Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы важности приобщения детей к народному творчеству в современных условиях 5
1.1 Социально-педагогическая функция народной культуры 5
1.2 Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народному творчеству 6
Глава 2 Особенности изучения декоративно-прикладного искусства во внеурочной деятельности 10
2.1 Внеурочная деятельность: особенности организации, учет возрастных особенностей детей 10
2.2 Формы организации занятий декоративно-прикладным искусством во внеурочной деятельности 18
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, малой родины, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то данная проблема приобщение детей к национальной культуре очень актуальна [13, с. 106].
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Тем не менее, важно, чтобы дети должны знали не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Именно национальная культура объединяет все стороны жизни определенного народа в неповторимую духовно-смысловую целостность.
После рождения ребенок попадает в конкретное культурно-историческое пространство, оказывающее значительное влияние на формирование ценностных приоритетов его картины мира. Осуществляя выбор ценностных ориентиров и способов взаимодействия с социокультурным окружением, он включается в культурную деятельность своего народа.
Важнейшей предпосылкой полноценного культурного развития личности ребенка является беспрепятственный диалог различных культур. Но чтобы понять национальную душу соседствующего народа мало иметь представление о его обычаях и традициях, укладе жизни, фольклоре и литературе, нужно, прежде всего, познать и почувствовать наследие своего собственного народа [17, с. 21]. Родная культура народа – эта та база, на которую необходимо опираться при воспитании детей. Народная культура проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках, детской одежде, подвижных играх, фольклоре и во многих других элементах народной поэзии и прежде всего в сказках. Доказано, что воспитание положительного отношения к культуре своего народа, ее создателям начинается с приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям. И эти ценности в большей степени заложены в сказках. Наиболее оптимальным способом приобщения детей к национальной культуре являются фольклорные праздники и развлечения, которые способствуют формированию эмоционального восприятия дошкольников, общественной мотивации интересов.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса приобщения детей к народному творчеству посредством изучения декоративно-прикладного искусства во внеурочной деятельности.
Задачи:
- описать социально-педагогическую функцию народной культуры;
- рассмотреть декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народному творчеству;
- изучить внеурочную деятельность: особенности организации, учет возрастных особенностей детей;
- описать формы организации занятий декоративно-прикладным искусством во внеурочной деятельности.
Объект исследования – декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народному творчеству. Предмет исследования – эффективность внеурочной деятельности в приобщении детей в декоративно-прикладному икусству.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алешечкина Е. В., Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности на уроках музыки и во внеурочной деятельности // Учитель музыки. — 2020. — № 3 (50). — С. 54-56.
2) Бухарова А. В., О разработке проектов учащимися начальных классов // Химия в школе. — 2019. — № 2. — С. 53-56
3) Винниченко,И.А. Система внеклассной работы в восьмилетней школе /И.А. Винниченко, Е.М. Мариенгоф. -Москва.: Рад.школа, 2018. -417 с.
4) Власова М., Первое знакомство с мозаикой // Юный художник. — 2021. — № 12. — С. 35
5) Голованова Л. В., Дымковская игрушка : исследовательско-творческий проект для обучающихся 7-9 лет // Дополнительное образование и воспитание. — 2021. — № 9. — С. 25-28 :
6) Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический. конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — Москва.: Просвещение, 2018
7) Калечиц,Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа: Уч-метод пособие для студентов-заочников пед.институтов / Т.Н.Калечиц, З.А.Кейлина. -Москва.: Просвещение, 2018.
8) Кондрыко И. Н., Народные промыслы. Синяя сказка - вязаная гжель : учебное занятие // Дополнительное образование и воспитание. — 2021. — № 9. — С. 50-58
9) Корж Е. М., Этнопсихологическое развитие личности посредством народного творчества // Мир образования - образование в мире. — 2020. — № 4. — С. 40-49
10) Матвеева Е. Ф., Золотая рыбка : мастер-класс для педагогов дополнительного образования и детей среднего школьного возраста // Дополнительное образование и воспитание. — 2021. — № 10. — С. 40-42
11) Моргунова Е. В., Школьный физкультурно-спортивный клуб - конструктивная форма организации внеурочной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. — 2020. — № 2. — С. 3-6
12) Назарова, С. Н. Курс внеурочной деятельности «Школа молодых ученых» для обучающихся 8-11-х классов: учебно-методическое пособие/С.Н.Назарова, В.Л.Стригин, Т.В.Скоркина, Е.И.Чураев.-Барнаул:Издательская группа «Си-пресс», 2018.
13) Нездемковская Г. В., Этнопедагогика : [учебное пособие для вузов]. — Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2020. С
14) Петрушкина О. С., Использование потенциала школьного музея в образовательном процессе // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 6. — С. 62-70
15) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/(дата обращения 31.05.2022)
16) Слесик, К. М. Формирование умений общения младших школьников во внеклассной учебно-воспитательной работе: Дис. ... канд.пед.наук: 13.00.09 / К. М. Слесик. -Херсон., 2018.
17) Смирнова С., Фольклор и дети // Народное творчество. — 2021. — № 3. — С. 21-30
18) Смола С. Е., Включение учащихся в творческую деятельность на внеурочных занятиях // Начальная школа. — 2020. — № 1. — С. 51.
19) Чичеров В.И., Русское народное творчество /Издательство Московского университета. – М.: 1959
20) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 31.05.2022)
21) Федеральные государственные образовательные стандарты// https://fgos.ru/(дата обращения 31.05.2022)
22) Федорова Н., От волшебного лоскутка к изготовлению игрушки // Искусство в школе. — 2021. — № 4. — С. 48-53
23) Чулкова Е., Прутик за прутиком // Смена. — 2021. — № 7. — С. 110-117
24) Шалыгина О. В., Школьный интеллектуальный клуб как форма организации работы с одаренными детьми // Дополнительное образование и воспитание. — 2020. — № 10. — С. 19-25