Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В последнее десятилетие в условиях экономического кризиса возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы, скрытые и финансовые - как часть своей политики протекционизма.
Протекционизм может принимать следующие формы:
селективный протекционизм - направлен на защиту от отдельных стран или товаров;
отраслевой протекционизм - предполагает защиту отдельных отраслей промышленности;
коллективный протекционизм - имеет место при объединении стран против государств, не входящих в интеграционное объединение;
- скрытый протекционизм - реализуется методами внутренней экономической политики.
Объект исследования – внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) США. Предмет исследования – меры регулирования ВЭД США.
Цель работы – характеристика американского опыта применения нетарифных мер регулирования ВЭД. В соответствии с целью задачи работы предусматривают общий анализ нетарифных мер ВЭД и выявление особенностей их применения в США.
1. Понятие нетарифных мер регулирования ВЭД
Методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются от остальных методов регламентирования внешней торговли наибольшим разнообразием элементов, а также неоднозначным отношением к ним в разных странах. Самая авторитетная в сфере регулирования мировой торговли и таможенных правил организация - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а также ее правопреемница - Всемирная торговая организация (ВТО) официально ставят вопрос об отмене этих методов. Деятельность ГАТТ/ВТО в сфере сокращения таможенных ставок хорошо известна - за период с 1947 года по 1979 год уровень таможенных ставок в промышленно-развитых странах под влиянием ГАТТ был снижен в среднем с 40 % до 8 % соответственно. Поэтому активизация деятельности ГАТТ/ВТО в сфере отмены нетарифных ограничений, не отвечающим принципам свободной торговли, не вызывает сомнений. [4, с. 15].
Тем не менее, практически все участники мирохозяйственного процесса используют нетарифное регулирование, особенно для товаров, производимых в странах, которые не являются членами ГАТТ/ВТО. Многие страны при помощи определенных мер пытаются препятствовать проникновению товаров извне на свои внутренние рынки, превращая принцип свободной торговли в обычную декларацию и в то же время осуждая наши стремления защитить собственный рынок от проникновения на него импортных товаров сомнительного происхождения.
Нетарифные ограничения экспорта и импорта классифицируются в мировой практике по более чем 100 позициям, закладываемым в базу данных, что позволяет сохранить терминологию, используемую торговыми правилами большинства государств. Нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер - не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.
Совокупность элементов нетарифных препятствий для внешней торговли в зарубежной практике представлена на рис. 1. К мерам финансового воздействия относят специальные, фиксированные и комбинированные меры. К мерам административного воздействия относят запрещения (эмбарго), количественные ограничения, технические нормы, стандарты, правила и др.
Рис. 1 - Совокупность элементов нетарифных препятствий для внешней торговли в зарубежной практике
Запреты импорта и экспорта представляют собой вынужденные меры, признанные международной практикой. Так, запреты на импорт конкретных товаров вводятся государством в целях защиты отечественного рынка от проникновения товаров, которые могут нанести вред при их употреблении или использовании. Примером таких запретов является запрет на ввоз куриных окороков (так называемых «ножек Буша»), а также периодически вводимые запреты на импорт говядины из стран, где обнаружены случаи заболевания крупного рогатого скота губчатым энцефалитом (коровьим бешенством) и т.п.
Традиционными методами количественного нетарифного ограничения в международной торговле являются квотирование, лицензирование и контингентирование. Кроме квотируемых товаров лицензированию подлежат экспорт-импорт товаров и технологий военного и двойного назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных веществ, отравляющих веществ. [2, с. 115].
Сторонники протекционизма выделяют следующие положительные эффекты влияния данной политики на национальную экономику:
сдерживание импорта может помочь созданию и развитию молодых отраслей промышленности;
введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;
протекционистские меры способствуют развитию отраслей, поставляющих в поддерживаемую государством отрасль промышленности сырье и материалы, а также увеличению уровня занятости в этих отраслях.
Оппоненты протекционизма отмечают, что при долгосрочном использовании:
он уничтожает стремление отечественных производителей конкурировать в борьбе за покупателя
он снижает мотивацию поиска новых усовершенствованных технологий, и поэтому создаваемая или функционирующая промышленность может оказаться малоэффективной;
введение защитных мер сказывается на потребителях импортных товаров в связи с увеличением их цены;
использование протекционистских барьеров может спровоцировать иностранные государства к введению ответных мер. Усиление взаимного использования ответных мер приводит к торговой войне, в результате которой страдают обе стороны.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Корнилов Д.А., Яшин С.Н. Использование методов портфельного анализа при стратегическом планировании на предприятии //Экономический анализ: теория и практика. 2005. №16. С.2-8.
2. Корнилов Д.А., Яшин СИ, Сахаров А.С ВЭД И политика (на примере США) влияние политики государства на экономическое состояние страны (на примере США) // Сборник статей Международной научно-практической конференции: Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений. 2016. С. 115-118.
3. Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран): монография, 2011. - 78 с.
4. Шапкин Е.И., Корнилов Д.А., Многоуровневый и многокритериальный подход к анализу и прогнозированию конечных целей и методов конкурентной борьбы крупных монополий (на примере внешнеэкономической деятельности США) //Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 12 (411). С. 12-22.