Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституция гарантирует право граждан на охрану здоровья. В период становления рыночной экономики в республике особое значение приобретает вопрос охраны труда. Использование наемного труда в различных организациях и организационно-правовых формах и структурах, в том числе в частной собственности, чревато игнорированием требований охраны труда и сокращением инвестиций в эту отрасль. Охрана труда в форме собственности и производственных отношений всегда должна находиться под контролем государства, независимо от изменений в хозяйственной деятельности предприятий, предпринимателей.
Стороны трудовых отношений по охране труда имеют права и обязанности. Работники имеют право на здоровье и безопасные условия труда, а работодатели обязаны создавать эти условия. Травмы, несчастные случаи, профессиональные заболевания и другие заболевания могут нанести огромный материальный, моральный и социальный ущерб отдельным лицам и обществу и иметь неблагоприятные международные последствия.
Специалистам по охране труда и технике безопасности и руководителям сельскохозяйственных предприятий часто приходится сталкиваться с многогранными проблемами, которые необходимо понять и решить, прежде чем отсутствие правильного решения приведет к несчастному случаю из-за сложности и междисциплинарного характера производства. Они не имеют права на пробы и ошибки и их действия должны основываться на нормативно-правовой базе, основанной прежде всего на количественных методах и системных подходах. По статистике несчастных случаев можно сделать вывод, что «здравый смысл» вопроса безопасности не всегда может быть истолкован так же, как любой другой вопрос.
Нормы, регулирующие охрану труда работников, содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации, системе стандартов по охране труда и других специальных нормативных актах.
Этот документ, в принципе, представляет собой итоговые (нормативные) показатели условий труда, которые должны быть обеспечены на рабочем месте, и описывает требования к технике безопасности и средствам защиты. Для этого используются различные методы расчета и накопленный опыт. В то же время отсутствует единая методология по данному вопросу, основанная на данных последних исследований и систематизации.
Цель изучить обеспечение безопасности труда при проведении работ в сельскохозяйственных предприятиях.
Задачи:
1. Изучить организацию охраны труда при проведении работ в сельскохозяйственных предприятиях;
2. Проанализировать инструкцию по охране труда при проведении работ в сельскохозяйственных предприятиях;
3. Провести расчеты согласно индивидуальному заданию.
Раздел 1. Организация охраны труда при проведении работ в сельскохозяйственных предприятиях
1.1 Организация работы по планированию мероприятий по охране труда
Сельскохозяйственное производство сталкивается с рядом специфических проблем, связанных с сезонностью производства, рассредоточенностью объектов на больших территориях (машинно-тракторные агрегаты, работающие на полях, бригады, фермы, ремонтные мастерские и другие объекты в разных населенных пунктах в одном хозяйстве). Работа с пиковыми нагрузками (посев, своевременный сбор урожая), вариативностью производства (сельское хозяйство, животноводство, механизация, электрификация и другие отрасли). Это затрудняет контроль за соблюдением работниками техники безопасности и накладывает отпечаток на организации охраны труда, особенно при планировании комплекса мероприятий по охране труда и создании безопасных условий труда. Это связано с тем, что это влияет на работоспособность и здоровье человека [3] .
Человеческая работоспособность характеризуется поэтапностью развития. Этапы совершенствования работоспособности в начальный период работы при совершенствовании динамических стереотипов за счет выбора рациональных вариантов согласованной деятельности различных функциональных звеньев рефлекторной системы. В зависимости от характера задания и индивидуальных особенностей этот этап длится до 1,5 часов. стадия высокой стабильности работоспособности, характеризующаяся сочетанием высокой трудовой работоспособности и относительной устойчивости физиологических сил; Роды длятся 2...2,5 часа в зависимости от тяжести. фаза снижения работоспособности, вызванная утомлением; Функциональная активность основных рабочих органов человека снижается, начинается охранительное торможение.
Характер изменения рабочей силы определяется в первую очередь характером труда, темпами роста и глубиной утомления. Работа в неблагоприятных условиях с вредными и опасными производственными факторами и ситуациями, наряду с повышенной утомляемостью вследствие нарушения физиологического ритма, может привести к возникновению патологических функциональных состояний организма и травм [1].
Опасности и опасности сельскохозяйственного производства разделены физически, химически, биологически и психофизиологически.
Мобильные машины и механизмы отличаются от физических машин. обрушение сооружений, обрушение карьеров; движущиеся изделия, детали производственного оборудования; повышение или понижение температуры поверхности оборудования, воздухо- и газосодержания или запыленности рабочей зоны; повышенные уровни вибрации, шума, ультразвука, ионизирующих и электромагнитных излучений, инфразвуковых колебаний, напряжений в электрических цепях, напряженностей электрических и магнитных полей, инфракрасного и ультрафиолетового излучений; изменения атмосферного давления; недостаточное освещение, влажность, подвижность и ионизация воздуха; острые кромки, заусенцы на поверхностях станков, заготовках, инструментах; Высота рабочего места [4].
Химически вредные и опасные производственные факторы разделяют по характеру, способу проникновения в организм и действию на организм. Вредные производственные факторы проникают в организм человека через желудочно-кишечный тракт, кожу, слизистые оболочки и дыхательные пути. В зависимости от характера действия, токсичные, сенсибилизирующие, раздражающие, канцерогенные, мутагенные, с влиянием на репродуктивную функцию.
Патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы) и их метаболиты, микроорганизмы (растения и животные) составляют группу биологически вредных и вредных производственных факторов [6].
Психофизиологически опасные и вредные производственные факторы по характеру поведения подразделяются на физические перегрузки и нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки бывают динамическими и статическими. Нейропсихологическая перегрузка подразделяется на умственную перегрузку, перегрузку аналитика, эмоциональную перегрузку и монотонность задачи.
Опасная ситуация возникает, когда:
– неполный учет требований безопасности функционирования оборудования и технологий применительно к различным производственным условиям;
– отсутствие механизации труда и автоматизации процессов и низкий уровень некоторых навыков;
– организационная динамика и временные различия между трудовыми навыками и электромеханизацией и автоматизацией;
– малое разнообразие механизации применительно к разным культурам и видам работ;
– недооценка роли блокировок в обеспечении безопасности и, как следствие, малое проникновение в технику и технологии;
– неполное выполнение требований безопасности при проектировании машин, оборудования и технологий
– неполнота проверки оборудования и технических проектов на соответствие требованиям охраны труда на стадии разработки и проектирования;
– неполнота оценки условий труда и техники безопасности при испытаниях оборудования на машиноиспытательных станциях из-за недостаточного количества образцов машин и технологий для этой цели;
– неполнота оперативных (ускорительных) методов и средств оценки проектов и объектов испытаний на соответствие требованиям охраны труда;
– Надежность оборудования недостаточна, что вызывает частые ошибки при эксплуатации и требует разборки и сборки для устранения неисправностей.
– нестабильность согласования механизмов;
– разрыв между требуемой и фактической квалификацией обслуживающего персонала;
– нарушения режима труда и отдыха;
– Многие технологии трудоемки.
– нарушение правил, норм и стандартов ССБТ
– низкая потребность в управленческих кадрах, службах охраны труда, профсоюзах и государственных контролирующих органах;
– отсутствие необходимого ассортимента средств индивидуальной защиты, спецобуви, спецодежды, моющих средств, профилактического питания, санузлов и т.д.;
– необоснованные расходы и низкая доходность фонда охраны труда;
– низкое качество обучения, аттестации и инструктажа.
– допуск к работе необразованных и необразованных лиц;
– нарушение требований и законодательства по охране труда при производстве работ, в том числе с вредными, тяжелыми и вредными условиями труда.
1.2 Характеристика выполнения санитарных требований
Существует много вариантов системного подхода, как в отношении конкретных проблем безопасности, так и в отношении общих проблем гигиены труда. Все опции имеют три функции:
1. Общая последовательность операций, допускающая различные интерпретации в зависимости от приложения.
2. Обеспечьте принятие решений на общем уровне, прежде чем разрабатывать детали.
3. Операции двусторонние и повторяющиеся.
Из них вторая функция является наиболее важной в процессе совершенствования системы. Потому что невозможно усложнить все возможные системы. Определение того, когда вдаваться в подробности, имеет решающее значение для успешного проектирования системы [2].
Трехэтапный метод может быть основой методологии системного проектирования. Эксперту определенного уровня иерархии не имеет смысла углубляться в более подробные сведения, чем это предусмотрено на этом уровне. Разработка на одном уровне должна быть полностью завершена, включая документацию, прежде чем переходить на следующий уровень. Это исключает риск появления ненужных деталей.
На первом уровне нужно четко определить назначение системы и функции, которые она должна выполнять. Требования к системе должны быть реалистичными и согласовываться с требованиями к предполагаемому объекту. Например, аварийность и полное отсутствие аварий могут быть целью любого предприятия. Однако полное предотвращение всех аварий требует бесконечно больших затрат, и такая цель практически бесполезна для контроля качества мероприятий. Важно отметить, что нам нужны практические критерии эффективности, связанные с требованиями к системе безопасности, а не просто статистика количества аварий. Критерии эффективности должны касаться самой системы безопасности, а не производственного процесса, хотя критерии могут быть изменены. Нереалистичные или неизмеримые требования к системам безопасности значительно усложняют ситуацию. Задача на первом уровне должна состоять в том, чтобы составить полный перечень задач для системы безопасности, и должна быть максимально конкретной, не вдаваясь в подробности на втором уровне [7].
Цель составления списка — понять набор задач, суть решений, которые необходимо принять перед переходом на второй уровень. Например, изучение экономической стороны дела может сформулировать финансовые ограничения развития системы. Если отдельные функции и задачи экономически неприемлемы, отказ от них позволяет сэкономить трудозатраты без детальной проработки [5].
Поэтому на первом уровне применяется наиболее распространенный способ организации системы безопасности с учетом экономических аспектов. При переходе на второй уровень принятие решения требует более детального анализа и меньшего обоснования. Степень вовлеченности высшего управленческого персонала в эти решения снижается.
На втором уровне системные функции, определенные на уровне 1, служат исходным материалом для дальнейшего анализа. Система должна быть разделена на функциональные подсистемы. На этом этапе выявляются конфликтные ситуации (подсистемы), возникающие в обоих случаях. Обе подсистемы выполняют одинаковые или похожие функции. Функционирование одной подсистемы негативно влияет на работу другой подсистемы. Подсистемы оцениваются только на уровне общих характеристик и стоимости. Может быть очень сложно оценить стоимость и эффективность реализации возможного альтернативного решения с точки зрения экономии средств и уменьшения количества инцидентов. Хотя показатель эффективности не обязательно должен иметь физический смысл, такой как снижение количества аварий, он должен быть пригоден для оценки подсистемы с точки зрения достижения задачи, формализованной на уровне 1 [3].