Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В вопросе аскетизма отражается вся проблематика христианского вероучения от начала до наших дней. С начала возникновения христианства аскетизм стал своеобразным мировоззрением, которое формирует отношение человека к своему внутреннему миру и окружающей его действительности. Вопрос об аскетизме – это не какая-то узкоспециальная теория христианского вероучения. Проблематика соприкасается со всеми важнейшими христианскими догматическими и нравственными истинами. Вопрос о существовании и применении аскетики не утихал с самых ранних времен христианства и до сих пор вызывает множество споров на страницах богословских научных работ.
Русское христианское богословие уделяло относительно мало внимания вопросам аскетики и аскетизма, что подтверждается трудами об истории русской богословской науки профессора Η. Н. Глубоковского. В его трудах понятие аскетики приравнено к нравственному богословию, в качестве главной характеристики профессор выделяет общеморальную значимость аскетизма.
Единственной крупной научной работой в дореволюционный период по аскетике была книга С. М. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению» (Т. 1. СПб., 1907). В своем труде автор книги признает, что проблема аскетики имеет важное значение для всего христианского вероучения, она требует изучения в систематическом богословии, свою работу Зарин относил к богословской этики. Проблема аскетики особенно актуальная наше время – время возрождения Русской Православной Церкви.
Цель исследования – проследить развитие термина аскетика и аскетизм в русском духовно-академическом богословии начала XX в.
Объект исследования – явление аскетики и аскетизма.
Предмет исследования – развитие термина аскетика и аскетизм.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие теоретические и практические задачи исследования:
1. Дать определение аскетики и аскетизму.
2. Установить особенности развития аскетики и аскетизма в России в ХХ веке.
3. Сделать выводы по итогам исследования.
Теоретическая значимость исследования связана с анализом научных источников по проблеме аскетизма и аскетики как сферы его изучения.
Практическая значимость исследования важна для более глубокого понимания социальной позиции Русской Православной Церкви по отношению к современному обществу. В основу данного исследования положены принципы объективности, системного и комплексного подхода к изучаемым материалам.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, историографический, хронологический, моделирование, сравнительный, исторический.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Особенности истории и понимания аскетизма в специальной литературе
Понятие об аскетизме и аскетике
Во всех духовных учениях, существует определенный набор правил и ограничений, направленных на отрешение от житейских излишеств.
На основании философского мировоззрения, аскетизм — это путь духовного совершенствования через ограничения телесных и душевных желаний. В христианстве под аскетизмом, понимается система самоограничений, которые исполняет человек для укрощения всего житейского - мирского в себе и исполнения духовного очищения.
В Древней Греции аскетами называли, прежде всего, спортсменов, вводящих в свою жизнь определенные ограничения для украшения своего тела. Но уже в философии стоиков само понятие аскезы имеет нравственный характер. В их понимании аскеза — это упражнение в искусстве добродетели.
И хотя в языческих верованиях само понятие аскезы не имело глубокого духовного смысла, в отличие от понятия аскезы в христианстве, но уже в те давние времена формируется первичный смысл понятия аскезы.
Формируется основной принцип аскезы, который актуален и в наши дни, в основе этого принципа лежит понятие аскезы как созидательного труда человека для своего духовного совершенствования.
Не случайно греческое слово «аскеза» было использовано Христианской Церковью для обозначения усилия над собой для получения духовного опыта, что необходимо каждому христианину в его отношениях с Богом.
В церковном понятии слово «аскеза» обозначает труд, совершаемый во имя Христа. Благодаря Святоотеческим учениям Христианской церкви понятие аскезы было доведено до совершенства, в отличие от языческого понимания этого термина.
Без вопросов о смысле жизни и о духовном спасении человека, без учения о спасении, христианская аскеза всего лишь комплекс телесных упражнений.
Понятие христианского аскетизма перемещает акценты с телесного бытия на духовное. Аскетизм – это не наука о природе страстей, о греховной сущности человека. Это упорный труд над созданием высокой духовности, единения человека с Богом. Сам термин "аскетизм" имеет в себе постоянное употребление, сознательное использование необходимых средств для получения христианской добродетели, для достижения нравственного совершенства, как его понимает христианская Церковь. Аскетизм, который не служит этой цели, не может быть настоящим, это притворный, кажущийся. Аскетизм, в православном учении - это общность всех усилий человека, он не может затрагивать только одну сторону христианского совершенствования, главным итогом этого совершенствования является благодать Святого Духа. Аскетизм основной своей целью являет подчинить естественные силы и способности человека к восприятию божественной благодати, сделать их главным орудием для достижения в человеческой личности спасения и обретения "вечной жизни". Учения Отцов Церкви поясняют, что аскетизм сам по себе, даже рассматриваемый во всех гранях своих проявлений, еще не являет собою христианского совершенства. По мнению преподобного Иоанна Кассиана, "посты, бдения, нищета, отшельничество, упражнение в Священном Писании, расточение всего имущества не составляют совершенства, но суть только средства к совершенству; не в них состоит цель искусства, но посредством их достигается цель. Напрасно будет упражняться в них тот, кто довольствуется ими, как высшим благом; это значит — иметь орудие для искусства и не знать его цели".
В наше время понятие «аскет» ассоциируется с человеком, совершающим христианские подвиги самоотвержения, результаты которых становятся явными для окружающих. Аскетами именуют монахов, отшельников, людей, ведущих строгий даже суровый образ жизни, основанный на самоограничении и постоянном духовном и физическом труде. И все-таки, на путь аскезы может встать всякий член Церкви, для каждого верующего человека, аскеза становится важным условием его жизни и отношений с Богом.
Аскетизм важен не только для монахов или отшельников. Подвижничество – духовный призыв к христианину, который Бог адресует всем. «…Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Это касается всех христиан.
Каждый христианин имеет малые начатки святости в духовном опыте своей христианской жизни, но очень ограниченное число людей Церковь объявляет святыми — это люди, не только вступившие на путь духовной целостности, но и прошедших этот путь до конца, целиком отдавших себя Богу.
В общем смысле аскеза должна стать внутренним стержнем для каждого христианина, стать основной его христианской жизни, но только единицы проходят путь самоотречения и духовного делания до конца, заполняя им свою внутреннюю жизнь без остатка.
Бывают разнообразные формы аскезы, есть тайная аскеза незаметная для окружающих. Но в итоге, человек в ставший на путь формирования своего духовного сознания как христианина, истинного Человека во Христе, должен стремиться максимальной самоотдаче для выполнения цели.
По словам Преподобного Макария Египетского человеку невозможно спастись, если он не отдаёт всех своих сил Богу в той духовной работе, которую он может исполнять в каждый момент его жизни; совершенство жизни человека состоит в полной самоотдаче, так считает Преподобный Макарий.
Цель жизни настоящего христианина способствовать созиданию жизни всех людей в Боге, через самоусовершенствование и работу над собой. Однако труд ради другого человека, через самоотречение и служение другим людям человек приближается к Богу.
Мы живем в изменяющемся мире, меняются и уклады церковной жизни, а, следовательно, иногда меняются терминология и конкретные формы проявления подвижничества. Однако, поскольку аскетизм в своей сущности и в своей конечной цели, которую мы понимаем не только умом, но и сердцем, остается неизменным, обретение им каких-то новых форм не означает изменения сущности православной аскезы.
Дело аскезы не только ограничивать себя, бежать от зла, но и делать добро сознательно и добровольно, исполнять евангельскую заповедь, заставлять себя исполнять ее. «Уклоняйся от зла и делай добро» (1 Петра 3:11). А чтобы вместо зла, от которого ты отрекся, появилось что-то доброе, должно появиться смирение.
Смирение есть такое расположение внутреннего мира, которое позволяет нам испытать то, о чем мы всегда просим в Отче наш: «Да будет воля Твоя на земле, как на небе». Это означает, что все происходит во мне, в моем духе и в моем самосознании, имеющем полноту космоса.
Если человек чувствует, что он грешник, видит свои грехи, то он на правильном пути. «Кто я такой, чтобы иметь видения, чтобы Христос пришел ко мне?» Такие свидетельства, как и не привязанность, даются немногим, но каждый христианин должен взять свой крест и шаг за шагом следовать за Христом. Потому что это путь исцеления. Наши действия, а результат у Бога.
Аскетизм является важной частью православной культуры, философии или мировоззрения. Через ограничение человек может достичь не только понимания Бога, но и понимания самого себя, найти корни своей духовной жизни и т.д.
Аскетизм является важной частью православной культуры, философии или мировоззрения. Через ограничение человек может достичь не только понимания Бога, но и понимания самого себя, найти корни своей духовной жизни и т.д.
Однако здесь встает другая важная проблема, а что считать аскетизмом. Считается, что аскетизм – это жизнь с минимальным комфортом. Либо аскетизмом можно считать намеренное ограничение своих потребностей. В третьем случае предполагается, что аскеты должны довольствоваться малым, т.е. минимально необходимым для жизни.
Однако существует вариант сознательного отказа от определенных моментов. Это необходимо для очищения души от греха.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андроник (Трубачев), игумен. Преподобный Амвросий Оп-тинский. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1993. 201 с.
2. Бердяев Н. О характере русской религиозной мысли XIX века // http://www.magister.msk.ru с.67
3. Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж., 1949. 319 с.
4 Бердяев Н. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с. Ю.Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.,2001.-609с.
5. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. - Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского, 1995. - Т.1-6. 11. Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. 525-560 с.с.
6. Глубоковский Н.Н.Вера по учению св. ап. Павла.//Христианское Чтение. СПб., май 1902 г. С.74
7. Добротолюбие : [Сборник : в 5 т.] / пер. с греч. святителя Феофана Затворника. - М. : Сретен. монастырь, 2004 –с.134. -
8. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Будущее в руках Божественного промысла. Письма к H.H. Муравьеву-Карскому. М., 1998. 121 с.
9. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 3 (2). М., 2002. 349 с.
10. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 1. М., 2001. 611 с.
11. Игнатий (Брянчанинов). О необходимости собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. М., 2001.-410-505 с.
12. Игнатий (Брянчанинов). Отечник // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 5. М., 2001. 478 с.
13. Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 3 (2). М., 2002. 511-519 с.
14. Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 4. М., 2002. 554 с.
15. Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 3 (1). М., 2002. 105-211 с.
16. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. I. М. 2001. 565 с.
17. Иларион (Алфеев), иеромонах. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М. Клин, 1996. -273 с.
18. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Собрание сочинений. Т. 1. М., 1993. 226 - 301 с.
19. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений. Т. 1.М., 1993.-54-125 с.
20. Иоанн Кронштадский, прот. Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб., Т. 1. 1993. 528 е.; Т. 2. 1994. - 726 е.; Т. 3. 1994. - 508 е.; Т. 6. 1994. - 640 е.; Т. 7. 1994.-694 с.
21. Иоанн Кронштадтский, прот. Моя жизнь во Христе. В двух томах. Т. 1. СПб., 1893. 400 е.; Т. 2 СПб., 1893. 311-405 с.
22. Зарин С. М. Православная аскетика. Изд.: С.-Петербург, 1907. С.76
23. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. - СПб., 1907 (Репринт. М.: Православный паломник, 1996). С.22-69
3124. Карташев A.B. История русской церкви. Т. 1. М., 2000 -. 847 е.; Т.2. М., 2000. -580 с.
25. Лествица Иоанн Лествичник Год издания: 2020 Издательство: Эксмо
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/156280/latest-ioann-lestvichnik с. 179-202
26. Лисовой H.H. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX начале XX столетия // Богословские труды. Сборник тридцать седьмой. М. 2002. - 5127 с.
27. Литвинова Л.В. Аскетизм // Православная энциклопедия. М., Т.3.2001.-580-628 с.
28. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви - М.: Центр «СЭИ», 1991. С.112
29. Мейендорф И., прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. - М.: ПСТБИ, 2003 с 59
30. Мельник В. Проблема культуры в творениях святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского// http ://www.pagez.ru/philaret/about009.php
31. Письма великих оптинских старцев. XIX век. М., 2001. 511 с.
32. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. -610 с.
33. Русские писатели-богословы. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания. М., 2001. 390 с.
34. Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород. 1998. 278 с.с.
35. Святые и мученики XX века // http://www.orthodoxworld.ru
36. Смолич И.К. Великий старец Нил Сорский // Путь. 1929 19 С. 44–70
37. Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимо-наха Амвросия к монашествующим // http://www.krotov.ru
38. Советы и пророчества Оптинских Старцев // http://www.wco.ru/biblio/books/optinal
39. Соловьев В. Россия и Вселенская Церковь. М., 1999. 1375 с.
40. Феодор (Поздеевский), архиепископ. Смысл христианского подвига. М., 1991.-150-179 с.
41. Феофан Затворник, святитель. Мудрые советы Святителя Феофана из Вышенского затвора. М., 1998. 623 с.
42. Феофан Затворник, святитель. Наставления в духовной жизни. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994. -1377 с.
43. Феофан Затворник, святитель. Против лжеучителей. СПб, 1996.-44 с.
44. Феофан Затворник, святитель. Созерцания и размышления. М., 2000.511 с.
45. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1890.-471 с.
46. Филарет (Дроздов), митрополит. Донесения и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского по некоторым церковным и государственным вопросам. СПб, 1891.-55 с.
47. Филарет (Дроздов), митрополит. Как создать православную семью. Наставления святителя Филарета христианам, живущим в миру. М., 1996. 39 с.
48. Филарет (Дроздов), митрополит. Мнение преосвященного Филарета о драматическом сочинении Н.В. Сушкова "Начало Москвы" // http://www.pagez.ru/philaret/nasl016.php
49. Филарет (Дроздов), митрополит. Мысли и изречения. М., 1999. -111 с.
50. Филарет (Дроздов), митрополит. Письма Филарета, митрополита Московского к князю Сергею Михайловичу Голицыну. М., 1884.- 104 с.
51. Филарет (Дроздов), митрополит. Святитель Филарет: Духовное наследие // http://www.pagez.ru/philaret/nasl022.php
52. Филарет (Дроздов), митрополит. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т 1. 1803-1821 гг., М., 1873. 198 с.
53. Филарет (Дроздов), митрополит. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т 2. 1821-1826 гг., М., 1874.-321 с.
54. Филарет (Дроздов), митрополит. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т 3. 1826-1836 гг., М., 1877. 258 с.
55. Филарет (Дроздов), митрополит. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т 4. 1836-1848 гг., М., 1882. 564 с.
56. Филарет (Дроздов), митрополит. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т 5. 1848-1867 гг., М., 1885. 594 с.
57. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. I (1). М., 1900. 490; Т. I (2). М., 1990. – 311-478 с.
58. Флоренский Павел, свящ. Собрание сочинений. Т. I. Статьи по искусству. Париж, 1985. 325 с.
59. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988 580 с.
60. Флоровский Г.В. Христианство и цивилизация // http ://www. orthodoxia.org/rus/pt/14/260.aspx
61. Хоружий С. К феноменологии аскезы. М., 1998. 304 с.
62. Хоружий С.С. Владимир Соловьев и мистико-аскетическая традиция православия // Богословские труды. N 33, М., 1997. 211-298 с.