Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мир работает на энергии. Привычные виды топлива для человечества,
такие как бензин и дизельное топливо, использовались для транспортировки
десятилетиями. Но текущее положение спроса в энергетической
деятельности, истощение нефтяного топлива и экологические ограничения
создали необходимость в альтернативных энергетических ресурсах, которые
являются более чистыми и безопасными для окружающей среды. Природный
газ рассматривается в качестве топлива на сегодняшний день и
рассматривается как транспорт, а также в качестве топлива для дома.
Распределение природного газа является востребованным, и его целью
является обеспечение бесперебойных поставок газа бытовым, коммерческим
и промышленным потребителям в виде природного газа и сжатого
природного газа.
Актуальность и научная значимость настоящего исследования
обусловлена увеличившимся ростом аварий и инцидентов на
газораспределительных сетях, а также происшествий, связных с
использованием газа в быту.
Обеспечение безопасности газораспределительной сети, является
сложной задачей, которая включает в себя технические, организационные и
информационные аспекты, учитывающие взаимосвязь и взаимовлияние
различных факторов.
На состояние безопасности газораспределительной сети воздействует
целый комплекс факторов, которые в отдельности могут и не оказывать
существенного отрицательного воздействия, но в сочетании друг с другом
это может привести неблагоприятным эффектам.
Многообразие воздействующих факторов и возможность их
сочетанного воздействия на безопасности газораспределительной сети
определяет необходимость комплексного подхода при разработке
мероприятий по повышению уровня безопасности газораспределительной
4
сети, уменьшения аварийности и травматизма, и снижению риска
возникновения аварийных ситуаций.
5
1 Анализ состояния промышленной безопасности в газовом
хозяйстве
1.1 Нормативно - правовое обеспечение промышленной безопасности
на опасных производственных объектах
При эксплуатации опасного производственного объекта соблюдение
нормативных актов является основной задачей, поскольку напрямую связано
с бесперебойностью и безаварийностью объекта. Нормативно - правовое
обеспечение наиболее подробно указано в учебных пособиях и Федеральных
законах [17, 26] в области промышленной безопасности.
ОПО в зависимости от уровня воздействия «подразделяются в
соответствии с критериями на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты
чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой
опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней
опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой
опасности» [26].
Его требования распространяются на все независимо от их
организационно - правовых форм и форм собственности организации,
осуществляющие свою деятельность в области промышленной безопасности
опасных производственных объектов на территории Российской Федерации,
а также территориях, над которыми Российская Федерация в соответствии с
законодательством Российской Федерации и нормами международного права
осуществляет юрисдикцию. Для каждого этапа развития и существования
объекта, начиная с его проектирования и заканчивая выводом из
эксплуатации, установлены законодательно основы промышленной
6
безопасности. Для реализации деятельности ОПО разработана база
подзаконных нормативно - правовых актов, конкретизирующих основные
механизмы применения тех или иных требований. Возникновение аварийных
ситуаций возможно на любом ОПО. Риски, связанные с эксплуатацией ОПО,
реализуется при авариях и инцидентах в виде следующих последствий:
воздушная тепловое излучение, ударная волна, химическое заражение,
обвалы, осколки, обрушения сооружений и зданий и т.д.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а
также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного
производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной
безопасности. Обоснование безопасности опасного производственного
объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный
производственный объект, в Ростехнадзор при регистрации опасного
производственного объекта в государственном реестре. Изменения,
внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта,
предоставляются организацией, эксплуатирующей опасный
производственный объект, в Ростехнадзор в течение 10 рабочих дней со дня
получения положительного заключения экспертизы промышленной
безопасности.
Кроме вышеуказанного Федерального закона в законодательных и
иных нормативных правовых актах [3, 6, 10, 12, 13, 18-39] также
устанавливаются правовые основы.
1.2 Порядок проведения технического расследования причин аварий и
инцидентов на опасных производственных объектах
Порядок [13] определяет процедуру проведения технического
расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, в
том числе процедуру оформления, регистрации, учета и анализа материалов
проведенного технического расследования.
7
По каждому случаю возникновения инцидента на ОПО Общества
проводится техническое расследование его причин.
Организация, эксплуатирующая ОПО, на котором произошел
инцидент, проводит следующие мероприятия:
1. Передает оперативное сообщение [14] об инциденте,
оформленное по рекомендуемому образцу согласно действующего
законодательства, в течение 24 часов с момента возникновения инцидента в:
- Управление [14], осуществляющее надзор за объектом, либо в
территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого
произошел инцидент;
- орган местного самоуправления;
- государственную инспекцию труда по Самарской области - при
возникновении несчастного случая, происшедшего в результате инцидента на
ОПО;
- страховую компанию, с которой заключен договор обязательного
страхования гражданской ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации об обязательном страховании
гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение
вреда в результате инцидента на опасном объекте;
- соответствующий орган прокуратуры;
2. При передаче в Управление информации об инциденте «на
объекте Общества с нарушением установленных сроков дополнительно
представляется информация о причинах нарушения срока передачи
информации и принятых мерах по предотвращению аналогичных
нарушений» [13].
1.2.1 Порядок расследования причин инцидентов на опасных
производственных объектах, их учета и анализа
8
«Техническое расследование причин инцидентов на опасном
производственном объекте, направлено на установление обстоятельств и
причин инцидента, размера причиненного вреда, ответственных лиц,
виновных в происшедшем инциденте, а также на разработку мер по
устранению их последствий и профилактических мероприятий по
предупреждению аналогичных инцидентов, на данном и других
поднадзорных Управлению объектах» [14].
При наличии несчастного случая, происшедшего в результате
инцидента, установление причин несчастного случая осуществляется в
соответствии с действующим законодательством [15, 20, 26].
На опасном производственном объекте техническое расследование
причин инцидента, проводится специальной комиссией, назначенной
приказом руководителя организации, эксплуатирующая ОПО. Состав
комиссии включает в себя нечетное число членов.
Участие инспектора Управления в комиссии по расследованию
причин инцидента - по согласованию сторон.
В ходе проведения расследования комиссия по техническому
расследованию осуществляет следующие мероприятия:
- производит осмотр, фотографирование (в цвете), а в
необходимых случаях - видеосъемку, составляет схемы и эскизы места;
- «опрашивает очевидцев инцидента и должностных лиц, получает
от них письменные объяснения;
- выясняет обстоятельства, предшествовавшие инциденту,
устанавливает причины их возникновения;
- выясняет характер нарушения технологических процессов,
условий эксплуатации оборудования;
- выявляет нарушения требований норм и правил промышленной
безопасности;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ Р 54983-2012 Системы газораспределительные. Сети
газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации.
Эксплуатационная документация. - Введ. 2013-01-01. - М.: Стандартинформ,
2012. - 82 с.
2. ГОСТ Р 54960-2012 Системы газораспределительные. Пункты
газорегуляторные блочные. Пункты редуцирования газа шкафные. Общие
технические требования. Введ. 2013-01-01. - М.: Стандартинформ, 2012. - 24
с.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004
№190-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/
4. Журнал учета инцидентов на опасных производственных
объектах ООО «Газпром газораспределение Самара», 2012. - 60 с.
5. Журнал учета аварий на опасных производственных объектах
ООО «Газпром газораспределение Самара», 2012. - 60 с.
6. Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности [Электронный
ресурс] : учебник / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак ; под ред. О. Н.
Русака. - Изд.16-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург : Лань, 2016. - 704 с.
7. Информация по аварийности по состоянию на 23 октября 2017
года на опасных производственных объектах сетей газораспределения и
газопотребления.: уроки, извлеченные из аварий [Электронный ресурс]. —
2017. — URL: http://www.gosnadzor.ru/industrial/oil/lessons/
8. Ильин, В. И., Кузовлева, Я. И., Плотникова, М. И. Анализ
аварийности на объектах газораспределительных организаций / В. И. Ильин,
Я. И Кузовлева, М. И. Плотникова // Газовая промышленность. - 2016. - №
3/742. - С. 82-83.
9. Иванова, С.Б., Щипанов, А.В. Анализ инцидентов и мероприятия,
направленные на их снижение на сетях газораспределения / С.Б. Иванова,
31
А.В. Щипанов // Сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф.
№ 18 (43). Новосибирск. : Изд-во ООО «СибАК», 2019. - С.45 - 49.
10. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от
21.07.2014) [Электронный ресурс]. - URL: http://
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/