Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования определяется тем, что успешное развитие любого предприятия, повышение его рентабельности и обеспечение финансовой независимости в условиях рыночного ведения хозяйства практически полностью зависит от того, насколько грамотно, профессионально и эффективно используется внутрифирменное планирование основных показателей деятельности предприятия.
Любая сфера жизни подвержена каким-либо рискам. Организм человека подвержен заболеваниям, финансовое благополучие подвержено финансовым кризисам. При том, риски могут возникнуть в любой момент, даже когда человек уверен, что все контролирует. Условия таковы, что наступление непредвиденных ситуаций часто сопровождается потерей денежных средств. Если у человека обнаружено серьезное заболевание – ему нужны деньги, он попал в финансовую яму, ему нужны деньги. Но в такой ситуации может оказать не только индивид, но и само государство. Для решения данной проблемы и был создан институт страхования. Это способ избежать попадания в кризисную ситуацию. Заплатив определенную сумму в соответствующую организацию – страховую компанию, вы, тем самым, предупреждаете наступление рисков, с которыми не сможете потом справится.
Если вы страхуете свое здоровье, вы получаете сумму для покрытия лечения. Если вы страхуете автомобиль, то если с ним произойдет что-то, что нанесет ему урон, вы получите деньги на ремонт, при этом вам не придется лезть в свой карман, чтобы оплатить расходы, вам не придется самому оплачивать ремонт в квартире, если вдруг соседи вас затопили. Этот инструмент, без которого, казалось бы, очень сложно жить, до сих пор еще не работает на все 100 процентов. Это связано с тем, что страхователи, лица, которые хотят обезопасить себя и свое имущество, боятся потерять свои деньги. Напрасно, потому что в настоящее время данный институт права и экономики жестко контролируется со стороны государства.
Стратегическое планирование хозяйствующим субъектом - это тип планирования, который определяет миссию организации, стратегию поведения на рынке и основные цели.
Объект исследования - стратегическое планирование.
Предмет исследования - стратегическое планирование продаж страховых услуг.
Цель работы – рассмотреть особенности стратегического планирования продаж страховых услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия и виды стратегического планирования;
изучить главные модели планирования;
определить этапы процесса стратегического планирования;
изучить оценку участников рынка страховых услуг и показателей их развития;
дать анализ динамики страховых премий и выплат в России;
изучить прогноз и проблемы рынка страховых услуг в России;
рассмотреть пути решения проблем страхового рынка.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов: С.Г. Абдуллаева, Ю.А. Антипатров, Е.С. Акопова, Т.И. Бредихина, Ю.С. Друтель, А.С. Кабанов, М.Х. Мескон, А.К. Панова, В.Л. Рачек и др.
Основными источниками информации при проведении анализа в ходе разработки курсового проекта являлись уставные, отчётные документы и другая внутренняя информация, данные о развитии отрасли, специальные издания, периодическая печать, наблюдения за деятельностью фирмы, беседы с руководством и сотрудниками фирмы.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятия и виды стратегического планирования
Понятие стратегического планирования имеет много различных трактовок и определений. Их общей характеристикой является подчеркивание систематического, последовательного (пошагового, stepwise) подхода к формированию стратегий. Дж. Армстронг характеризует стратегическое планирование как «процесс определения долгосрочных целей фирмы, процедур генерирования и оценки вариантов стратегий и системы мониторинга результатов выполнения плана». При этом определения стратегического плана как очевидного результата осуществления стратегического планирования в явном виде не дается. Более того, стратегическое планирование часто отождествляется со стратегией организации, а формирование стратегии рассматривается как этап (или стадия) стратегического планирования [18, с. 44].
Так, К. Боумэн выделяет пять стадий стратегического планирования:
1) постановка задач,
2) анализ задач,
3) стратегический анализ,
4) формулировка стратегии,
5) реализация стратегии.
В коллективной монографии под редакцией С.А. Васильева утверждается, что процесс стратегического планирования состоит из трех стадий: подготовительной, стадии разработки стратегии и стадии ее реализации. Т.В. Ускова полагает, что «в процессе стратеги ческого планирования можно выделить две основные фазы – фазу разработки стратегии (собственно стратегическое планирование) и фазу ее реализации».
Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Ф. Франкенхофс, Г. Грангер, И. Ансоф, Ф. Шендел, К. Хаттен и других [12, с. 431].
Основной идеей, которая отражала сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, была необходимость перенести центр внимания высшего руководства организации на окружение, для своевременного реагирования на быстро происходящие в нем изменения. Однако существовали разные подходы к стратегическому управлению у разработчиков теории.
Например, Ф. Шендел и К. Хаттен рассматривали его как процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям [9, с. 223].
По Д. Хиггенсу, стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением [8, с. 204].
Д. Пирс и Р. Робинсон же, в свою очередь, определяют стратегическое управление как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации [19, с. 23]. Также существует еще целый ряд трактовок данного понятия, которые делают упор различные аспекты и особенности стратегического планирования.
В основе современного стратегического планирования лежит понятие стратегии организации, в которой находят отражение ее основные цели. Такими целями могут быть, например, расширение доли рынка компании или увеличение прибыли, сокращение издержек или внедрение технологических новшеств и другие.
Почти полвека назад Е.Е. Чеффи предложила разграничивать три подхода к пониманию стратегий:
1) линейный, в рамках которого стратегия понимается как состоящая из согласованных решений и действий, направленных на достижение значимых организационных целей;
2) адаптивный, согласно которому стратегии должны обеспечить, с одной стороны, соответствие формируемых возможностей и потенциальных рисков, вытекающих из внешней среде организации, а с другой – соответствие способностей организации и ресурсов, которые необходимы для использования этих возможностей;
3) интерпретативный, связанный с видением организаций как социальных договоренностей, совокупностей кооперативных соглашений, заключаемых индивидами по собственным решениям, а не как организмов, как в адаптивном понимании.
Еще одно отличие этого понимания от других – принятие концепции социального конструктивизма, т.е. предположения о том, что окружающая нас социальная среда существует не объективно, а создается и меняется индивидами в многочисленных процессах их взаимных обменов, на которые влияют представления этих индивидов как о себе, так и о других людях и их взаимодействиях [18, с. 112].
Сформированная и утвержденная стратегия считается оправданной, когда были достигнуты все намеченные цели, то есть был реализован переход из положения, в котором организация находилась, в желаемое, которого разработчики стратегии хотели достичь. Мерой эффективности стратегии считаются достигнутые показатели по результатам реализации плана, который был направлен на достижение поставленных стратегических целей. Решения управленца не существует без дальнейшей реализации, так и без выполненного плана по достижению поставленной стратегической цели не существует стратегии. Главная задача стратегического плана – выявить перечень мероприятий, которые необходимы для того, чтобы достичь поставленной стратегической цели, соблюдать очередность их выполнения, имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения цели, и нужду в них. Подразумевается организация выполнения включенных в него мероприятий и объявляются исполнители, на плечи которых было возложено их выполнение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 01.04.2022) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1307
3. Абдуллаева, С. Г. Разработка стратегии развития организации / С. Г. Абдуллаева. // Молодой ученый. – 2018. – № 49 (235). – С. 323-327.
4. Абдуллаева, С. Г. Методические подходы к разработке стратегии развития организации / С.Г. Абдуллаева // Молодой ученый. 2018. – № 33. – С. 34–38.
5. Азовцева, Ю. Н. Финансовое планирование в страховых компаниях / Ю. Н. Азовцева, Л. Г. Романова. // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 63-66.
6. Акылбеков, М.Ж. Внедрение системы обязательного социального медицинского страхования: путь улучшения системы финансирования и управления в здравоохранении / М.Ж Акыылбеков / Актуальные научные требования в современном мире. – Переяславль-Хмельницкий, 2017. – С. № 6-2 (26). С. 19-23.
7. Анализ рынка страхования 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alterainvest.ru/rus/blogi/analiz-rynka-strakhovaniya-2021/
8. Быканова, Н.И. Страховой рынок России: проблемы и направления развития // Молодой ученый. –2017. –№10. –С. 204-207.
9. Васильев, А. В. Проблемы социального страхования и стратегия его развития в Российской Федерации / А.В. Васильев // Молодой ученый. – 2018. – №50. – С. 223-224.
10. Гуреева, М.А. Мировая экономика: Учебное пособие / М.А. Гуреева. - М.: Форум, 2018. - 496 c.
11. Дунаева, К.Д. Основные направления совершенствования страхового рынка в России / К.Д. Дунаева // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. № 8(24). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 78-81.
12. Ильясов, М.М. Проблемы функционирования Пенсионного фонда России / М.М. Ильясов // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С.431-434.
13. Красносельцева, И.Е. Особенности рынка страхования в РФ / И.Е. Красносельцева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(69). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/9(69).pdf
14. Матвеичева, В.А. Сущность страхования и перспективы развития страхового рынка в РФ / В.А. Матвеичева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/12(60).pdf
15. Мироненко, В. О. Стратегическое планирование, его значение и этапы / В. О. Мироненко. // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 331-333.
16. Петросян, С. Ю. Современные проблемы и перспективы рынка кредитования физических лиц в России / С.Ю. Петросян // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 271-273.
17. Портал о страховании // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://risk-insurance.ru
18. Роик, В.Д. Страхование рисков старости. Медицинское, гериатрическое и пенсионное / В.Д. Роик. - Москва: Высшая школа, 2017. - 400 c.
19. Самсонов, В.С. Экономика предприятий и отрасли: Учебник / В.С. Самсонов. - М.: Academia, 2018. - 104 c.
20. Сайт ЦБ РФ Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность в сфере страхования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarket/common_inf/legals_insurance/
21. Страховой рынок 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centeryf.ru/data/economy/strahovoy-rynok-2021.php
22. Стратегическое управление российскими компаниями / под ред. И.В. Гладких -2-е изд. – СПб.: Изд.Дом СПбГУ, 2018. – 248 с.
23. Формы страхования: какие виды страховых отношений бывают [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://osago-96.ru/vidy-strakhovykh-uslug/
24. Шмигирилов, Б. Особенности страхования крупных предприятий / Современные страховые технологии // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consult-cct.ru/upload/files/auto-pdflink/ст13-98639-762.pdf