифии? (к семантической характеристике греко-скифского искусства)// ВДИ 1980. 1. С. 49-71.
24.Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1953.
25.Руденко С.И. Культура хуннов и ноинулинские курганы. – М.-Л., 1962. Савинов Д.Г. О завершающем этапе культуры ранних кочевников горного Алтая // КСИА. – 1978. 154. С. 48-55.
26.Скржинская М.В. Зеркала архаического периода из Ольвии и Березани // Античная культура Северного Причерноморья. К., 1984. – С. 105-128.
27.Смирнов К.Ф. Савроматы: Ранняя история и культура сарматов. М, 1964.
28.Фиалко Е.Е. Бронзовое зеркало с гравировкой из Северо-Западного Приазовья // БФ. СПб., 2007. – 2 С. 55-62.
29.Фіалко О.Є. Люстро з гравіруванням з поховання скіфської «амазонки» // Магістеріум. - Археологічні студії. К., 2009. C. 34-39.
30.Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М, 1986.
31.Хазанов А.М. Религиозно-магическое понимание зеркал у сарматов // СЭ. 1964. – 3. – С. 89-96.
32.Шапошникова О.Г., Фоменко В.Н., Балушкин А.Н., Гребенников Ю.С., Елисеев В.Ф., Клюшинцев В.Н.. Корпусова В.Н.. Магомедов Б.В., Некрасова А.Н., Нечитайло А.Л., Ребедайло Г.П., Рычков Н.А. Отчет о работе Ингульской экспедиции в 1975 г. (исследования археологических памятников от энеолита до средневековых кочевников) // Научный архив Института археологии НАНУ, 1975/3.