Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«…когда-нибудь человеку придется ради своего
существования столь же упорно бороться с шумом,
как он сейчас борется с холерой и чумой».
(Роберт Кох, бактериолог, XIX век)
Устойчивое развитие может иметь место только в том случае, если природные ресурсы и экосистемные услуги, которые являются основой благосостояния обществ, постоянно обеспечены как для нынешних, так и для будущих поколений. Бизнес и институты гражданского общества занимают лидирующее положение в построении «зеленой экономики». Эти тенденции особенно четко проявились в процессах урбанизации и обусловили необходимость перехода к новой модели устойчивого развития городских агломераций.
Экологическая стратегия РФ на период до 2030 года ориентирована на соблюдение общемировых целей в области охраны окружающей среды и на обеспечение устойчивого развития и учитывает основные направления международной политики и международные обязательства страны в сфере охраны окружающей среды:
- рекомендации конференции ООН («Повестка дня на XXI век» Рио-де-Жанейро, 1992 год);
- решение Всемирной встречи на высшем уровне в 2002 году (Йоханнесбург);
- директивные документы Европейского Союза, основные рекомендации саммита ООН Рио+20(Нью-Йорк, 2012 год);
- директивные документы Европейского Союза, Программы ООН «ХАБИТАТ», предусматривающей устойчивое развитие городов и городских транспортных систем, создание безопасной для здоровья и продуктивной городской среды обитания, оказывающей благоприятное воздействие на людей и на общее состояние окружающей среды.
Современный город является фактически центром цивилизации, основным местом развития технологий, внедрения инноваций, формирования человека новой информационной эпохи. Житель города в XXI веке предъявляет
к месту своей жизнедеятельности высокие требования, хотя они далеко не всегда соответствуют актуальным условиям функционирования города — сложной, комплексной, многофункциональной системы. Одновременно город стал местом концентрации чрезвычайно сложных проблем: он не всегда безопасен для своих жителей.
Многочисленные риски - политические, технологические, климатические и эпидемиологические - требуют соблюдения правил и норм, а также выработки абсолютно неизвестных ранее алгоритмов поведения горожан, с одной стороны, и принятия решений со стороны управляющих структур города - с другой
Среди проблем современного города значительное место занимают риски, связанные с гигантской массой промышленных и бытовых отходов, загрязнением атмосферы, воды и почв, техногенными авариями, шумовым загрязнением - спутником всех скоростных магистралей мегаполисов, и многие другие факторы, оказывающие негативное воздействие на природу, окружающую человека, и на него самого, так как он является ее неотъемлемой частью [1,2].
Актуальность темы.
Шумовое загрязнение относится к загрязнению окружающей среды. Это любой нежелательный для человека звук или комбинация звуков различной интенсивности, которые оказывают нежелательное воздействие на организм человека и могут повлиять на его жизненно важную деятельность [2]. Шумовое загрязнение сегодня является одной из основных экологических проблем крупных городов. Более 30% жителей российских городов подвергаются опасному воздействию высокого уровня шума. Эта проблема наиболее остро стоит в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Магнитогорске, Красноярске и др.
Согласно Государственному отчету " По данным Государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2019 году», среди жалоб на неблагоприятные условия проживания наибольшую долю занимают жалобы на шум -66,8%. А доля жилых зданий, в которых были выявлены нарушения норм защиты от шума, составила 13,4%. Более 30% жителей российских городов подвергаются опасному воздействию высокого уровня шума.
Таким образом, шум является наиболее важнейшим фактором, влияющим на окружающую среду и качество жизни. Основными источниками шумового и вибрационного воздействия на территории города являются автотранспорт, строительная техника, промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий, шумы бытового происхождения на территориях внутри кварталов жилых домов [2]. Поэтому проблема борьбы с шумом во всех ее проявлениях была и остается актуальной.
Теоретическая база исследования - анализ причин возникновения шума в городах и его влияния на здоровье людей.
Цель данной работы - анализ причин возникновения шума в городах и его влияния на здоровье людей.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
1. Описать природу звука
1. Изучить теоретический материал о влиянии шума на ОС
2. Исследовать действие шума на здоровье человека.
4. Предложить способы защиты от шума, сформулировать рекомендации по снижению шума.
Объект исследования – город.
Предмет исследования – шум.
Методы исследования – критический анализ.
1 Теоретическая часть. Проблема шума в городе
1.1 Природа звука
Звуковые волны - это механические продольные волны. Они излучаются источником звука — вибрирующим телом - и распространяются в твердых телах, жидкостях и газах в виде колебаний давления (волн давления).
Человеческое ухо обычно воспринимает частоты от 16 до 20 000 Гц. Колебания более высокой частоты называются ультразвуком, инфразвуком более низкой частоты.
Есть: музыкальный звук, созвучие (музыкальный звук), шум и взрыв.
Музыкальный (чистый) звук - это синусоидальная вибрация.
Созвучие является результатом одновременного звучания нескольких музыкальных тонов, то есть несинусоидальных колебаний, возникающих в результате сложения нескольких синусоидальных колебаний. Тон самой низкой частоты определяет общую высоту звука, остальные тона (обертоны) определяют цвет (тембр) звука.
Шум - это нерегулярные колебания, смесь многочисленных колебаний примерно одинаковой амплитуды и с различными частотами.
Взрыв - это кратковременный и сильный звуковой эффект. Существует связь между вибрациями источника звука и звуковым ощущением.
Природа звука, характеристики звука и ощущения:
Характеристика звука Ощущение
Амплитуда колебаний Громкость
Частота колебаний Высота
Форма колебаний Тембр.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок.
В таблице 1 приведены уровни и характеристики звука.
Таблица 1 - Уровни и характеристики звука
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Бурак В. Е. Шум как критерий формирования санитарно-защитных зон транспортных магистралей // Мир транспорта. 2021. Т. 19. № 4 (95). С. 126–130. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-14.
2. Рувинова Л.Г. Оценка шумового загрязнения в городской среде.// Вестник КрасГАУ. 2017. №7. С.134-139.
3. Чудинова О.Н. и др. Оценка шумового загрязнения городской среды от автотранспорта // Вестник Оренбургского Государственного Университета 2017. № 6 (206). С. 94-98.
4. Городская среда современного города для устойчивого развития. Санкт-Петербург 2020. 96с. https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/ uploads/2021/02/03/05/
5. Карпова, Н. В. Устойчивое эколого-экономическое развитие города: теория, практика и перспектива / Н. В. Карпова // Экономика и экология территориальных образований. — 2018. — Т. 2, № 4. — С. 66–73. https://doi.org/10.23947/2413- 1474-2018-2-4-66-73.
6. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году» [Текст]. – М.: Минприроды России; НИАПрирода.– 2021. – 886 с.
7. Васильева И.Л., Назмеева Т.В. Оценка внутренней акустической среды уникального здания //Вестник Евразийской науки, 2018. №5. https://esj.today/PDF/62SAVN518.pdf (доступ свободный).
8. ГОСТ 20444-2014. Шум. Транспортные потоки. Методы определения шумовой характеристики: Межгосударственный стандарт 20444-2014: [взамен ГОСТ 20444-85: введен 01.07.2015] / Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке; [подготовлен ФГБУ "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук" (НИИСФ РААСН)]. – Москва: Стандартинформ, 2015. – 24 с.
9. Шешегов П. М. Научное обоснование системы управления риском развития нейросенсорной тугоухости у авиационных специалистов при действии авиационного шума // Дисс…уч.степ. докт. медиц. наук : 14.02.01. Ахтубинск.2017. 321 с.
10. Баландина А.В., Замараева О.А., Батракова Г.М. Анализ шумовой нагрузки на участках улично-дорожной сети вблизи учебных корпусов университета транспорт // Транспортные сооружения. Экология. 2018. № 1. С. 13-20.
11. Павлова Е.И., Новиков В.К. Экология транспорта 6-е изд.: учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт. 2021. 418с.
12. Исследование шума транспортных потоков в районе кампуса АмГУ и его влияние на шумовую обстановку на территории и в учебных корпусах университета // Вестник АмГУ,85. 2019. С. 98-98.