Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Жилищная проблема существовала в нашей стране ещё в советский период, когда люди десятилетиями стояли в очереди на получение жилья. Но и сегодня она не потеряла своей остроты для многих граждан.
Актуальность жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения .
Органы государсвенного и местного самоуправления занимают в общегосударственном механизме обеспечения права на жилище особое место. Именно местное са¬моуправление призвано обеспечивать одновременно эффективное и прибли¬жённое к населению управление местными делами.
В целях системного подхода к рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением права на жилище органами местного самоуправления, авто¬ром исследуются вопросы, связанные с природой местного самоуправления, его соотношением и взаимосвязью с государственными структурами н ин-ститутами гражданского общества, даётся характеристика общей системы га-рантий реализации права на жилище. На основе этого раскрывается муниципально-правовой механизм обеспечения права граждан на жилище, показывается соотношение и взаимосвязь муниципальных гарантий права на жилище с иными видами гарантий этого права: международными, государственными, общественными. Исследование строится но принципу «от общего к частному».
Хотя возможности реализации права граждан на жилище значительно расширились благодаря приватизации, внедрению рыночных механизмов приобретения жилья, но вместе с тем очень многие категории граждан по-прежнему могут решить свои жилищные вопросы только при поддержке государства
Статья 40 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014) (далее Конституция РФ) закрепляет право каждого на жилище. Одной из основных возможностей граждан реализовать данное право является право собственности на жилое помещение. Однако не все граждане могут это позволить, поэтому в данной статье Конституции РФ проговаривается обязанность государства предоставить бесплатно или за доступную плату жилище малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в нём, из государственных и муниципальных жилищных фондов. Именно поэтому данная тема так актуальна.
Цель исследования – правовые аспекты предоставление гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования.
Объект исследования – общественные отношения в сфере управления жилищным фондом социального использования
Задачи исследования
• Понятие и структура жилищного фонда социального использования
• Основания предоставления гражданам жилого помещения из жилищного фонда социального использования
• Договор социального найма жилого помещения
• Условия предоставления жилого помещения по договору найма жилого помещения из жилищного фонда социального использования
Теоретическая основа исследования представлена работами Е.А. Бородиной, Р.Ф. Габитдиновым, Крашенинниковым П.В., П.И. Седугиной, Н.Е. Сосипатровой, В.А. Поповой, З.И. Цыбуленко. Нормативно-правовую основу дипломной работы составляют нормы Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ1 (далее ГК РФ), Жилищного кодекса Российской . интернет ресурсы.
1.Общеправовая характеристика жилищного фонда социального использования
1.1 Понятие и структура жилищного фонда социального использования
Понятие "жилищный фонд" было впервые регламентировано в соответствии с нормами Закона РФ № 4218-1 от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики".
Нормативный акт уже утратил свою юридическую силу. Статья 1 этого закона содержала следующее определение
'Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений жилье, независимо от формы собственности, и включает в себя.
• Специализированное жилье (общежития, гостиницы, приюты и дома)
• Дома и жилые дома из жилищного фонда для временного переселения вынужденных переселенцев и внутренне перемещенных лиц.
• Жилье для внутренне перемещенных лиц и беженцев.
• Специальные дома престарелых для одиноких пожилых людей, жилые помещения для инвалидов и ветеранов.
• Квартиры, квартиры с обслуживанием и другие жилые помещения в зданиях.
• 'Жилые помещения в других зданиях, пригодных для проживания'.
• Это не совсем точное описание концепции
Данное определение не дает точного определения понятия жилищного фонда и определяет лишь примерный перечень жилых помещений
Данное определение не совсем охарактеризовывает понятие жилищного фонда, а только определяет примерный список жилых помещений, входящих в его состав 2 .
Далее жилищный кодекс содержит две классификации жилищного фонда: по форме собственности (рис. 1) и по целевому назначению (рис. 2).
Рисунок 1 – Классификация жилищного фонда по формам собственности.
Рисунок 2- Классификация жилищного фонда по назначению.
Наиболее подробно, в рамках темы работы, остановимся на жилищном фонде социального использования. Определение данного фонда содержится в ст. 19 ЖК РФ, которая понимает под ним совокупность жилых помещений, которые предоставляются гражданам по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов. А также жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования из государственного, муниципального и частного жилищных фондов. Исходя из определения, можно сделать вывод, что в зависимости от того, в чьей собственности находится социальный фонд, он может быть: государственным (федеральным и субъектов РФ) и муниципальным.
При этом если граждане были признаны нуждающимися по основаниям, которые указаны в ст. 51 ЖК РФ, то нормативный акт, предусматривающий вероятность передачи жилья в социальный наем другим категориям граждан, может одновременно установить и другие критерии нуждаемости. Данные критерии устанавливаются, в большинстве случаев нормами ЖК РФ, но и другие нормативные акты РФ имеют возможность внести и другой порядок предоставления жилых помещений «иным обозначенным в законе категориям граждан». Таким категориям граждан имеется возможность предоставляться и муниципальное жильё, но лишь только в случае, если орган местного самоуправления наделён такими полномочиями. Данная директива содержится в ч. 4 ст. 49 ЖК РФ .
Рисунок 3 – Структура жилищного фонда социального использования.
Предоставление жилого помещения из социального жилищного фонда происходит в соответствии с учетной нормой и нормами предоставления. Нормы предоставления, согласно ч. 2. ст. 50 ЖК РФ, устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Но так же могут быть предоставлены и иные нормы предоставления. Жилые помещения, согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ , предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в данных помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч. 2 данной статьи. Сейчас наиболее упрощенным способом передачи жилого помещения малоимущим гражданам является предоставление такого жилища по договору социального найма. Для передачи жилого помещения гражданину, государству или муниципалитету необходимо приобрести право публичной собственности на данный объект. Для лиц, которые не могут себе позволить купить жильё по рыночным ценам, оказывается государственная поддержка в установленном законом объеме. «Независимо от объема поддержки этот фонд, также как и фонд жилья, предоставляемого по договорам социального найма, создается и может быть использован только в целях социальной защиты граждан Российской Федерации ».
1.2. Основания предоставления гражданам жилого помещения из жилищного фонда социального использования
Право на жилище сегодня закреплено во многих международных законах ООН как уровень, необходимый для достойной жизни и развития человека, что обуславливает необходимость регулирования этой системы и закрепления ее на международной правовой арене. Начнём с самого понятия «жилое помещение», закрепленного в ст. 15 ЖК РФ , — изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)3 . Законодатель в ст.16 Жилищного кодекса РФ выделяет 3 вида жилых помещений (рис. 4):
Рисунок 4 – Виды жилых помещений
Требования к жилым объектам отражены в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно ему, жилые объекты должны быть расположены в жилых домах в соответствии с функциональным зонированием территории, оборудованы инженерными системами, а несущие и ограждающие конструкции жилого объекта должны находиться в жизнеспособном состоянии. Кроме того, согласно новому Жилищному кодексу Российской Федерации, граждане, проживающие в жилом помещении на законных основаниях, могут заниматься профессиональной деятельностью и индивидуальной трудовой деятельностью.
В Жилищном кодексе Российской Федерации перечислены три характеристики, необходимые и достаточные для того, чтобы жилье считалось пригодным для проживания :
1) Изолированность.
2) Неподвижность.
3) Соответствие постоянному месту жительства гражданина.
Наиболее важным критерием в этом списке является пригодность для проживания. Это связано с тем, что согласно статье 676 Гражданского кодекса одной из обязанностей наймодателя является предоставление жилого помещения только в пригодном для проживания состоянии.
Жилье предоставляется вне очереди, с учетом нормы общей площади (норма предоставления общей площади жилого помещения устанавливается субъектами Российской Федерации). Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления является минимальная общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Определение жилой площади производится следующим образом: из нормы предоставления вычитается жилая площадь, находящаяся в собственности проживающего. Помимо нормы предоставления, существуют также нормы учета, которые также ведутся муниципалитетом. Для регистрации граждане должны подать заявление и необходимые документы в регистратуру или многофункциональный центр.
Предоставление жилого помещения в фонде социального использования происходит и случае:
— внеочередного предоставления жилых помещений (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ);
— специального, в том числе льготного, порядка предоставления жилых помещений в жилищных фондах Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации иным (кроме малоимущих) определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данным лицам жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.49 ЖК РФ). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (рис.5) :
Рисунок 5 – Предоставление жилого помещения из жилищного фонда социального использования вне очереди.
Из вышеизложенного следует, что предоставление жилья из социального жилищного фонда является одним из видов конституционной гарантии права на жилище. Жилье должно отвечать определенным характеристикам, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления и пользования жилыми помещениями устанавливаются федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации. Это делается на основании заявления и необходимой документации. При этом, если наниматель имеет в собственности жилое помещение, оно должно быть ниже норм предоставления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2337
3. Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 07.10.2022). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057
4. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 08 июля.
5. Алексикова О.Е. Проблемы реализации конституционного права на жилище малоимущими и иными льготными категориями граждан в России // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 1. С. 106.
6. Аминева А.Ю. Жилищное право: учеб. пособие / А.Ю. Аминева, Д.В. Королева; Башкирский государственный университет. — 2-е изд. перераб. и доп. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2019 – 410с.
7. Жилищное право: учебник / И.В. Балтутите, В.Р. Витвицкая, А.И. Гончаров и др. М.: Юриспруденция, 2016. 528 с.
8. Батяев, А.А. Жилищные вопросы. Справочник / А.А. Батяев. - М.: Дашков и К°, 2015. - 199 c
9. Формакидов Д. А. Жилищное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. 192 с.
10. Габитдинов Р.Ф. К вопросу о понятии определения «жилое помещение» и его видах, образующих жилищный фонд Российской Федерации. Некоммерческий жилищный фонд как новое явление в жилищном праве // Журнал российского права. 2013. № 18. С. 66.
11. Гимазетдинова, Э. Я. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях / Э. Я. Гимазетдинова, И. А. Владимиров. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/455/ (дата обращения: 11.10.2022).
12. Корнилова Н.В. Система договоров найма жилого помещения в российском праве // В сборнике научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития общества: правовые, экономические и социальные аспекты» / Под ред. И.Е. Бельских. – Волгоград, 2014.
13. Крашенинников П.В. Жилищное право. 12-е изд., перераб. и доп. Москва: Статут, 2020.-259 с
14. Кулик Т.Ю. Анализ законодательства, регулирующего реализацию жилищных прав // Ростовский научный журнал. 2017. № 6. С. 145-152 Максименко А.В., Озеров И.Н. Предоставление социального жилья в условиях постиндустриального общества // Вестник Белгородского юр.инст. МВД России. 2014. С. 110.
15. Булгаков В.В. Защита жилищных прав // Современные тенденции развития науки и технологий. 2019. № 9-6. С. 15-18
16. Маслей С.Э. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Вестник Омского университета. Серия: право. 2015. С. 123.
17. Остапенко И.А. О правовой природе договора социального найма жилого помещения // Юридическая наука. 2014. № 1. С. 57.
18. Попова В.А. К вопросу о понятии жилого помещения и его видах // ООО «Омега сайнс» (Уфа). 2017. С. 127.
19. Российская газета. 1993. № 15.
20. Сосипатрова Н.Е. Реформирование договорных отношений в жилищном фонде социального использования // Право. 2014. № 6. С. 162.
21. Сосипатрова Н.Е. Реформирование договорных отношений в жилищном фонде социального использования // Право. 2014. № 6. С. 164. Российская газета. 2006. 21 июня.
22. Хованская Г. Некоммерческий наем жилья: все за. Кто против? / Г. Хованская // Московская жилищная газета «Квартирный ряд». – 30 апреля 2009.
23. Чаусская О.А. Ремонт жилого помещения: права и обязанности сторон по договору социального найма // Вестник Саратовской гос.юр.ак. 2017. С. 124.