Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Цифровые платформы перестраивают отношения между клиентами, работниками и работодателями, поскольку на сегодняшний день огромное количество действий основывается на работе микросхем - от покупки продуктов питания, предметов одежды, бытовых принадлежностей в интернете до поиска новых знакомств на соответствующих сайтах. В мире, где всё большее количество людей сталкиваются с таким понятием как «цифровая экономика» необходимо в первую очередь разработать политику и принять соответствующие меры по максимальному использованию возможностей цифровизации и информационных технологий для минимизации безработицы. Повышенный интерес к вопросам, касающимся цифровой экономики, вызван изучением научного прогресса, который начался еще в начале 20 века. В результате данного изучения реализуются новые технологии, способные к постоянной трансформации, расширению и повышению производительности во всех секторах и отраслях промышленности. В качестве примера трансформаций технологий можно привести паровой двигатель, электрический генератор и печатный станок. Паровой двигатель, первоначально предназначенный для откачки воды из шахт, породил железные дороги и промышленность.
Цифровая экономика представляет собой экономику, в которой создают, собирают, хранят и анализируют информацию, а затем на ее основе принимают оптимальные управленческие решения, в результате чего растет эффективность производства и обращения товаров и, как следствие, повышается инвестиционная активность бизнеса. Переход к цифровой экономике в России является одним из основных факторов роста валового внутреннего продукта. С каждым годом цифровая экономика занимает все большее место в экономике страны, что указывает на эффективность внедрения реальных инвестиций, чем подчеркивается актуальность темы курсовой работы.
Курсовая работа посвящена возможностям и угрозам бизнесу в процессе формирования цифровой экономики в России.
Степень изученности темы. Актуальность и значимость проблемы инновационного развития экономики определяет ее центральное место в исследованиях российских и зарубежных ученых. Цифровая экономика как стратегическая цель бизнес-процессов в экономических системах раскрывается в научных трудах ведущих отечественных ученых Ведуты Е.Н., Гончаренко Л.П., Глазьева С.Ю., Гретченко А.И., Иванова В.В., Кудиной М.В., Маевского В.И., Малинецкого Г.Г. Зарубежные ученые, выделившие цифровой этап в социально-экономическом развитии бизнеса, – Д. Тапскотт, Кайдзюн Го, М. Йоль, А. Эспиноса – формируют теоретические положения цифровой экономики. Однако проблема все равно еще требует дальнейшего рассмотрения.
Цель курсовой работы – раскрыть перспективы цифровой экономики для бизнеса.
Задачи работы:
- рассмотреть основы цифровой экономики в России;
- оценить объем цифровой экономики в России;
- рассмотреть характеристику возможностей и угроз цифровой экономики для бизнеса;
- оценить применение технологий цифровой экономики в компании ООО «Нейроаналитика» и возможности их улучшения.
Объект исследования – цифровая экономика.
Предмет исследования – возможности и угрозы цифровой экономики для бизнеса.
Глава 1. Особенности развития цифровой экономики в России
1.1. Основы цифровой экономики в России
В условиях третьей волны глобализации важную роль в развитии стран играет цифровая экономика, главным фактором которой является информация и знания, а также пути доступа к ним. Цифровая экономика - не отдельная отрасль, а виртуальная среда, дополняющая нашу реальность. Все чаще цифровая экономика переплетается с традиционной экономикой, делая четкое разграничение все сложнее. Основными продуктами цифровой экономики являются те же товары и услуги традиционной экономики, предоставляемые с помощью компьютерного оборудования и цифровых систем вроде глобальной сети.
Под цифровой экономикой понимают хозяйствующее производство, которое использует цифровые технологии, так как сейчас люди всё больше и больше времени проводят, используя сеть интернет и различные гаджеты, благодаря этому виртуальная торговля приобретает огромный масштаб, обычные магазины заменяются интернет – магазинами [2.8, с.435].
На заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам президент РФ В. В. Путин дал следующее понятие «цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний» [3.4].
Е.В. Яковлева к цифровой экономике относит часть экономики, в которой основные бизнес-процессы изменились под воздействием информационно-коммуникационных технологий. По ее мнению, всю экономику будущего следует отнести к цифровой экономике, поскольку производство, распределение, обмен и потребление будут связаны с цифровыми решениями [2.16, с.1075].
Действующее законодательство в основном направлено на регулирование рыночной экономики и совсем не приспособлено к цифровой. Но, несмотря на это, ключевые источники права все же могут регулировать основные ее направления. В качестве таких источников выступают Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы об интеллектуальной собственности, торговле, защите прав потребителей и прочие нормативные правовые акты, закрепляющие основные понятия и принципы, которые можно отнести и к цифровой экономике.
Конституция РФ является главным гарантом прав и свобод человека и гражданина. В ней также закрепляются основы, которых должен придерживаться законодатель при составлении прочих законов, в т. ч. регулирующих экономические отношения [1.2.1]. Она, в первую очередь, признает все виды собственности и гарантирует их защиту. Помимо этого, гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, закрепляется единое экономическое пространство. Запрещается какое-либо воспрепятствование при перемещении товаров.
Конституция РФ закрепляет право на тайну переписки и частной жизни, запрещает хранить и использовать персональную информацию без согласия гражданина. Данные нормы напрямую связаны с деятельностью, которая возникает в рамках цифровой экономики. Они являются базисом, и нарушение данных норм повлечет за собой юридическую ответственность. Все прочие законы, регулирующие данную сферу, должны соответствовать положениям Конституции РФ.
Помимо Конституции РФ, к основным законам, регламентирующим экономику, можно отнести Гражданский кодекс РФ. Именно в нем и определяются основные понятия, связанные с экономикой в целом. Так, четвертая часть содержит в себе понятия интеллектуальных прав, государственной регистрации и индивидуализации данных прав, закрепляет право на свободу распоряжаться объектами интеллектуального труда [1.2.2]. Также определяет порядок создания и ликвидации юридического лица, основные требования и документы, необходимые для создания организации.
В Указе Президента РФ от 09.05.2017 г. №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [1.2.7] было дано понятие «цифровой экономики», под которой подразумевается хозяйственная деятельность, где в качестве ключевого фактора производства выступают данные в цифровой форме, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых в сравнении с традиционными формами хозяйствования предоставляют возможность существенным образом повысить эффективность разных видов производства, технологий, оборудования, хранения. Продажи, доставки товаров и услуг.
28.07.2017 н. было утверждено Распоряжение Правительства РФ №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» [1.2.9]. В указанном Распоряжении цифровую экономику представили в трех уровнях:
1. Рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где происходит взаимодействие определенных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг).
2. Платформы и технологии, где происходит формирование компетенций для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности).
3. Среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.
Таким образом, некая основа для внедрения цифровой экономики имеет место быть.
Но вышеперечисленные законы регулируют лишь ключевые моменты. Однако в данный момент правовое обеспечение не в состоянии в полной мере регулировать цифровую экономику. Оно отстает от потребности практики и нуждается в корректировках [2.9, с.289]. Поэтому для перехода к цифровой экономике необходимо подготовить особое правовое поле, которое будет соответствовать предъявляемым требованиям и разрешать конфликты, возникающие в рамках цифровой экономики.
Нужно рассмотреть далее возможные варианты внесения соответствующих изменений в законодательную базу. По итогам заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г. утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Данная программа предусматривала создание правовых, технических условий, способствующих развитию цифровой экономики в РФ.
Основой данной программы выступают:
- Государственная программа «Информационное общество» (утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №313) [1.2.8];
- Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [1.2.7] и др.
Программа направлена на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Цифровая экономика». Предусматривалось создание правовых условий, способствующих развитию цифровой экономики, механизма управления процессами, связанными с цифровой экономикой, создание новых правовых институтов, законодательства, регулирующего отношения в данной сфере.
Следует также отметить Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» [1.2.10], направленный на разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, способствующих снятию первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, в частности, в таких сферах, как: гражданский оборот, финансовые технологии, интеллектуальная собственность, телекоммуникации, судопроизводство и нотариат, стандартизация и др.
В 2019 году был принят «Закон о краудфандинге» («О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ») [1.2.6]. Принятый нормативно-правовой акт устанавливает правовой режим цифрового токена, а также правила выпуска инвестиционных токенов различных типов.
Советом Федерации был также одобрен законопроект (№ 750699-7) и принят закон о цифровом нотариате, согласно которому разрешается проводить ряд нотариальных действий удаленно: засвидетельствовать перевод, принять денежные средства в депозит, выдать выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества и совершить другие нотариальные действия.
Федеральный закон от 29.06.2018 №173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1.2.5] закрепил механизмы взаимодействия государства и частных организаций в сфере разработки, создания и модернизации IT-объектов, в т. ч. государственных информационных систем, а также данный закон внес поправки в другие немаловажные законы, регламентирующие ту или иную отрасль цифровой экономики.
Также в данном контексте можно отметить, что в российском законодательстве закрепляется важное в цифровой экономике понятие «цифровые права» (новая статья 141.1 ГК РФ) [1.2.2], под которыми понимаются особые «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам; осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения им возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу».
Перед законодателем стоит важная и непростая задача – создать нормативную правовую базу, которая сможет в полной мере гарантировать защиту законных прав граждан, обеспечить прозрачность сделок и документооборота. Также необходимо определить правовой статус субъектов отношений, возникающих в рамках цифровой экономики, принципы и понятия, особенности цифровой экономики, а также права и обязанности участников, виды юридической ответственности.
Указанные нововведения предусматривают не только принятие новых отдельных нормативных правовых актов, но и внесение изменений в базовые законы, например в Гражданский, Административный, Уголовный кодексы РФ.
Как отмечалось в упомянутой выше Программе, формирование нормативной правовой базы цифровой экономики протекает в три этапа [2.1, с.9].
На первом этапе планируется разработка и принятие первоочередных мер правового регулирования цифровой экономики. К ним относится подготовка перечня правовых ограничений, которые препятствуют ее функционированию, а также определение понятий и институтов, связанных с цифровой экономикой. Так, планировалось унифицировать правила подачи исков, жалоб и ходатайств в электронном виде с использованием сети Интернет, предоставить возможность совершать нотариальные действия с помощью электронных документов, заверенных электронной подписью. Необходимо также предоставить нотариусу право дистанционно совершать ряд действий, например удостоверение различных сделок, верности копий документов, исполнение электронных надписей и пр. Здесь появляется необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» для предоставления возможности заключать договоры в сфере оказания услуг связи в электронной форме.
В правовом регулировании нуждаются и трудовые отношения, возникающие в рамках цифровой экономики. Сначала необходимо определить основные понятия и принципы, связанные с трудовым правом. Зафиксировать особенности заключения трудового договора, в частности заключение электронного трудового договора, отказ от бумажных обязанностей участников трудовых отношений и полный переход к безбумажному взаимодействию работника и работодателя.
Особое внимание необходимо уделить созданию правовой основы для обеспечения доверия участников цифровой экономики. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в ряд нормативных правовых актов, в частности в федеральные законы от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 06.04.2011 № 63- ФЗ «Об электронной подписи» и т.д. Основные изменения затронут вопросы, связанные с расширением возможности идентификации и аутентификации. Для аутентификации участников отношений будут использоваться различные методы и средства, в т. ч. электронная подпись, абонентский номер [2.2, с.40].
Данные меры направлены на установление достоверности совершаемого действия конкретным лицом. Развитие цифровой экономики тесно связано с документооборотом, именно поэтому необходимо предпринять меры по усовершенствованию законодательства в данной области. Ведение документации вручную не отвечает требованиям современной обстановки. Но для полного перехода к автоматизированному документообороту требуется урегулировать ряд отношений, связанных с документооборотом. На сегодняшний день данную область регулируют такие нормативные правовые акты, как Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об электронной подписи», ФЗ «О бухгалтерском учете» и т.д. В указанных законах определяются понятия электронного документооборота, электронной подписи, устанавливается правовой статус документа. Но в связи с развитием цифровой экономики необходимо вносить изменения и в данные законы и разрабатывать новые, которые в полной мере смогут отвечать предъявленным требованиям.
Следует установить стандарты идентификации объектов цифровой экономики. Так, идентификация транспортного средства, оборудования, роботов и т.д. нуждается в юридическом оформлении путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты. Другим немаловажным аспектом, который следует учитывать при формировании правовой базы, выступает межнациональный характер цифровой экономики.
Развивать цифровую экономику в отдельно взятом государстве без возможности сотрудничества с другими развитыми странами представляется невозможным. Именно поэтому очень важно разработать нормативные правовые акты, регулирующие процессы, протекающие в цифровой экономике на межнациональном уровне.
Особое внимание следует уделить праву обработки и хранения данных, их использованию в коммерческих целях. Необходимо продумать и разработать законопроект, направленный на защиту персональных данных в системе цифровых технологий. Следует также вынести на рассмотрение законопроект о робототехнике и искусственном интеллекте как о продукте цифровой экономики.
Очень важно законодательно закрепить, кто же будет нести ответственность за ошибку искусственного интеллекта при оформлении электронного договора. Так как машины в настоящий момент не являются субъектами права, целесообразно установить ответственность за противоправную деятельность роботов на их разработчиков. Данный вопрос является весьма актуальным потому, что постепенно робототехника внедряется во все сферы нашей жизни. Искусственный интеллект уже стал неотъемлемой частью образовательного процесса, медицины, промышленности, торговли и других немаловажных сфер. Чем стремительней развиваются технологии, тем острее встает вопрос об их правовом регулировании. Большинство сделок, совершаемых в рамках цифровой экономики, связано именно с искусственным интеллектом [2.15, с.85]. Отсутствие четкой регламентации ставит под угрозу возможность защитить свои права в случае технической ошибки. Помимо прочего, растет необходимость изменения антимонопольного законодательства под цифровую экономику.
В данный момент разрабатывается так называемый «пятый пакет» поправок в антимонопольное законодательство. Он предполагает внести изменения в понятия доминирующего положения в рамках цифровой экономики, определить понятия ценовых алгоритмов. Главным нововведением будет являться отмена иммунитета интеллектуальной собственности. Также вводится запрет на дискриминацию при представлении доступа к данным о потребителях. Указанные направления необходимо тщательно проработать и реализовать в самые короткие сроки [2.10, с.99].
Таким образом, необходимо комплексно подойти к решению стоящей перед государством задачи, принять во внимание все особенности цифровых технологий и создать благоприятную правовую среду для перехода к цифровой экономике. Создание новых технологий, обрабатывающих и использующих информацию, должно быть регламентировано на законодательном уровне. Главной задачей законодателя является защита прав и законных интересов граждан и обеспечение кибербезопасности.
Показать больше