Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество уделяет повышенное внимание возрастающему вниманию подростков к различного рода зависимостям. Проблема зависимого поведения обучающихся ставит во главе целей образования предупреждении отклоняющегося поведения школьников и выявлении их причин. Повышенное влияние средств информации, нестабильная обстановка в обществе, юношеские изменения, все это предопределяет появление различных зависимостей. Ярким их проявлением является алкогольная и наркотическая зависимости.
Наркотическая зависимость является одной из наиболее тяжелоизлечимых и глубокозависимых. Школьники, подвергающиеся наркотической зависимостью, отличаются повышенной агрессивностью, депрессивностью, нестабильным вниманием.
Как нарушение процесса социализации, наркомания рассматривается такими известными российскими и белорусскими учеными, как А.А. Александров, Г.М. Андреева, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, А.Д. Гонеев, И.С. Кон, В.Т. Кондрашенко, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.Б. Серых, Е.С. Скворцова; в Беларуси можно выделить В.А. Максимчука, Р.А. Андриевского, С.В. Молочко, И.А. Пантюка, Е.В. Тарасевича, И.В. Садовникову, Ю.Н. Князева, Н.П. Ткаченок, Е.Н. Филатову, А.Г. Фурманова.
Психолого-педагогические исследования профилактики наркомании обучающихсяпроведены психологами: С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой, А.П. Горбачевой, И.И. Кауненко; педагогами - Т.К. Зуевой, И.В. Иванниковой, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейбергом, A. C. Меликсетяном, И.А. Невским, В.А. Поповым, З.Д. Раевской, О.Л. Романовой. Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов - В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Т.П. Гуриной, Д.В. Колесова, A. B. Мудрика, Л.П. Федоренко. Свой вклад в решение этого вопроса вносят исследователи - криминологи - Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, В.Р. Кудрявцев, Г.М. Миньковский. Медицинский аспект проблемы отражен в работах Б.С. Братуся, A. A. Вдовиченко, В.В. Ковалева, А.Е. Личко.
Таким образом, выбранная тема исследования актуальна с различных точек зрения:
- с медицинской стороны – употребление наркотических средств приводит к ухудшению общего физического состояния школьников, способное привести к летальному исходу;
- социальной стороны – обучающиеся, подверженные наркотической зависимостью, чаще всего прибегают к нарушению закона и, как следствие, могут быть опасными для общества;
- с педагогической стороны – употребление наркотиков школьниками негативно отражается на когнитивных способностях обучающихся.
Большой диапазон научных исследований обусловило повышенный интерес к профилактической работе по борьбе с наркотической зависимостью в условиях общеобразовательных школ. К сожалению, современные средства и методы профилактики наркотической зависимости сводится исключительно на анкетировании и проведении профилактических классных часов, что не дает эффективной работы.
Поэтому наблюдается противоречие между необходимостью противодействия наркотической зависимости школьников в условиях школы и недостаточной организацией данной работы.
Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы методы и формы противодействия наркомании в образовательном учреждении.
Цель курсовой работы – определить методы противодействия наркомании в общеобразовательных учреждениях.
Объект исследования – употребление обучающимися наркотиков.
Предмет исследования – процесс противодействия наркомании среди школьников в общеобразовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность наркомании;
2. Выделить причины потребления наркотиков среди обучающихся;
3. Выделить методы и средства профилактики наркомании в условиях школ.
4. Провести анкетирование среди школьников и описать работу школы по противодействию наркомании.
Методы исследования:
- теоретические – сбор и анализ литературы по теме исследования, синтез, сравнение, обобщение;
- эмпирические – анкетирование;
- математические.
База исследования. МБОУ СОШ № 1 село Петрокаменское Свердловской области.
В исследовании приняло участие 56 обучающихся 9-11 классов.
Методологическую базу и теоретическую основу исследования составили научные труды по профилактике наркозависимости С. В. Березина, К. С. Лисецкого, Е. А. Назарова; медицинские и социальные исследования в области наркологии научных сотрудников Национального Научного Центра Наркологии Росздрава, труды в области возрастной, социальной и педагогической психологии и научные исследования в области социальной работы.
Теоретическая значимость исследования усматривается в изучении опыта профилактики наркомании среди обучающихся в условиях общеобразовательной школы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы противодействия наркомании в общеобразовательных учреждениях
1.1. Сущность понятия «наркопотребление»
Для того чтобы определить направления противодействия наркомании среди обучающихся общеобразовательных учреждений, целесообразно сначала определиться с сущностью понятия «наркомания», «наркопотребление»».
Проведя анализ научной литературы, мы выделили общее определение понятия «наркомания», под которой понимается заболевание, вызванное регулярным потреблением психотропных веществ, вызывающих физическую или психологическую зависимость от ПАВ, сопровождающимися психическими расстройствами.
В специализированной литературе о наркотики говорится с трех сторон, с точки зрения медицины – это вещество, оказывающее непосредственное влияние на центральную нервную систему; с точки зрения социальной стороны наркотики провоцируют сильную зависимость, которая с каждый годом разрастается по все большей территории, захватывая различные сои общества; с правовой стороны, наркотик – это вещество, потребление или распространение которого преследуется хаконом.
С понятием «наркомания» синонимично связано понятие «наркопотребление». Наркопотребление – это потребление психоактивных веществ, состоящих в перечне наркотических веществ РФ и их перекурсоров чтобы достичь субъективного удовольствия или в медицинских целях. Наркотизация – процесс приобщения к употреблению наркотиков определенной группы или слоя населения.
В свою очередь, наркозависимость (или наркомания) – это хроническое заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ. Наркотик же – это психоактивное вещество (ПАВ), состоящее в перечне постановления Правительства РФ №681 [6]. А психоактивное вещество – это вещество или смесь, оказывающее действие на центральную нервную систему вплоть до изменения состояния сознания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N 3-ФЗ. Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об организации социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
2. Адылов, Д. У. Наркомания и пути её профилактики [Текст] / Д.У. Адылов. - Фрунзе: Кргызстан, 1989. - 24 с.
3. Бабаян, Э. А., Гонопольский, М. Х. Наркология [Текст] / Э.А. Бабаян, М.Х. Гонопольский. - М.: Медицина, 1990. — 336 с.
4. Балцевич, В А.Семья и молодёжь: профилактика отклоняющегося поведения [Текст] / В.А. Балцевич, С.М. Бурова, А.К. Воднеева. - Минск: Университетское, 1989. — 144 с.
5. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях [Текст] / – М.: «Бином», 2013. – 275 с.
6. Березин, С.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / С.В. Березин.- М. : Изд-во Института Психотерапии., 2010. - 348 с.
7. Березин, С. В., Лисецкий, К. С. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. – М.: МПА, 2000.
8. Березин, С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров. - М.: МПА, 2001.
9. Березин, С. В. Наркомания глазами семейного психолога [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. - СПБ.: Речь, 2005. - 240с.
10. Ваисов, С. Б. Наркотическая и алкогольная зависимость: практическое руководство по реабилитации детей и подростков [Текст] / С. Б. Ваисов. - СПб.: Наука и техника, 2008. - 272 с.
11. Валентик, Ю. В. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами [Текст] / Ю.В. Валентик, А.Н. Булатников. - М.: Просвещение, 2004. – 220 с.
12. Гульдан, В. В. Подросток-наркоман и его окружение [Текст] / В.В. Гульдан, О.Л. Романова // Вопросы психологии. – 1993. - №2. - С.26-32.
13. Жиляев, А. Г. Наркотизация как социальная и психологическая проблема [Текст] : учеб. пособ. для студ. пед. вузов. / Т. И. Палачева. - Казань. : Изд. Казанский педагогический журнал - 2010. - С.123-133.
14. Леонова, Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. - НГУ: Новосибирск, 1998.
15. Лисова, Е. В. Подростковая наркомания как форма девиантного поведения. [Текст] : учебю пособие для студ. вузов - М. : Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2010. - 220 с.
16. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних [Текст] / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 384 с.
17. Москаленко, В. Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления [Текст] / В.Д. Москаленко // Лекции по наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца. — М.: Нолидж, 2000. — С. 365–405.
18. Наркомания и общество [Текст] : учеб. пособ. для студ. вузов. / М. А. Дальсаев. - Назрань. : «Пилигрим», - 2008. – 276 с.
19. Профилактика молодежного наркотизма: теория, опыт, перспективы. [Текст] : учеб. пособ. для студ. пед. вузов. / Сост. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М. : Изд. центр «Граница», 2009. - 224 с.
20. Психология зависимости: Хрестоматия [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2004. – 592 с.
21. Розенова, М. И. Нарушения личностной целостности в случаях аддиктивно-нарциссической патологии и их проявления в отношениях любви [Текст] / М.И. Розенова // Мир психологии. – 2006. - № 4. - С. 239-251.
22. Современные формы антинаркотической профилактической работы в образовательной организации: Сборник методических материалов для специалистов в области антинаркотической профилактики и педагогов по работе с обучающимися разных возрастных групп/ З.М. Саранцина, С.В. Орлов, О.С. Трофимова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2019. – 86 с.
23. Смирнова, И.Н. Организационно-правовые основы профилактики наркомании России [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов. / - Псков. : Псковский юридический ин-т ФСИН России, 2010. - 416 с.
24. Официальный сайт школы URL: https://petrokam1.uralschool.ru/ (дата обращения 10.06.2022).