Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. История возникновения ученичества в Библии
Во времена царя Давида для храмового пения назначаются левиты трех поколений. Старшие певцы называются обученными петь пред Господом, знающими свое дело, чем отличаются от менее опытных.
В этом тоже прослеживается церковная иерархия. Но, когда нужно было совершать службу, все были равны: «И бросили они жребий о череде служения, малый наравне с большим, учители наравне с учениками» (1 Пар. 25, 8).
Во времена иудейского царя Иосафата, как сообщает нам Священное Писание Ветхого Завета, были приняты меры по насаждению в иудейском народе религиозного просвещения – при посредстве комиссии из царских сановников, священников и левитов, посланных царем по всем городам с книгой закона. Священники и левиты, выступая здесь в религиозном учительстве, исполняли лишь прямой долг своего звания по закону Моисееву: «учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» (Втор. 33, 9–10); хотя в Ветхом Завете вообще мало сообщается об учительной деятельности священников и левитов, однако постоянное исполнение ими упомянутого важного служебного долга своего, конечно, не может подлежать сомнению. То, что и священники участвуют в народном образовании в духе религии и закона, говорит о большом государственном значении этой меры. Еврейский народ не разделял образования светского и духовного, как в большинстве европейских государств. Идея теократии евреев тесно сближала противоположные области жизни. Из того, что комиссия священников берет с собой книгу закона Господня и с ней совершает обхождение страны, можно заключать, что письменные экземпляры Священного Писания в народе еще не были распространены: «И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ» (2 Пар. 17, 9).
В Священном Писании в пророчестве Азарии иудейскому царю Асе указывается также, что отсутствие такого образования будет наказанием иудеям за отступление от Иеговы: «Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона» (2 Пар. 15, 3). Об этом же предупреждает и пророк Иезекииль: «Беда пойдет за бедою и весть за вестью; и будут просить у пророка видения, и не станет учения у священника и совета у старцев» (Иез. 7, 26). Пророки в данных словах показывают, что закон, тора, является не просто учебником, а живой силой для того, кто верен Иегове.
В послепленный период к чтению Священного Писания добавлялись и толкования, и переводы его на арамейский язык – таргумы, т. к. вернувшиеся из плена евреи уже плохо понимали родной язык: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8, 8). При появлении синагог появляются и школы при них, где читаются Тора и Мишна, появляются библиотеки.
Так, Священное Писание Ветхого Завета представляет нам картину ученичества в совершении священнического служения, а именно в постоянном чтении Закона Божия, тем самым совершая и образование еврейского народа.
К моменту Рождества Христова практика ученичества в ветхозаветном Израиле была распространена и даже обязательна, так что ощущать себя учениками было для верующих привычным делом. Еврейское «леху ахарай» (идите за Мною) у евреев и означало ученичество, т. е. будьте Моими спутниками и учениками. Именно эти слова Спаситель и употребляет для призвания Двенадцати: «…идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 19–20; Мк. 1, 17). Непременным условием следования за Христом было сиюминутное оставление земных дел, об этом говорит Христос и другим слушателям: «Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк. 9, 59; Мф. 8, 22). Призвание апостолов создавало новые связи, которым Господь отдавал предпочтение перед связями кровными .
Господь в притче говорит, что новое служение нужно брать без сомнений, нужно предаться ему вполне, искренно, всем сердцем, иначе такой ученик и после будет все оглядываться назад, подобно не интересующемуся своей работой пахарю. Пользы от такого отношения к делу распространения Евангелия ждать нельзя . Нескольких слов было достаточно, чтобы ученики пошли за Спасителем. «То, что они легко послушались Его, и то, что оставили все, значит, они еще прежде были хорошо приготовлены к этому» , – говорит Иоанн Златоуст, имея в виду проповедь Иоанна Крестителя, которого апостолы прежде тоже называли учителем. Словами «следуй за мною» также был призван Левий (Матфей) (Мф. 9, 9–13; Лк. 5, 27).
Преподобный Ефрем Сирин в следовании за учителем видит смысл ученичества: «Великое чудо! Будучи слабыми, они без всякого насилия привлекли сильных к учению своего учительства (к ученичеству), будучи бедными, научили богатых, простолюдины сделали своими учениками мудрых и мужей великой науки. Наука земная уступила свое место той науке, которая есть Наука наук» .
После призвания апостолов Христос обращает к ним Свое слово – притчи, наставления, их сопровождает народ, и ученичество здесь сводится к слушанию: «и когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим» (Лк. 20, 45); «весь народ неотступно слушал Его» (Лк. 19, 48).
Сестра Марфы, Мария, как Его ученица «села у ног Иисуса и слушала слово Его» (Лк. 10, 39). Ученики впоследствии в подражание своему Учителю распространяют Евангелие тоже через слово: «призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса» (Деян. 24, 24). При этом Спаситель требует слушания со вниманием и особым расположением ума: «и, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!» (Мф. 15, 10), потому что «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13, 19), то есть внимание, с которым народ слушал Христа, являлось препятствием для врагов Спасителя в их замыслах против Него. Апостол Павел, основывая и окормляя Церковь Христову в разных городах, подобно своему Учителю, наставляет в вере уже своих учеников и просит «вникать в себя и в учение», заниматься этим постоянно (1 Тим. 4, 16). Апостол указывает, что тем самым спасешь себя и слушающих.
Следующей ступенью возрастания апостолов и слушающего народа было исполнение услышанных слов Спасителя: «а слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания» (Лк. 6, 49). Апостолы вторят своему Учителю, наставляя членов раннехристианской общины: «…будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (Иак. 1, 25); «блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1, 3).
Более ответственный шаг – первое самостоятельное «упражнение» – выход учеников на проповедь в близлежащие города. Христос разъясняет ученикам важность их посольства: говорит о силе наказания для тех, которые не будут слушать их: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10, 16). После этого «собрались Апостолы к Иисусу, и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили» (Мк. 6, 30). Ученики радостно сообщают своему Божественному Учителю об успехе их дела, подводят первые итоги.
Так Господь укрепляет учеников Своих в вере, постепенно готовит к главному их делу – под водительством Святого Духа устроению раннехристианской общины, а затем и Вселенской Церкви, до этого будучи свидетелями Крестных страданий, смерти и Воскресения Спасителя.
В евангельских событиях преобладают эпизоды, где ученики сопровождают Иисуса во время Его земного служения. На страницах Священного Писания Нового Завета 21 раз употребляется сочетание «с учениками Своими». Апостолы и следующий за ними народ представляются здесь образом будущей Церкви во главе со Христом. Но не только факт совместного присутствия является определяющим для звания учениками Христовыми. Спаситель говорит ученикам и слушающим о воспитании в себе качественно новых свойств души. Посылая апостолов на проповедь, Христос дает следующие наставления: «Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16).
Спаситель вооружает учеников этими качествами, как пишет святитель Иоанн Златоуст, на брань против дьявола, говорит о бедствиях, которые будут сопровождать их не только в этой миссии, но и по про шествии времен . Предупреждая об опасностях, которые придется испытать ученикам, Христос заповедует бояться Бога, надеяться на Него больше, чем на людей: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Апостол Иаков впоследствии тоже будет повторять эти наставления Христа своим слушателям и читателям: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак. 4, 12).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнольд Г. Ученичество. - / http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/dushepopechenie/arnold/index.php
2. Бертрам Мельбурн. Ученичество. – Киев: Джерело життя, 2007
3. Библия. – М.: РБО, 2006. – 1214 с.
4. Билл Халл. Пастор, воспитывающий учеников. – Шандал, 2006. – 256 с.
5. Владимир Хендриксон. Учениками не рождаются, а становятся. - / http://www.blagovestnik.org/books/00398.htm
6. Дерек Принс. Церковь Божья. – С-Пб.: ДПМ, 2004. – 383 с.
7. Джин Гибсон, Фред Колвин. Упражнения в христианстве. Книга 4. - / http://www.blagovestnik.org/books/00238.htm .
8. Джон МакАртур. Пасторское богословие. - / http://idinasvet.com/com-remository/Itemid-176/func-fileinfo/id-362/
9. Джон Мак-Артур. Толкование книг Нового Завета. Римлянам – СПб: Библия для всех, 2004.
10. Джордж Элдон Ледд. Богословие Нового Завета. – СПб: Библия для всех, 2003.
11. Дитрих Бонхёффер. ХОЖДЕНИЕ ВСЛЕД. - / http://www.krotov.info/library/02_b/bon/hofer_6.htm#119
12. Евангельский словарь Библейского богословия. – С-Пб: Библия для всех, 2004
13. Ефрем Сирин, преподобный. Творения в 12 томах. Том. 8. Толкование на Четвероевангелие / Ефрем Сирин. – Москва : Русский издательский центр имени Святаго Василия Великого, 2014. – 312 с.
14. Зигабен Евфимий. Толкование на Евангелие от Матфея / Зигабен Евфимий. – Текст : электронный // Библия. Оптина : [сайт]. – 2010–2020. – URL: bible.optina.ru/new:mf:10:28#evfimij_zigaben
15. Иларион (Троицкий), священномученик. Ветхозаветные пророческие школы / Иларион (Троицкий). – Текст : электронный // Азбука веры : [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/vetkhozavetnye-prorocheskie-shkoly/
16. Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа четырнадцатая. Полное собрание творений в 12 томах. Том 7 / Иоанн Златоуст. – Минск, 2005.
17. Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение / Кассиан (Безобразов). – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : ПСТБИ ; Русский путь, 2001. – 560 с.
18. Комментарий Баркли к Новому Завету. - / http://www.bible.by/barclay-new-testament/read-com
19. Комментарий Уильяма Макдональда к Новому Завету. -/ http://bqt.ru/NovyjjZavetKommentarijjMakDonal'da
20. Лопухин А.П. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов - / http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lopuhin/lopuhin2/contents.html
21. Лопухин, А. П., профессор. Библейская история Ветхого Завета / А. П. Лопухин. – Москва : ТВЕРДО, 2015. – 512 с.
22. Лопухин, А. П., профессор. Толковая Библия / А. П. Лопухин. – Текст : электронный // Азбука веры : [сайт]. – 2005–2020. – URL:https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_09/10
23. Миллард Эриксон. Христианское богословие. – С-Пб.: Библия для всех, 2006.
24. Норберт Мюллер, Георг Крауз. Пасторское богословие. -/ http://svitlo.by.ru/bibloteka/pastbog/pastbog.htmlБиблия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами. – Россия : Объединенные библейские общества, 1992. – 297 с.
25. Петр Пеннер. Научите все народы. – С-Пб.: Библия для всех, 1999. – 335 с.
26. Послание Святого Игнатия Богоносца к Магнезийцам. - / http://www.bibleist.ru/biblio.php?q=007/009&f=001.html
27. Райкен, Л. Словарь библейских образов / Л. Райкен. Д. Уилхойт, Т. Лонгман. – Текст : электронный // Азбука веры : [сайт]. – 2005–2020. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskihobrazov/789?=%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
28. Роберт Дуэйн Хоскен. Церковь, направленная на служение. - / http://www.agape-biblia.org/biblia01/lichnye/Tserkov-napravlennaia-rmk.htm.
29. Служение как ученичество. - / http://www.agape-biblia.org/biblia01/lichnye/02-Sluzhenie-kak-uchenichestvo.htm
30. Статья «Истинные ученики Христа». - / http://www.cogmtl.net/Articles/056.htm
31. Теологический энциклопедический словарь / Ред. У. Элвелл. – М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2003. – 1447 с.
32. Уильям Макдональд. Истинное ученичество.- / http://www.blagovestnik.org/books/00153.htm
33. Уэйн Грудем. Систематическое богословие. – С-Пб.: Мирт, 2004. – 1453 с.
34. Электронная еврейская энциклопедия. - / http://www.eleven.co.il