Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире, в связи со значимостью роли межнационального общения возрастает потребность в изучении иностранных языков, как средства общения и взаимодействия различных культур, стран и народов. В нашей стране изучению иностранного языка, как предметной области, отводится значимое место в общеобразовательной программе на всех ступенях обучения, и соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта, который главной целью при изучении иностранного языка ставит - формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии со стандартом ученики должны уметь участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, высказывать свое мнение по обсуждаемой теме (диалогическая речь); делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме, кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка (монологическая речь) .
Несомненно, что все выше перечисленные умения и навыки достаточно сложно привить современным школьникам, используя на уроках традиционные методы обучения.
При использовании нетрадиционных форм проведения уроков (в том числе и в групповой форме) прослеживается более эффективное развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления, усваивать знания и умения, устную и письменную речь, а также происходит развитие навыков работы с лингвистической справочной литературой и т. д.
Исходя из выше сказанного, вытекает актуальность выбранной темы, так как главная задача учителя - преподнести обучающий процесс таким образом, чтобы у учеников возникло желание изучать этот язык, появилось стремление понимать его, и в конечном итоге свободно овладеть им.
Цель исследования - проанализировать приёмы использования групповых методов как средства активизации учебного процесса на уроках английского языка.
Для выполнения цели поставлены следующие задачи:
1. изучить литературу по проблеме использования группового обучения на уроках английского языка
2. проанализировать различные подходы к классификации групповых методов;
3. рассмотреть основные компоненты групповых методов;
4. разработать систему уроков с использованием групповых приёмов и применить их на практике.
Объект исследования является - процесс обучения английскому языку.
Предмет исследования - активные групповые приемы в обучении английскому языку.
Глава 1. Психолого-педагогические основы группового обучения
1.1.Понятие групповой формы обучения
Групповая деятельность - это организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению.
Групповая работа - это особая сфера взаимодействия педагога и обучающихся, может быть: как вспомогательной формой, позволяющей закреплять и повторять материал, который был преподнесён учителем всему классу, так и использоваться для изучения нового материала (без предварительного объяснения учителя), освоения новых способов учебной деятельности. Но и в том, и в другом случае, в процессе групповых учебных занятий значительную долю учебного материала обучающиеся усваивают самостоятельно (в группах), учитель же выступает скорее организатором группового процесса, чем транслятором нового знания.
В групповой работе реализуются все виды взаимодействия субъектов образовательного процесса: учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа, ученик - учитель. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.
Групповую работу на уроке необходимо вводить с первых дней пребывания ребенка в школе, чем раньше формируются навыки коллективной работы, тем ребенку будет легче и интересней учиться. При этом необходимым условием является учет возрастных особенностей детей.
Что касается целей взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе групповой работы, то её можно рассматривать в двух аспектах:
1.Дать каждому ребенку эмоциональную поддержку, без которой многие дети просто не смогут включиться в общую работу класса.
2.Дать возможность обучающимся утвердиться в своих собственных силах, почувствовать себя востребованным.
Если эти цели достигнуты, то педагог расширяет пространство взаимодействия: получает дополнительные возможности мотивировать детей на изучение предмета, поиск информации с привлечением чтения дополнительной литературы и использованием средств информационных технологий; решает ряд воспитательных задач, связанных с развитием коллектива; выстраивает человеческие и деловые отношения с обучающимися.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. - 2009. - № 2. - С. 32¬38
2. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. //Начальная школа. - 2012, № 2. - С. 74 - 78.
3. Барахоева И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта //Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8 (часть 2) - С. 433-437
4. Бернштейн В.Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи // Иностранные языки в школе. - 2004. - №7 - С.17.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
6. Введение в детскую психологию /Сост. Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2012. - 176 с.
7. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. - М.: УЦ «Перспектива», 2011, - 208 с. - С. 102-106.
8. Выготский Л.С. Педагогика. - М.: Апрель Пресс; Эксмо - Пресс, 2000.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1999.
10. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Луховицкий, А.А. Миролюбов [и др.]. - М.: Высшая школа, 2009. – 345с.
11. Гришанова И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. – Ижевск, 2010. – 307 с.
12. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2010. – 286 с.
13. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии, 1992. - № 1. - С. 22 - 33.
14. Данилков А. Игра как инструмент воспитания //Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 1. - С. 71-84.
15. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. М.: «5 за знания», 2005 – 188 с.
16. Еремеева О.А. Организация групповой работы в начальной школе //2016. [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/02/25/organizatsiya-gruppovoy-raboty-v
17. Жигалева К.Б. Понятие лингвистической компетенции в системе обучения иностранному языку. - №21 - 2009. - С.134
18. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно - воспитательной деятельности. [// Начальная школа. - 2011, № 4. - С. 78 - 83.
19. Захарова И.Н. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Портал: Фестиваль педагогических идей: «Открытый урок». - 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/412407/
20. Игумнова Е.А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление // Биология в школе. - 2011. - № 3. - С. 33-39.
21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 464с.
22. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
24. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.; 2009 – 312 с..
25. Менкес М.В. Групповая и парная форма работы на уроках математики //2016. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/627441/
26. Петренко Е.Г. Внутришкольное управление процессом развития коммуникативной компетентности младших школьников: автореф. дис. канд. психол. наук. 13.00.01. - Белгород, 2010. - 24 с.
27. Поваренков Ю.П. Уточнение предмета, метода и основных задач психологии профессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - Том II (Психолого - педагогические науки). - С. 156 - 164.
28. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2005 – 335 с.
29. Савушкина Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников //Завуч начальной школы. - 2008. - № 4. - С. 19-23.