Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Сущность эмоционального интеллекта
1.2. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта
1.3. Проблема диагностики эмоционального интеллекта
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
2.1. Изучение эмоционального интеллекта в зарубежной психологии
2.2. Эмоциональный интеллект в трудах российских психологов
2.3. Сравнительный анализ подходов к изучению эмоционального интеллекта в трудах зарубежных и российских психологов
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
Термин «эмоциональный интеллект» появился в американской психологии в начале 20 века, но приобрел популярность благодаря психологу Дэниелу Гоулману, благодаря которому и получил широкую известность.
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. EQ состоит из 5 факторов [13]:
самосознание
самоконтроль
самомотивация
сочувствие
управление отношениями
Существует два типа интеллекта: межличностный и внутриличностный интеллект.
Межличностный интеллект помогает строить отношения с людьми, внутриличностный интеллект помогает изучать себя, работать с мотивацией и самоконтролем.
Внутриличностный интеллект В него входят понятия «самосознание», «саморегуляция», «самомотивация».
Самосознание: осознание наших сильных и слабых сторон, эмоций и побуждений, того, как наши эмоции и поведение влияют на других.
Саморегуляция: способность контролировать свои эмоции и импульсы. Саморегуляция помогает понять, как реагировать на высказывания других, как находить решения, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях.
Самомотивация: самомотивация на выполнение необходимых задач, достижение поставленных целей.
Межличностный интеллект Он состоит из навыков, которые помогают нам общаться с другими людьми.
Эмпатия: способность понимать чувства других людей, почему они ведут себя так, а не иначе. С помощью эмпатии можно предотвратить конфликт, который может развиться из-за непонимания между сторонами. Эта способность не врожденная, ее нужно развивать с детства.
Социальные навыки: способность взаимодействовать с другими. Например, напористость – это навык, позволяющий человеку не зависеть от чужих влияний и оценок, самостоятельно решать, как себя вести и нести за это ответственность.
Актуальность исследования.
Эмоциональный интеллект является новым явлением в психологии и социологии. Проблема состоит в том, что до сих пор не разработано четкого методологического обеспечения данного явления.
Цель исследования – выявить особенности исследования эмоционального интеллекта в психологии.
Объект исследования – эмоциональный интеллект.
Предмет исследования – особенности исследования эмоционального интеллекта в психологии.
Задачи исследования:
1. Дать определение эмоциональному интеллекту.
2. Дать характеристику методам измерения эмоционального интеллекта.
3. Выявить особенности исследования эмоционального интеллекта в зарубежной психологии.
4. Выявить особенности исследования эмоционального интеллекта в отечественной психологии.
5. Сравнить подходы к изучению эмоционально интеллекта в России и за рубежом
6. Сделать выводы по итогам исследования.
Методология и методы исследования.
В работе использованы такие общенаучные методы исследования как анализ, синтез, дедукция, сравнение.
Структура исследования.
Работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева И. Н. «О синтетической теории эмоционального интеллекта» // Психология человека в современном мире, том № 2. – М., 2009 – С. 289 -298.
2. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие / И. Н. Андреева. – Новополоцк : Полоц. гос. ун-т, 2020. – 356 с.
4. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. Новополоцк : ПГУ, 2011. – с.
5. Брушлинский А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психол. журнал, 1997. Т.18, № 2. – С.18–32.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – Издательство «Лабиринт», М., 1999. – 352 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского.– М.: Педагогика, 1984. –400 с.
9. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. научн-практ. конф. Ананьевские чтения».- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1999. – С.25 -26.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304с.
11. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. ― 40 с.
12. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. – 2006.- № 4. – С.3–22.
13. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под. Ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. – М.,2004. – С.29–36.
14. Нго Конг Хоан, О. Эмоции в структуре мыслительного процесса: дис. … канд. псих. наук. Ленинград, 1984. – 158 с.
15. Пантелеева, Т. В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии / Т. В. Пантелеева. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 19-25. – URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/6902/ (дата обращения: 13.06.2022).
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2006. – 712 с.
17. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776с. – С. 200–210.
18. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 351с.
19. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.
20. Шадриков В. Д. К понятию эмоционального интеллекта // Системогенез учебной и профессиональной деятельности / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 9–10 октября 2007 г. / Под ред. Ю. П. Поваренкова – Ярославль: Канцлер, 2007.
21. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека М.: Издательство «Аспект Пресс», 2007 г. – 328 с.
22. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. – 320 с.