Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В 2017 году правительство Испании сформулировало новую стратегию национальной безопасности. Предыдущая пятилетняя стратегия национальной безопасности была разработана только в 2013 году, поэтому стратегия вступила в силу на год раньше, чем предыдущий документ.
Актуальность данного курсового исследования заключается в том, что причины столь «раннего вступления» новой стратегии в силу вызывают много вопросов. Интересно, однако, что эта необходимость связана с развивающимися потенциальными угрозами, с которыми может столкнуться Королевство Испания, а также в контексте процесса глобализации и взаимосвязанности элементов современного мира.
Стратегия определяет части Европы, Северной Африки, Африки к югу от Сахары, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки как потенциально «взрывоопасные» районы для Испании. Кроме того, документ различает реальные и потенциальные угрозы и определяет уровень уязвимости в опасных ситуациях, способных подорвать национальную безопасность.
Стратегия определяет миграционные потоки, вопросы энергетики, чрезвычайные ситуации и катастрофы, болезни и эпидемии, а также последствия изменения климата как угрозы национальной безопасности. Несомненно, из-за их взаимосвязи невозможно разработать подлинную стратегию национальной безопасности, не учитывающую вышеуказанные вопросы.
Потенциальные угрозы национальной безопасности исходят не только от людей — важно также учитывать уязвимости, связанные с природной средой, болезнями, проблемами цепочки поставок и экономическими проблемами.
Степень научной разработанности проблемы. При написании данной работы использовались не только работы российских политологов-международников, но и работы на иностранных языках, что позволило взглянуть на проблему с разных сторон. В ходе работы было изучено несколько источников. В работе кандидата политических наук А. Андреевой «Политика Испании в Европейском регионе» автор рассказывает о деятельности Испании в Евросоюзе.
Большой интерес представляет работа того же автора - А. Андреевой - "Геостратегия и внешнеполитическая модель Испании". Статья посвящена процессу разработки внешнеполитической стратегии и формирования национального интереса Испании. На примере Испании проанализирована и представлена связь этих процессов с географическим положением страны. Также в данной работе была охарактеризована современная внешнеполитическая модель Испании. Работа А. Андреевой сыграла большую роль в написании этого исследования и помогла сформировать результаты курсовой работы.
В книге «От европейской идеи — к единой Европе» Ю.А. Борко анализирует истоки, приведшие к объединению европейских стран, описывает стратегию и этапы развития европейского общества. Определяет возможность появления новых угроз и актуальных проблем, которые ждут общество в 21 веке.
Также необходимо выделить авторов, занимающихся вопросами, связанными с внешней политикой Испании и отношениями Испании с другими странами: Орлов А.А., Торкунов А.В. Яковлев П.П.
Объектом исследования выступает стратегия национальной безопасности Испанского Королевства.
Предмет исследования трансформации стратегии национальной безопасности под воздействием внешнеполитического курса Испанского Королевства.
Цель данной работы изучить особенности эволюции стратегии национальной безопасности Королевства Испании в новейшее время истории.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Дать характеристику Королевству Испании в современной системе международных отношений;
Изучить эволюцию внешнеполитического курса в формировании национальной безопасности Испании на рубеже ХХ – XXI вв.;
Раскрыть стратегию национальной безопасности и военное строительство Испании: в условиях новых вызовов;
Изучить геостратегические интересы Испании: региональный спектр;
Проанализировать институциональную структуру политики национальной обороны Испании и трансформация вооруженных сил.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды специалистов в области международных отношений и политологии, исследования проблем стратегии национальной безопасности, научные публикации по теме исследования.
Методы исследования. В исследовании использованы методы системного и стратегического анализа, метод составления профиля среды, методы обобщения, наблюдения, статистического анализа.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Работа изложена на 55 страницах.
ГЛАВА 1. КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Характеристика Королевства Испании в современной системе международных отношений
Начало 90-х годов 20 века ознаменовало собой крах биполярной системы мироустройства и определило глобализацию как определяющую тенденцию в развитии международной политики, экономики и межгосударственных отношений .
Внешнеполитическая доктрина Испании после Второй мировой войны не предусматривала активного вмешательства в международные конфликты. Новый период и новые векторы испанской региональной политики появились ближе к концу «холодной войны», когда страна смогла интегрироваться в евроатлантические институты и нормализовать внутреннюю ситуацию .
Испания, некогда великая колониальная держава, открывшая европейцам Новый Свет, вот уже полтора века находится на периферии международной жизни. Бывшая империя, правившая Европой в начале Нового времени, проложившая путь в Атлантический и Тихий океаны, утвердившаяся в Америке, Азии и Африке, была в 19-20 вв. Сам век стал объектом экспансии более сильных соперников и полем битвы между антагонистическими мировыми игроками . Ситуация стала динамично меняться после смерти диктатора Ф. Франко (ноябрь 1975 г.) и перехода испанского общества на путь демократии и социально-экономических преобразований .
В результате концентрированных синергетических усилий испанской нации и глубоких преобразований, проведенных практически во всех областях государственного строительства, достигнуты убедительные показатели успешности общественного развития. В Испании консолидация общества и значительной части национальных элит происходила на основе представлений о необходимости системной государственной реформы. Это позволило модернизировать страну, «застрявшую» в прошлом, и создать рабочий механизм механизмов политического контроля. Конституция 1978 года стала правовой основой правового общества и де-юре заложила новые ценности испанского общества.
Внешнеполитическая деятельность Испании, ее специфика, особенности и направления во многом определяются возможности и ресурсы страны и национальные интересы.
Испанское государство. Национальные интересы являются основой для формирования стратегических целей внешней политики, краеугольным камнем, краеугольным камнем внешнеполитической стратегии государства, главной детерминантой международной деятельности. По содержанию они являются комплексным выражением жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Природа коренных национальных интересов объективна, поскольку они связаны с географическими условиями, задачами и потребностями выживания народа, его социокультурными и историческими традициями, самой природой человека. «Именно феномен национальных интересов определяет факт преемственности внешней политики подавляющего большинства государств», — говорил русский ученый К.С. Гаджиев . Относительная стабильность национальных интересов не означает, что они остаются неизменными и свободными от внешних воздействий. Внутренние факторы жизни страны (политический режим, роль отдельных общественных сил, общественное мнение), а также внешний контекст могут и будут изменяться в зависимости от различных обстоятельств, активно влияя на содержание и форму национальных интересов. По этой причине взаимосвязь и совокупность ресурсов, интересов и конкретных действий социальных акторов, прежде всего государства, образуют ту питательную среду, в которой происходит формирование внешнеполитического курса.
Действия, предпринимаемые Испанией в качестве международного актора на мировой арене, имеют глубокие внутриполитические и экономические корни и определяются тем, как общество и правительство самоорганизуются и используют имеющиеся у них ресурсы и возможности. В определенной степени внешнеполитические задачи выступают как часть повестки национального экономического и социально-политического развития. Недаром испанские исследователи подчеркивают, что внутренние и внешние факторы не являются параллельными мирами, а сопрягаются в рамках общеполитических моделей общественного развития.
В постфранкистский период Испания начала развиваться в системе либерально-демократических координат и строить общество, основанное на проверенных временем принципах: верховенство закона,
Разделение властей, социальная мобильность. Страна сошла с пути авторитаризма, избежав риска застрять в прошлом. Важнейшим фактором продвижения вперед стало создание системы стимулов и реформаторского импульса. Это позволило предотвратить возникновение непреодолимых препятствий, способных привести к серьезному рецидиву авторитаризма. Именно осознание испанскими элитами и обществом в целом тупиковой ситуации франкистской политической парадигмы позволило запустить двигатель социально-экономической модернизации и провести содержательный водораздел в сфере международных отношений между авторитарным прошлым и демократическое настоящее и действие в рамках новой внешнеполитической логики.
Для более глубокого понимания основных изменений во внешней политике в постфранкистский период обратимся к характеристике внешнеполитических ресурсов Испании и выстроим их иерархию. Совокупность внешнеполитических ресурсов Испании можно разделить на материальные и нематериальные. При этом как могут быть положительными (позволяют добиваться собственных целей), так и отрицательными (позволяют создавать проблемы оппоненту, препятствовать реализации его планов) .
К материальным ресурсам относятся: географические, демографически и экономически. Испания предстает как государство, обладающее значительной по европейским меркам территорией (11,7 % от общей площади Евросоюза, в состав которого входят 28 стран, больше только у Франции — 12,7 %) и выгодным расположением на перекрестке более важные Транспортные связи Связь Европы с Африкой и Америкой (Приложение 1).
Серьезными внешнеполитическими козырями Испании являются стратегические активы, обеспечивающие ее присутствие в Атлантике и Средиземноморье. Помимо континентальной территории, ей принадлежат Балеарские острова в Средиземном море, Канарские острова в Атлантическом океане у западного побережья Африки, два анклава (Сеута и Мелилья) в Марокко и ряд более мелких островных владений. Исключительное стратегическое значение имеет Гибралтарский пролив, являющийся «ключом» к бассейну Средиземного моря (Приложение 2). В начале этого века через него проходило свыше 80 000 судов в год (220 в сутки), в том числе супертанкеров с нефтью Ближнего Востока и Северной Африки, что важно для нормального функционирования экономики большинства стран Европы.
Немаловажную роль играет и факт политической конъюнктуры: она как благоприятная (ближайшие соседи – страны-партнеры по Евросоюзу: Португалия и Франция), так и конфликтная, поскольку проблемные североафриканские государства находятся в непосредственной географической близости, к которой У Мадрида исторически сложились сложные отношения. Доказательством этого стали драматические события конца 2010 и 2011 гг. в ряде стран Магриба, поставившие под угрозу национальные интересы Испании. Но в целом географическое положение Испании можно считать экономически и политически выгодным и стратегически перспективным .
В первое десятилетие 21 века демографическая ситуация в Испании коренным образом изменилась – благодаря массовой иммиграции она стала страной с быстрорастущим населением. Беспрецедентный приток иммигрантов в «тучные годы» экономического процветания имел неоднозначные последствия. Это помогло решить некоторые проблемы (предотвратило сползание страны в «демографическую яму», обеспечило приток более дешевой рабочей силы, увеличило число потребителей и платежеспособный спрос), но вызвало дополнительные политические трудности, привело к ксенофобским и расистским настроениям в отдельные группы населения . Во внешнеполитическом плане превращение Испании в важную страну-реципиент трансграничных миграционных потоков повысило ее международное значение, но в то же время создало проблемы в дипломатической практике, особенно в отношении стран-доноров.
Первостепенное значение для укрепления международных позиций страны имеет ее экономический потенциал, значительно возросший с момента запуска двигателя социальной модернизации. Испанский проект модернизации в период демократического перехода доказал свою эффективность и обеспечил превращение страны в развитую индустриальную страну с мощной и диверсифицированной сферой услуг. Фактически в период демократии был сделан большой шаг вперед в экономическом развитии.
В целом страна обладает относительно большими и растущими материальными ресурсами, большая часть которых является положительной, что укрепляет экономическую и политическую позицию Мадрида на международной арене.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Arteaga F. Propuesta para la implantacion de una Estrategia de Seguridad Nacional en Espana (DT) / Red. F. Arteaga, con la colaboracion del Grupo de Trabajo sobre Estrategias de Seguridad Nacional del Real Instituto Elcano: Documento de Trabajo 19/2021. - Madrid, 2021. - 35 p. - Mode of access: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/wcm/connect/88536500497 1122db833b89437ec6e7e/DT19-2021_Arteaga_Grupo_Trabajo_propuesta_estrategia_seguridad_nacional_Espana.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=885365004 971122db833 b89437 ec6 e7 e (Дата обращения - 14.10.2022).
2. Defence Expenditures of NATO Countries (2009-2019): Communique, PR/CP (2019) N 116. - 2019. - 4 July. - 11 p.
3. Espana en el mundo 2033. Cuatro escenarios para actuar ahora // ESADEgeo-Center for Global Economy and Geopolitics. 2013. URL: http://www.pwc.es/es_ES/es/publicaciones/espana-2033/assets/espana-en-el- mundo-2033-b.pdf (дата обращения: 12.10.2020)
4. Estrategia de Accion Exerior 2014 // Ministerio de Asuntos Exteriores y de Cooperacion. 2014. URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/Multimedia/Publicaciones/Documents/2014_ESTRATEGIA%20DE%20ACCI0N%20EXTERI0R %20ENERO.pdf (дата обращения: 09.10.2022)
5. Estudios de poHtica exterior // PoHtica exterior de Espana: ley, estrategia y dinero.2020. URL: http://www.politicaexterior.com/archives/16480 (дата обращения: 13.10.2022)
6. EUISS report for ESPAS, Global Trends 2030 — Citizens in an Interconnected and Polycentric World, 2030 Режим доступа: https://espas.secure.europarl.europa.eu/orbis/sites/default/files/espas_files/about/espas-report-2015.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
7. McGurk B. Update on the D-ISIS Campaign / / US Department of State [site]. - 2017. - 4.08. - Mode of access: https://www.state.goV/r/pa/prs/ps/ 2017/08/273198.htm (Date of access - 01.10.2022).
8. Molina I. Hacia una renovacion estrategica de la politica exterior espanola. - Madrid, 2021. - 150 p. - (Informe Elcano; N 15).
9. Park M. Who's with the US on Syria strike and who isn't // CNN. - 2020. - 08.04. - Mode of access: https://edition.cnn.com/2017/04/07/ world/syria-us-strike-world-reaction/index.html (Дата обращения - 16.10.2022).
10. SIPRI Yearbook 2022 Armaments, Disarmament and International Security. Summary. - 2017. - Mode of access: https://www.sipri.org/sites/ default/files/2022-09/yb22-summary-eng.pdf (Дата обращения - 14.10.2022).
11. Spain and the CSDP / Fojon E., Mora E., Arteaga F., Muniz M. - Madrid: Egmont, 2020. - 129 p.
12. Spain Macroeconomic Scenario 2018-2021 // The Ministry of Economy, Industry and Competitiveness [site]. - 2022. - 27.04. - Mode of access: http://www.thespanisheconomy.com/stfls/tse/ficheros/2014/180427_Escena rio_Macroeconomico.pdf_(Date of access - 10.10.2022).
13. Spain's 2020 National Security Strategy. - Madrid: Persidencia del Gobierno, 2020. - 128 p.
14. Spain's 2021 National Security Strategy. - Madrid: Persidencia del Gobierno, 2021. - 128
15. Андреева А.А. Геостратегия и внешнеполитическая модель Испании. М., 2021. 733 с.
16. Аникеева Н. История внешней политики Испании. М., 2022. 375 с.
17. Аникеева Н.Е. Особенности внешней политики Испании в период правления Х.Л.Родригеса Сапатеро // Вестник МГИМО. 2008. 24 с.
18. Баскская группировка ЭТА объявила об окончательном прекращении вооруженной борьбы // ИНТЕРФАКС. - 2021. - 20.10. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/wc2018/213143_ (Дата обращения - 10.10.2022).
19. Безруков А. Развод с миром и его последствия // Россия в глобаль-ной политике [сайт]. - 2018. - 13.02. - Режим доступа: http://www. globaIaffairs.ru/number/Razvod-s-mirom-i-ego-posledstviya-19358 (Дата об-ращения - 10.10.2022).
20. Брифинг. Противодействие терроризму. НАТО. - Брюссель, 2014. - 15 с. - Режим доступа: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/ pdf/stock_publications/20120221_NATO-Briefing-Terrorism-RU.pdf (Дата обращения - 09.10.2022).
21. В Испании учрежден Совет национальной безопасности // ТАСС. - 2013. - 12.07. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/633079_ (Дата обращения - 16.10.2022).
22. Гаджиев К.С. Геополитические интересы России: контуры нового миропорядка. М.: Экономика, 2021. 479 с.
23. Иванов И. Военно-политическая обстановка в Южно-Европейском регионе (2020). - 2020. - 25.04. - Режим доступа:_http://factmil.com/ publ/strana/bosnija_i_gercegovina/voenno_politicheskaja_obstanovka_v_juz hno_evropejskom_regione_2017/67-1-0-1158_(Дата обращения - 09.10.202).
24. Испанская Конституция / Посольство Королевства Испании в Российской Федерации, 1995. - 2022. - Режим доступа: http://vivovoco. astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM (Дата обращения - 06.10.2022).
25. Конституция Испанского Королевства // Конституции стран мира. 2020. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=149 (дата обращения: 11.10.2022)
26. Мовсесян А.Г. Мировая экономика // Финансы и Статистика. 2021. 656 с.
27. Новикова О.Н. Введение // Актуальные проблемы Европы / РАН. ИНИОН. - М., 2022. - № 4. - C. 7-14.
28. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Испании за 2020 год / Торговое представительство Российской Федерации в Королевстве Испания. - Мадрид, 2021. - 107 с.
29. Осадчая И.М. Глобализация и государство: новое в регулировании экономики развитых стран // МЭМО. 2020. 16 с.
30. Официальная страница Института Сервантеса. Режим доступа: http://www.cervantes.es (дата обращения: 12.10.2022).
31. Павлов Е. Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики России структура, содержание // Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Обозреватель». 2021. 11 с.
32. Парламент Каталонии объявил о независимости от Испании // BBC News. - 2021. - 27.10. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/ news-41778550 (Дата обращения - 14.10.2022).
33. Плегер Ф.В. Противоракетная оборона. Новая задача НАТО // Per Concordiam. - Гармиш-Партенкирхен: Европейский центр исследований по вопросам безопасности имени Джорджа К. Маршалла, 2020. - С. 20-23.
34. По объему ВВП - 14-я в мире (1113 млрд долл. евро) и 4-я в еврозо¬не, по объему инвестиций - 11-я в мире и 2-я в Ибероамерике, по экспорту товаров - 7-я в ЕС. Испания занимает одно из ведущих мест в мире по вы-работке электроэнергии из возобновляемых источников энергии наряду с Китаем, Германией, США и Японией
35. СБР НАТО были сформированы в 2003 г. и комплектуются по принципу ежегодной очередности контингентами одного крупного (среднего) и двух-трех малых европейских стран - участниц НАТО. В 2015/16 гг. основная нагрузка в комплектовании СБР была возложена на Испанию
36. Синельщикова И.Г. Иммиграция и иммиграционная политика: проблемы и решения // Испания: время испытаний и нового выбора. 2019. 31 с.
37. Совместная военно-морская база Испании и США в районе одноименного города (с 1955 г.). На базе размещены также подразделения Корпуса морской пехоты и части ВВС США. ВМБ Рота - первый порт, в который заходят корабли ВМС США, направляющиеся в Средиземное море.
38. Сотников А.В. Испания в мировой политике: новые вызовы и возможности // Современная Европа. 2022. 49 с.
39. Тренин Д.В. Европейская безопасность - «от лишь бы не было вой-ны» до нового равновесия // Московский центр Карнеги [сайт]. - 2018. - 28.02. - Режим доступа: https://camegie.ru/2018/02/26/ru-pub-75620_(Дата обращения - 10.10.2022).
40. Труевцев К.М. Глобализация как политический процесс // Высшая школа экономики. М., 2021. 36 с.
41. Хенкин С.М. Потенциал регионального сепаратизма / / РСМД [сайт]. - 2020. - 21.06. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics- and-comments/analytics/potentsial-regionalnogo-separatizma-v-ispanii/ (Да¬та обращения - 15.10.2022).
42. Храмчихин А. Армии Испании и Португалии: Глубокий тыл НАТО // Русская планета. - 2019. - 26.05. - Режим доступа: http://rusplt.ru/world/ aгmia-ispami-10064.html_(Цата обращения - 09.10.2022).
43. Цыганков П.А. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. М., 2018. 336 с.
44. Черкасова Е.Г. Перемены во внешней политике Испании: политические амбиции и границы возможного // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях. 2019. 15 с.
45. Яковлев П.П. В системе глобальных координат. Глава 2 // Испания в мировой политике / РАН. Институт Латинской Америки. - М., 2021. - C. 73-136.
46. Яковлев П.П. Внешняя политика нового правительства Испании. М., 2021. 14 с.
47. Яковлев П.П. Испания в мировой политике. М., 2021. 378 с