Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Ближний Восток уже более полувека сталкивается с неразрешимой дилеммой. Одной из основных проблем в области безопасности является угроза, создаваемая наличием оружия массового уничтожения (ОМУ) в этом неспокойном регионе.
Государства-участники не соблюдают договоры о разоружении и нераспространении оружия массового поражения, страны выходят из до-говоров, государства подписывают договоры и никогда их не ратифицируют, а некоторые страны, которые не подписали договоры, ведут себя так, как будто соглашений вообще не существует. Все это усложняет и обостряет проблему распространения оружия массового поражения, в том числе и на Ближнем Востоке.
Таким образом, распространение — один из наименее изученных аспектов военного баланса на Ближнем Востоке, но он также и один из самых важных. Обычные войны, безусловно, способны уничтожить целые страны, особенно маленькие, такие как Израиль, Иордания и зарождающееся палестинское образование. В реальном мире, однако, вероятные исходы обычных боевых действий в любом из предыдущих непредвиденных обстоятельств, скорее всего, будут ограничены — по крайней мере, в том смысле, что такие войны вряд ли перерастут в конфликты, угрожающие существованию одного или нескольких государств. государств или привести к массовым жертвам среди гражданского населения.
Цель исследования – всесторонний анализ проблемы распространения оружия массового поражения на Ближнем Востоке с участием российской дипломатии с её решением.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему распространения оружия массового поражения на Ближнем Востоке;
2. Изучить ядерные программы государств Ближнего Востока;
3. Рассмотреть меры и международные режимы ограничения и сокращения ядерных вооружений;
4. Охарактеризовать участие Российской Федерации в нераспространении оружия массового поражения на Ближнем Востоке.
Обзор использованных источников и предыдущих исследований по данной тематике. В российских и зарубежных исследованиях по проблема-тике контроля над ядерными вооружениями содержится обстоятельный анализ как отдельных аспектов контроля над вооружениями, так и проблем повышения безопасности и укрепления стратегической стабильности в целом. Среди данных трудов выделим работы Бердыева М. и Прохоровой М. - «Инициатива по безопасности в области распространения ОМУ: взгляд из России», Гудугошева Р. Р. – «Международное сотрудничество в правоохранительной сфере по вопросам противодействия экстремизму и терроризму», Кенжатаева М. – «ВТС России со странами Ближнего и Среднего Востока», Лузянина С.Г. – «Восточная политика Владимира Путина: возвращение России на «Большой Восток», Марковича И.В., Симоновой А.Е. – «Биологическое оружие: проблемы распространения, терроризма, политика противодействия», Наумкина В., Кузнецова В. – «Ближний Восток: к архитектуре новой стабильности?», Тимофеева И.Н. – «Дилемма безопасности: риск вооруженного конфликта между великими державами», Фролова А.В. – «Ядерные программы на Ближнем Востоке: раз-вить нельзя свернуть». Нами также исследованы международные договоры о запрете и нераспространении оружия массового поражения.
Глава 1. Оружие массового поражения – угроза безопасности государств
1.1 Распространение оружия массового поражения на Ближнем Востоке
Ряд стран мира работают над разработкой и производством оружия массового поражения. Оружие массового уничтожения может убить или ликвидировать большое количество людей за короткое время.
Распространение оружия массового поражения, предполагает не только разработку или приобретение этого оружия и средств его доставки как таковых, но также покупка или иное получение (закупка) товаров и знаний, необходимых для разработки ОМП. Эти закупки осуществляются в основном в промышленно развитых странах, где доступны высокие технологии. Большая часть этой технологии может быть использована как в военных, так и в гражданских целях («двойное использование») .
Распространение - один из наименее понятных аспектов военного баланса на Ближнем Востоке, но он также является одним из самых важных. Обычные войны, безусловно, способны уничтожить целые нации, особенно такие малые, как Израиль, Иордания и формирующееся палестинское образование. Однако в реальном мире вероятный исход обычной войны в любом из предыдущих непредвиденных обстоятельств, вероятно, будет ограниченным - по крайней мере, в том смысле, что такие войны маловероятны для эскалации конфликта до уровня, угрожающего существованию одного или нескольких государств, или приводящего к массовым жертвам среди гражданского населения.
Однако распространение оружия массового поражения создает растущий риск войн, которые могут угрожать крупным населенным пунктам Израиля и его арабским соседям. Распространение может разрушить само существование Израиля и изменить до неузнаваемости лидерство и характер Ирана и любого арабского государства, которые оказались вовлечены в крупномасштабный обмен с использованием биологического или ядерного оружия.
Уничтожение режима Саддама Хусейна в Ираке устранило одного из самых опасных распространителей в регионе, но многие распространители остаются.
Ближний Восток - это только один регион, где страны приобретают оружие массового уничтожения, и что многие другие страны имеют техно-логическую базу, чтобы стать распространителями. В связи с этим возникает угроза передачи такого оружия из-за пределов региона или войн с участием сил внешних держав, таких как Пакистан.
Оружие массового уничтожения делится на четыре основные категории: химическое, биологическое, радиологическое и ядерное. На практике радиологическое оружие, которое фактически действует как оружие массового уничтожения, в отличие от оружия террора, которое может атаковать и загрязнять относительно небольшую территорию, чрезвычайно сложно изготовить и превратить в оружие, и такое оружие, вероятно, находится за пределами нынешних возможностей ближневосточных дер-жав и не обладает экономической эффективностью, которая приведет страны чтобы преследовать их .
Важно отметить, что каждый отдельный типов оружия резко отличается по своим боевым характеристикам и смертоносности. Хотя все они называются оружием массового уничтожения, биологическое и ядерное оружие представляют собой, безусловно, самую большую угрозу.
Химическое оружие является наименее смертоносной формой оружия массового уничтожения, но также и самой простой в изготовлении, вооружение, развертывание и использование. Нет никакого способа узнать, какое оружие разрабатывают или развернули страны, но наиболее вероятными кажутся иприт, нервно-паралитические вещества и агенты крови .
Химическое оружие может быть задействовано в боевых действиях, что едва ли является теоретической возможностью. Ирак подготовил огромные запасы биологического оружия во время окончания Ирано-иракской войны и перед войной в Персидском заливе 1990 года.
Если биологическое оружие разрабатывается и передается из более развитых стран, оно может быть гораздо более смертоносным, его труднее обнаружить и труднее лечить .
Обратимся к опыту распространения ОМП на Ближнем Востоке. Так, прежде всего, с технической точки зрения, технологии, используемые в этом оружии, просто более доступны и легче усваиваются странами треть-его мира, чем когда-либо прежде. В конце концов, ядерные технологии и технологии баллистических ракет — это технологии 1940-х годов по стандартам США. Технологии биологического оружия (БО) и химического оружия (ХО) еще старше, их проще и дешевле разрабатывать.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) [Электронный ресурс]: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml (дата об-ращения 25.10.2022).
2. Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО) [Электронный ресурс]: http://www.icanw.org/treaty-on-the-prohibition-of-nuclear-weapons (дата обращения 23.10.2022).
3. Совместная пресс-конференция с Президентом Сирии Башаром Асадом по итогам российско-сирийских переговоров. 2010, 11 мая [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/7710 (дата обращения 25.10.2022).
4. Выступление делегации РФ на третьей сессии Подготовительного комитета Конференции 2010 г. по рассмотрению действия ДНЯО по вопросам реализации резолюции по Ближнему Востоку, принятой на Конференции 1995 г., по рассмотрению и продлению действия ДНЯО. Нью-Йорк, 4–15 мая 2009 г
5. Осуществление резолюции по Ближнему Востоку, принятой на Конференции 1995 г., участников ДНЯО по рассмотрению и продлению действия Договора. Справочный документ, подготовленный Секретариатом ООН
6. IPFM. July 2015. “Plutonium Separation in Nuclear Power Pro-grams: Status, Problems, and Prospects of Civil-ian Reprocessing around the World.” International Panel on Fissile Material.. NPT/Conf.2010/14. С. 9.
7. IPFM (International Panel on Fissile Materials). September 2010. “The Uncertain Future of Nuclear Energy.” International Panel on Fissile Mate-rials. [Электронный ресурс]: http://fissilematerials.org/library/rr09.pdf (дата обращения 22.10.2022).
8. Iran Asks UN Action to Keep Region Free of Nuclear Arms, New York Times, Ju-ly 13, 1974. [Электронный ресурс]: Iranaffairs.com (дата обращения 22.10.2022).
9. Полякова А. Китай приходит на Ближний Восток как будущий хозяин положения // Взгляд. 26 февраля 2018.
10. Содействие обеспечению физической ядерной безопасности: что делает МАГАТЭ. Серия информационных изданий МАГАТЭ. FS Series 1/03. Rev.1/R. Вена: МАГАТЭ. [Электронный ресурс]: https://www.iaea.org/sites/default/files/nuclsecurity_rus.pdf (дата обращения 26.10.2022).
Литература
1. Бердыев М., Прохорова М. Инициатива по безопасности в области распространения ОМУ: взгляд из России // Ядерный Контроль. 2005. № 3. - С. 69-78.
2. Гедугошев Р. Р. Международное сотрудничество в правоохранительной сфере по вопросам противодействия экстремизму и терроризму / Р. Р Гедугошев., Е. В. Кузнецова, Т. Б. Васильева // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 2. - № 4. - С. 77-81.
3. Гедугошев Р. Р. Основные направления противодействия терроризму и экстремизму в современных условиях / Р. Р. Гедугошев, Ю. В. Корсаков, М. В. Абазова // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 2. -№ 5. - С. 185-189.
4. Гражданская оборона / Под общ. ред. В.А. Пучкова; МЧС Рос-сии. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. — 377 с.
5. Кенжетаев М. ВТС России со странами Ближнего и Среднего Востока // Ядерный контроль. – 2007. – Т. 10. – № 1 (71). – С. 137.
6. Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина: воз-вращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.). М., ACT - Восток-Запад, 2007. - 446 с.
7. Магденко А. Д., Алимов А. А. Безопасность государства как элемента мирового сообщества в контексте международно-правового регулирования оборота оружия массового уничтожения // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 3 (34). С. 94-100.
8. Маркович И.В., Симонова А.Е. Биологическое оружие: проблемы распространения, терроризма, политика противодействия. М., 2011.
9. Наумкин В., Кузнецов В. Ближний Восток: к архитектуре новой стабильности? Москва, Международный дискуссионный клуб Валдай, февраль 2020. - 20 c.
10. Россия в формировании международной системы профилактики распространения оружия массового поражения / отв. ред. А.А. Коко-шин, А.Д. Богатуров. М., 2008.
11. Тимофеев И.Н. Дилемма безопасности: риск вооруженного конфликта между великими державами. Полис. Политические исследования, 2009, № 4. - 8-33 с.
12. Фролов А.В. Ядерные программы на Ближнем Востоке: раз-вить нельзя свернуть (Часть 1. Зарождение и развитие) // Пути к миру и безопасности. 2018. № 2(55). - С. 88.
13. Cohen, Aver. The Worst Kept Secret: Israel's Bargain With The Bomb. Columbia University Press. 2010.
14. Glaser, A., Z. Mian, S. H. Mousavian, and V. H. Frank. December 2015. “Building on the Iran Deal: Steps toward a Middle Eastern Nuclear-Weapon-Free Zone.” Arms Control Today: 14–20. [Электронный ресурс]: https://sgs.princeton.edu/sites/default/files/2020-01/glaser-mian-mousavian-vonhippel-2015.pdf (дата обращения 26.10.2022).