Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Теоретические представления о специальных медицинских группах и применении в них методик ЛФК 5
1.1. Особенности организации физического воспитания учащихся СМГ 5
1.2. Ограничения и противопоказания к использованию физических упражнений при различных заболеваниях 10
1.3. Врачебно-педагогический контроль учащихся специальных медицинских групп 16
2. Практические аспекты организации ЛФК занятий в группах СМГ 23
2.1. Понятие о лечебной физкультуре и ее применении при различных заболеваниях 23
2.2. Методические указания к проведению занятий по ЛФК 25
Заключение 28
Список литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Таблица 1.2. Ориентировочные сроки возобновления занятий после переноса некоторых острых заболеваний [4, с. 75].
Заболевания С начала посещения учебного заведения. Примечание
Ангина от 2 до 4 недель В последующий период не допускать переохлаждения (лыжи, плавание)
Бронхит, острый катар верхних дыхательных путей от 1 до 3 недель
Острый отит от 2 до 4 недель
Пневмония от 1 до 2 месяцев
Плеврит от 1 до 2 месяцев
Грипп от 2 до 4 недель
Острые инфекционные заболевания от 1 до 2 месяцев При удовлетворительных результатах функциональной пробы сердца (20 приседаний)При удовлетворительных результатах функциональной пробы сердца (20 приседаний)
Острый пиелонефрит 2 месяца
Гепатит инфекционный от 8 до 12 месяцев
Аппендицит (после операции) от 1 до 2 месяцев
Перелом костей от 1 до 3 месяцев Обязательное назначение ЛФК в начальный период лечения
Сотрясение мозга от 2 до 12 месяцев В зависимости от характера травмы и состояния самочувствия
1.3. Врачебно-педагогический контроль учащихся специальных медицинских групп
К специальной медицинской группе ученика направляет доктор во время обследования к началу учебного года, если этот ученик имеет серьезные нарушения состояния здоровья после давнего заболевания. Если же ученик перенес заболевания во время учебного года и у него возникли нарушения в состоянии здоровья временного характера, то он проходить обследование непосредственно после выздоровления.
При этом на основе результатов обследования учащийся также может быть направлений к специальной медицинской группе (чаще занятием в ней предшествует определенный период освобождения от занятий, во время которого ученик адаптируется к учебному режиму после болезни).
Как ориентир относительно направления учащихся, перенесших заболевания, к соответствующему видной медицинской группы целесообразно использовать определенные рекомендации относительно определения к медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья.
Врачебный контроль — периодическое комплексное медицинское, обследование учащихся с целью определения состояния их здоровья.
Одной из основных форм врачебного контроля являются врачебные обследования. Комплексное врачебное обследование является основанием для направления ученика к специальной медицинской группе. Оно состоит из анамнеза (сбора сведений, характеризующих заболевания, особенности его течения); физкультурного анамнеза (учитывающий длительность и особенности занятий физическим воспитанием, уровень тренированности); физикального исследования систем органов и органов (при помощи чего определяют состояние внутренних органов), что предусматривает [6, с. 89]:
Функциональные пробы (с целью выяснения реакции дыхательной системы и сердечно-сосудистой системы на нагрузки);
Лабораторные исследования (анализ крови и мочи);
Рентгенологическое исследование;
Электрокардиографические исследования.
Данные, полученные благодаря использованию различных методов, предоставляют важные сведения о состоянии здоровья и реактивность организма ученика. Но, несмотря на значительное количество используемых методов исследования, иногда определение медицинской группы требует повторного обследования и динамических наблюдений. Наиболее важными для решения вопроса принадлежности ученика к медицинской группы есть данные функциональных проб и врачебно-педагогического и контроля, позволяет изучать реакции организма на реальные физические нагрузки в процессе занятий.
Врачебно-педагогический контроль — обязательное условие правильного организованного процесса физического воспитания учащихся специальных медицинских групп.
Осуществление врачебно-педагогического контроля содержит наблюдение за изменениями [1, с. 100]:
функции легочной системы (ЖЕЛ);
антропометрических показателей (вес, рост сидя, стоя; формы грудной клетки и др.);
силы мышц и уровня формирование мышечного корсета;
реакций дыхательной и сердечно-сосудистой систем на нагрузки.
Простейший показатель деятельности сердечно-сосудистой системы – это пульс.
Пульс — это ритмические колебания стенок артерий, возникающие в результате давления крови, выбрасываемой при систоле из левого желудочка в аорту. Лучше пульс ощутим в местах, где артерии расположены близко к коже человека.
В норме пульс составляет: у взрослых — 60-70 уд./мин; у младших школьников — 86-90 уд./мин. У девочек пульс немного выше, чем у мальчиков.
Простота измерения пульса дает возможность использовать этот показатель при работе, в состоянии покоя, в процессе восстановления. Именно эти колебания пульса дают представление об уровне подготовленности сердечно-сосудистой системы к физической деятельности, и предоставляют информативности различным функциональным пробам.
В быту самой простой является «ступенчатая проба»: подняться без остановки на четвертый этаж и подсчитать пульс.
Оценка пробы [3, с. 88]:
менее 100 уд. / мин — отлично;
100-120 уд. / мин – хорошо;
120-140 уд. / мин — удовлетворительно;
более 140 уд ;/ мин — плохо.
Обычно для более точного определения состояния сердечно-сосудистой системы используются пробы с измерением артериального давления и пульса, осуществляемые до нагрузки и после нее.
Различают систолическое максимальное артериальное давление -АДmах и минимальное (диастолическое) — АДmin. Измеряется в мм ртутного столба и составляет в норме для здорового человека:
АДmах 120-130 мм, АДmin — 70-85 мм. Разницу между ними называют пульсовым давлением.
Артериальное давление (АД) в зависимости от возраста можно рассчитать по формуле, которую предложил А. Ф. Синяков:
систолическое АД = 0.4 х возраст + 109;
диастолическое АД = 0.3 х возраст + 67.
Испытания работоспособности сердечно-сосудистой системы путем определения ее реакции на дозированную нагрузку называют функциональной пробой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Методика физической культуры при различных заболеваниях внутренних органов в группах СМГ. – Екатеринбург: Альтер эго, 2014. – 343 с.
2. Андреева С.О., Савельева М.И. Методология проведения лечебной физкультуры. – СПБ.: Березка, 2015. – 358 с.
3. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. ЛФК при различных заболеваниях внутренних органов. – Ярославль: Азимут, 2015. – 359 с.
4. Васильев Я.Н. Принципы лечебной физкультуры для специальных медицинских групп. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2016. – 293 с.
5. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Правила проведения ЛФК в специальных медицинских группах. – Воронеж: Альянс, 2014. – 395 с.
6. Сорокина В.А., Петренко Г.Г. Специальные медицинские группы и ЛФК. – Новороссийск: Приоритет, 2016. – 468 с.
7. Титоренко В.В. Специальные медицинские группы. Принципы ведения и лечения. – Волгоград: Знамя, 2014. – 320 с.
8. Уфимцева А.В. Восстановительные занятия. Принципы оценки состояния и назначения программы нагрузок. – Волгоград: Смена, 2015. – 380 с.