Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Туризм активно влияет на развитие экономики, структурную трансформацию экономики и смену приоритетов, в том числе социальных, увеличивая вклад в общее экономическое благосостояние населения. В системе развития мирового туризма особое и значимое место в настоящее время отводится молодежному туризму. Во всей мировой туристической системе доля молодежного туризма ежегодно увеличивается на 1,5%. Структура возрастного состава туристических потоков также существенно изменилась. Сейчас доля путешественников в возрасте до 30 лет занимает более 40% туристических потоков.
Молодежный туризм - это спорт, здоровье, активный отдых, возможность больше узнать об истории и географии России, прямой способ воспитать молодых россиян патриотами и гражданами своей страны. Молодежный туризм дает возможность проявить себя, научиться принимать решения и стать настоящим лидером. Большинство подростков в нашей стране имеют слабое здоровье, юноши физически не подготовлены к военной службе. Туризм, опять же, может исправить эту ситуацию. Во время походов организм закаляется, физическая активность восстанавливает и укрепляет здоровье. Туризм - это панацея от многих бед нашего времени. Если молодой человек выбирает туризм, это значит, что он говорит "нет" наркотикам, алкоголю, пассивному образу жизни.
Настоящий бум в развитии молодежного туризма в нашей стране пришелся на 30-60-е годы прошлого века. Туристические секции и клубы работали на всех крупных предприятиях, в университетах, во всех городах; доступные туристические базы работали по всей стране. Не будет преувеличением сказать, что миллионы молодых людей имели возможность лично увидеть и полюбить свою страну.
В настоящее время в стране отсутствует комплексный подход к развитию туризма (в 90-е годы управление туризмом было разделено на 14 департаментов и частный капитал). Число молодых людей, знающих свою страну и обладающих навыками жизни в естественной среде, сократилось на несколько порядков. Туризм как отрасль российской экономики не занимает лидирующих позиций среди других стран (в 2008 году Россию посетили 2,5 миллиона человек. иностранных туристов, а во Франции насчитывается 80 миллионов туристов). Опыт и технологии в области развития туризма, накопленные за последние 80 лет, практически не востребованы. Кроме того, из-за слабой туристической инфраструктуры и нехватки туристического персонала Россия теряет средства, сопоставимые с доходами в нефтегазовой отрасли.
Сфера деятельности молодежного туризма сегодня по сути бесхозна. В комплексе нет ни одного отдела, который занимается туризмом, нет реальной поддержки молодежи в их желании познакомиться со своей страной, нет стимулов для туризма и нет системы льгот для молодежи. В настоящее время в стране проживает около 28 миллионов молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, но около 0,3 миллиона занимаются туризмом.
Как теория организации молодежного туризма в целом, так и различные его практические и теоретические аспекты до сих пор не нашли существенного отражения в российских и зарубежных исследованиях. Однако значительный вклад в обоснование необходимости развития молодежного туризма внесли: Г. Усыскин, Ю. Кузнецов, Г. Карпова и другие.
В работах Ю.Н. Давыдова, В.И. Жукова, А.И. Ковалевой, Д.Л. Константиновского, Р.И. Копелюшникова, В.С. Магуна, В.И. Патрушева, В.В. Радаева, Б.А. Ручкина, В.В. Проходы, Е.В. Шестопал, В.Н. Шубкина, В.А. Щегорцева, В.А. Ядова, а также в трудах зарубежных авторов Д. Белла, М. Вебера, М. Догана, К. Маннгейма, Д. Пеласси, Г. Ричардсона, Э. Эриксона содержатся теоретические обобщения по проблемам социализации молодежи. Авторы прослеживают процессы усвоения молодежью в процессе социализации статусного и ролевого поведения, формирование качеств и свойств, обусловливающих возможность адаптироваться к новой социальной системе и выполнять определенные функции по самоорганизации жизнедеятельности.
В этих условиях тема молодежного туризма является актуальной. Вышеуказанные обстоятельства и обусловили выбор темы, определили ее цель, задачи и структуру.
Цель работы – анализ особенностей организации молодежного туризма. Из поставленной цели вытекают следующие задачи работы:
– изучить понятие и виды молодежного туризма,
– выделить особенности организации молодежных туров,
– дать характеристику турфирмы «Север для вас»,
– рассмотреть технологию разработки молодежного тура турфирмы «Север для вас»,
– разработать предложения по совершенствованию системы разработки молодежного тура для турфирмы.
Объект исследования работы – молодежный туризм.
Предмет исследования – экономические и социальные отношения в сфере молодежного туризма.
При проведении анализа и обобщения теоретического материала применялись методы сопоставления, структурно-функционального анализа, единства исторического и логического. Реконструкция исследуемых проблем произведена в контексте выделения их ключевых характеристик. Теоретической базой исследования послужили труды выдающихся ученых и теоретиков, теоретические выводы экономических школ.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованных источников.
1. МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ О ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятия и виды молодежного туризма
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 года определяет туризм как "временные выезды (поездки) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с их постоянного места жительства в медицинских, рекреационных, образовательных, физкультурно-спортивных, профессиональных и деловых, религиозных и для других целей, не занимаясь деятельностью, связанной с получением дохода из источников в стране (месте) временного пребывания".
В практике реализации закона были установлены и консолидированы названия видов туризма в соответствии с целями: оздоровительный, образовательный, спортивный и т.д. Молодежный туризм не прописан в этом законе, поскольку цели туризма, по-видимому, универсальны для всех возрастных категорий. Тем не менее, особое психофизиологическое состояние, характерное для молодежи, повышенная активность, сопровождающая процесс социализации и самоидентификации личности, отражение общественных ожиданий от нового поколения позволяют и предопределяют выделение молодежи в отдельную социальную группу в любой сфере социальной деятельности.
Молодежный туризм можно определить как туры и направления в туризме, которые наиболее интересны и подходят для молодежи. Понятие молодежного туризма включает в себя следующие виды молодежной деятельности: специализированные лагеря, экскурсии, туристические соревнования и мероприятия, экстремальные виды деятельности в природной среде: спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, рафтинг и т.д.
В мире существует целая инфраструктура молодежного туризма. Подводя итоги проделанной работы, можно выделить следующие тенденции развития современного мирового рынка молодежного туризма:
– Растущее значение глобального молодежного туризма.
– Влияние информационных технологий.
– Развитие туризма как отрасли мировой экономики
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 08.06.2020).
2. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
3. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
4. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
5. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
6. Березовая Л.Г. История туризма и гостеприимства: учеб. для СПО. М.: Юрайт, 2019. 477 с.
7. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности [Текст] / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 320 с.
8. Дурович, А.П, Бондаренко Г. А. Организация туризма: учеб. пособие [Текст] / А.П. Дурович. – Мн.: Новое знание, 2015. – 277с.
9. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности : учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 392 с.
10. Лысикова, О. В. Операционный менеджмент туризма : учебное пособие / О. В. Лысикова, А. В. Фоменко. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 96 с.
11. Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма : учебное пособие / Ю. А. Матюхина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
12. Морозов, М. А. Экономика организации туризма : учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
13. Мотышина, М. С. Менеджмент туризма : учебник для среднего профессионального образования / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 282 с.
14. Овчаров, А. О. Экономика туризма : учебное пособие / А.О. Овчаров. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 253 с.
15. Орловская, В. П. Технология и организация предприятия туризма : учебник / В.П. Орловская ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 176 с.
16. Остроумов, О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность : учебно-методическое пособие / О. В. Остроумов ; под. ред. Ю. С. Путрика. — Москва : Финансы и Статистика, 2021. — 128 с.
17. Панова, А. В. Статистика туризма : учебное пособие / А.В. Панова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 248 с.
18. Пахомова, О. М. Стандартизация и контроль качества туристских услуг : учебное пособие / О.М. Пахомова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 135 с.
19. Пищулов, В. М. Менеджмент в сервисе и туризме : учебное пособие / В.М. Пищулов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 284 с.
20. Погодина, В. Л. География туризма : учебник / В.Л. Погодина, И.Г. Филиппова ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 256 с.
21. Покровский, Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления : учебное пособие / Н. Е. Покровский, Т. И. Черняева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Университетская книга ; Логос, 2020. — 424 с.
22. Практика активного туризма : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. — Орел : МАБИВ, 2020. — 149 с.
23. Рассохина, Т. В. Менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для вузов / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
24. Рассохина, Т. В. Организация туристской индустрии: менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
25. Рябушкин, Б.Т. Индустрия туризма: Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма [Текст] / Б.Т. Рябушкин. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 c.
26. Чеглазова, М.Е. Теоретические основы жизненного цикла туристского продукта [Текст] / М.Е. Чеглазова, М.А. Нестерова // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: Сборник научных трудов. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2019. – С. 63-66.
27. Чеглазова, М.Е. Специфика качества обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства [Текст] / М.Е. Чеглазова, А.С. Перескоков // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: Сборник научных трудов. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2019. – С.67-71.
28. Чеглазова, М.Е. Роль бюджетных авиакомпаний в развитии туристской сферы [Текст] / М.Е. Чеглазова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Казань, 24-25 января 2020 г.). – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. – С. 321-326