Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что либерализм как политическое течение существует во Франции более 200 лет. Он появился позже, чем английский или американский, но раньше, чем либерализм в Германии и Италии. Сам термин оформился в годы Великой французской революции и распространился в XIX веке, когда либеральная партия противостояла консерваторам и монархистам справа, а слева – радикалам и позднее социалистам. Особенностью французского либерализма является то, что его идейно-теоретические основы были рано признаны почти всеми политическими силами, и борьба развертывалась вокруг иных проблем, прежде всего республики и социальных реформ. С середины XIX в. исторической инициативой во Франции завладели более левые политические группировки (радикалы, социалисты), оттеснив либералов. В современной Франции либерализм существует как совокупность либеральных идей и ценностей, фактически признанных всеми политическими силами, но особой либеральной партии нет.
Французская политико-философская мысль XIX в. представлена рядом выдающихся политических деятелей и теоретиков. К ним следует отнести выразителей идей либерализма, таких как М.Ж. де Лафайет, Б. Констан, Ж. де Сталь; Ф.Р. де Шатобриан, Ф. Гизо и А. де Кюстин, А. де Токвиль, которые представляют консервативных либералов или либеральных консерваторов (дискуссии о идеологической принадлежности и названии течения в историографии ведутся до сих пор). В социально-политической жизни начала XXI в. либеральный консерватизм остается влиятельным направлением политической мысли, поэтому теоретические основания, то есть интеллектуальный и политический опыт, французских теоретиков нуждается в дальнейшем осмыслении и анализе.
Объектом исследования является французская политическая система, государство и право в XIX в.
Предмет исследования – закономерности влияния либеральной традиций на французскую государственность и правовую систему в XIX в.
Цель исследования – изучение и анализ трансформации французского государства и права в первой половине XIX в. и степени влияния на него либеральной традиции.
Данная цель предопределила постановку следующих задач: рассмотреть идеи и ценности, которые легли в основу либеральной идеологии; проанализировать период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии, как важнейший этап становления французского либерализма; изучить взгляды Франсуа Гизо как историка и идеолога либерализма; охарактеризовать системы понятий в политико-правовой теории Алексиса де Токвиля.
Методология исследования основана на принципе историзма и научной объективности. В работе применялись такие методы исторического исследования, как хронологический и историко-сравнительный. Автор старался избегать односторонности, а главное, категоричности в оценке сложных событий эпохи.
Теоретическую основу исследования составили работы С.Р. Матвеева, И.Ф. Мачина, В.С. Нерсесянца, Ф. Пишо-Бравара, М.М. Сиротинской, В.П. Смирнова, Н.П. Таньшиной, А.А. Тесли, Е.А. Фроловой и др.
Структура работы предопределена поставленными целью и задачами и состоит из введения; двух глав, содержащих четыре параграфа; заключения; списка использованных источников.
1. ФРАНЦУЗСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ДОКТРИНЫ
1.1. Идеи и ценности, которые легли в основу либеральной идеологии
Идеи и ценности, которые легли в основу либеральной идеологии, появились гораздо раньше, чем оформился в качестве самостоятельного идейного и политического движения сам либерализм. Это произошло в годы Великой французской революции XVIII в. Поборники «либеральных идей» выделились в группировки фельянов, жирондистов, термидорианцев. Накануне и в первые годы революции самыми известными приверженцами либеральных идей были виднейшие деятели Генеральных штатов и Учредительного собрания – Сийес, Лафайет, Мирабо, Талейран, братья Ламетт и др., составившие впоследствии группировку фельянов. По социальному положению почти все они принадлежали не к буржуазии, а к дворянству, но выступали как вожди всего третьего сословия против его врагов: «феодализма», «аристократии», «привилегий», «тирании» – за естественные и неотъемлемые права человека и гражданина, свободу экономической и политической деятельности, равенство граждан перед законом. Именно они сыграли главную роль в законодательном ниспровержении Старого порядка, поначалу совместно с другими революционерами, не выделяясь в особую политическую группировку. Размежевание произошло в 1789-1791 гг.
Либеральные вожди Учредительного собрания, как и подавляющее большинство революционеров 1789 г., были конституционными монархистами. Они полагали, что законодательная власть должна принадлежать избранному «нацией» Законодательному собранию, а исполнительная власть – королю, имеющему право налагать вето на его решения. Либеральная концепция прав человека и гражданина, продолжавшая традицию Монтескье и Вольтера, имела целью свободу, но не равенство граждан. Полноправными гражданами могут быть только богатые и образованные собственники, способные понять смысл гражданских и политических прав и заинтересованные в их защите. Неимущие и необразованные слои населения, склонные, по мнению либералов, к покушениям на собственность, к бунту, беспорядкам, анархии, могут, конечно, пользоваться предоставленными им правами, но они не должны участвовать в управлении государством. Поэтому следует ввести имущественный ценз, предоставив право голоса только активным гражданам, то есть собственникам, платящим налоги.
Либеральной концепции противостояла демократическая, восходящая к Руссо. Первостепенное значение в ней придавалось равенству, защите интереса «народа» в целом, а не только собственников. Многие либеральные вожди Учредительного собрания оказались среди правых, то есть среди умеренных революционеров, считавших, что задачи революции в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гизо Франсуа. История цивилизации в Европе / Пер. с франц. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). – 336 с.
2. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учебное пособие / С.А. Дробышевский. – 3-е изд., доп. – М.: Норма, 2018. – 688 с.
3. История политических и правовых учений: учебник для вузов / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко, В.К. Цечоев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 299 с.
4. Матвеев С.Р. Свобода и порядок: либеральный консерватизм Франсуа Гизо. – М.: Высшая школа экономики, 2019. – 232 с.
5. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 218 с.
6. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2022. – 704 с.
7. Пишо-Бравар Ф. Алексис де Токвиль: контрреволюционный либерал и поборник религии // Философские науки. – 2019. – Т. 62. – № 9. – С. 105-127.
8. Сиротинская М.М. Алексис де Токвиль, Франсуа Гизо: у истоков «американской исключительности» // Американистика: Актуальные подходы и современные исследования: межвузовский сборник научных трудов / Под редакцией Т.В. Алентьевой, М.А. Филимоновой. – Курск, 2020. – С. 333-344.
9. Смирнов В.П., Тырсенко А.В., Бовыкин Д.Ю. Французский либерализм в прошлом и настоящем: монография. – М: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2001. – 224 с.
10. Таньшина Н.П. Образы античности в интеллектуальном наследии Франсуа Гизо // Шаги / Steps. – 2018. – Т. 4. – № 2. – С. 68-79.
11. Тесля А.А. О Франсуа Гизо как политическом философе // Историческая экспертиза. – 2020. – № 1 (22). – С. 313-316.
12. Токвиль А. де. Демократия в Америке: Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки. – М.: Прогресс, 1992. – 554 с.
13. Фролова Е.А. История политических и правовых учений. Учебник. – М.: Проспект. 2020. – 512 с.