Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Художественная культура выступает в качестве одного из наиболее устойчивых человеческих компонентов общественной жизни и выражается в определенных символах, характерных для каждого типа культуры, развивающейся в определенных условиях.
Коммуникация через динамично развивающиеся механизмы глобальной сети занимает доминирующее положение в современном информационном обществе и тем самым закладывает основы формирования новой культуры – виртуальной. Он формирует их взгляды на мир и новые ценности, определяет, что считается положительным и отрицательным, моральным и аморальным.
Фантастические истории предоставляют человеку практически неисчерпаемый ресурс для создания собственной идентичности, что, в свою очередь, помогает ему участвовать в процессах новой формы глобальной культуры.
В то же время художественная фантастика и все, что с ней связано, редко становится предметом научных исследований, и в настоящее время в этой области до сих пор мало что объясняется.
Интерес к жанру фантастической художественной литературы в последнее время сильно возрос. Это говорит о популярности этого жанра не только в литературе, но и в кино. Поэтому изучение этой темы сегодня представляется особенно актуальным.
Одна из основных проблем заключается в том, что исследования, направленные на изучение фантастической реальности, в основном имеют тенденцию освещать только развлекательные аспекты. Фантастическую литературу часто ставят в один ряд с другими понятиями, такими как художественная литература, утопия, воображение. Таким образом, сформировался стереотип, что исследуемое явление является чем-то несерьезным, иррациональным.
Как правило, исследования в области фантастической реальности представляют ее как нечто познавательное, основанное на системе образов. Тем не менее, фантастическая реальность - это более сложное явление, связанное с традиционными представлениями о физической реальности, пространстве и культуре. Это не только вымышленные события и личности, но и символическая характеристика некоторых реальных человеческих качеств и проблем.
На рубеже XX - XXI веков круг тем, которыми занимается наука о фантастическая художественной литературе, значительно расширился: природа художественной литературы, ее «предшественники» и становление, ее связь с реалистической литературой и ее взаимное богатство, граница между реалистическими и нереалистичными художественными формами, фантастической литературой и другими видами искусства (кино, живопись). И, конечно же, произведения о научной фантастике и фэнтези - двух основных жанрах художественной литературы XX века [3].
Однако, несмотря на очевидные успехи, в последнее время произошел определенный кризис в методологии изучения фантастической литературы. Понятно, что существующие подходы не позволяют в полной мере ответить на такие важные вопросы, как, каковы были художественные особенности фантастики различных эпох, как эти художественные произведения соотносились друг с другом, какова была их роль в развитии литературы той или иной страны. Почему фантастика - это не герметическое явление, развивающееся по своим законам, а неотъемлемая и важная часть мировой культуры, литература, говорящая на своем языке, говорящая на тех же предметах, что и другие виды языкового искусства.
И где фантастика, по словам Ю.И. Кагарлицкого, «находит меру №общелитературности» своей, и необычности, и традиционности, и современности?» [14, c. 13].
Актуальность обозначенной проблематики состоит в рассмотрении фантастики не как некого абстрактного явления развлекательного характера, а как феномена, неразрывно связанного с физической реальностью и обладающего своими уникальными особенностями, задачами.
Цель исследования заключается в выявлении роли художественной фантастики в культурном развитии общества.
Объект исследования – художественная фантастика как литературный жанр.
Предмет исследования – роль художественной фантастики в развитии культуры.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «фантастика»;
2. Описать художественную фантастику как литературный жанр;
3. Рассмотреть особенности выражения фантастического в художественной литературе;
4. Определить роль художественной фантастики в культуре.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования.
Материалом исследования послужили произведения художественной фантастики отечественных и зарубежных авторов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Список литературы представлен 40 источников.
Глава 1 Художественная фантастика как объект исследования
1.1 Сущность понятия «фантастика»
Чтобы охватить все темы фантастической художественной литературы, недостаточно определить, какие элементы читатель воспринимает как фантастические. Природу фантастики также следует обсудить, чтобы определить суть концепции фантастической художественной литературы и подтвердить, какие условия должны быть выполнены, чтобы произведение можно было назвать фантастическим. Попробуем найти ответы на эти вопросы у Ц. Тодорова. Он утверждает, что читатель воспринимает фантастическое событие, происходящее в знакомом ему мире, которое не может быть объяснено законами этого мира. В этом случае очевидец инцидента сталкивается с выбором. Он должен выбрать одно из двух возможных решений - то, что произошло, является просто иллюзией или плодом воображения, и законы мира остались неизменными, или это событие действительно произошло и является частью реальности, но эта реальность подчиняется ее неизвестным законам [34].
Разработкой понятия «фантастическое» в свое время занимались Платон, Аристотель, И. Дунс Скот и Д.П. Беллори. Более или менее современное и всеобъемлющее определение фантастического и его места в литературе и социальной философии первоначально было дано в Германии известными деятелями, такими как Ф. Шеллинг, Ф. Шлегель, Дж.P. Он возник в эпоху романтизма, который, как и Рихтер, участвовал в разработке технологического устройства этой концепции. Во Франции первым теоретиком фантастики как эстетической категории и особого художественного метода считается французский писатель Ш. Нодье. В XVII веке были заложены все основные теоретические основы литературных подходов к изучению фантастического в литературе [36].
С середины XIX века до наших дней концепция фантастики претерпела изменения, пройдя несколько этапов интеграции в современные научные дискурсы. Впрочем, до сих пор не окончена дискуссия о месте фантастического в социально-культурной и мировоззренческой сфере человека: фантастическое рассматривалось и как инструмент для «выявления поэтической правды» (Ф.М. Достоевский), и как «колебание в реальности происходящего» (Ц. Тодоров), и как способ создания «квазиформ бытия» (Р. Лахманн), и как метод введения в повествование некого элемента, невозможного в реальности (Г.Л. Олди), и как «способ думать» (В.Л. Гопман). Границы фантастических и разнообразных жанров в нем также остаются предметом споров. Наибольшее значение это исследование имеет для Ц. Тодорова, Кайуа и В.Л. Гопмана, которые предложили подход к исследованию фантастики в контексте современных культурных и языковых процессов [36].
«Фантастикой» можно назвать изображением фактов, которые не только не просто не существуют или не были, но и не могут существовать с точки зрения представлений, характерных для конкретной культуры, поскольку в реальной реальности нет фактов такого рода. То есть мы будем называть фантастическим произведением изображение фактов и событий, которые противоречат известным нам порядкам существования.
Разработка определения «фантастического» одна из самых давних терминологических проблем. Предпосылки для ее решения были предприняты литературоведами и философами задолго до появления в науке терминов «фантастическое» и «фантастика». Комментариев по этим номинациям на страницах отечественных словарей появились в XX веке. По словам Н. Захарова задатками фантастики может считать учения Аристотеля [10]. Между тем, несмотря на внушительный объем работ, посвященных исследованиям в области научной фантастики, и многоголосие литературных интерпретаций фантастической литературы, общепризнанного определения этого явления до сих пор не найдено.
Известный английский писатель-фантаст Д. Р. Толкин, по-видимому, имел это в виду, когда говорил, что «фантастика - это не только не совсем, но и имеет дело с образами чего-то, что никогда не могло быть обнаружено в нашем мире, во всяком случае, считается невозможным.» [12, c. 22].
В западном литературоведении существует несколько подходов к изучению фантастики (обычно под термином «fantastic literature» понимается весь спектр фантастической литературы): тематический, проблемный, историографический. Некоторые исследователи приписывают фантастическую литературу Лукиану; некоторые считают, что это относится к 18 веку. Они думают, что она появилась вместе с романом «Новое время», в то время как некоторые считают, что его родоначальник был Хьюго Гернсбек, американский писатель и издатель первой половины XVIII века (на том основании, что он издал первый в истории специализированный фантастический журнал).
В западном литературоведении существуют разные подходы к изучению фантастической литературы: тематический, проблемный, историографический.
Тематический подход часто был для некоторых авторов наиболее удобным способом организации материала, поэтому во многих работах проблематичность изучения заменялась описательными схемами теоретического анализа - классификации (классификация - это своего рода методологическая «болезнь» западных исследователей научной фантастики с 1960-х годов).) [11, с. 58].
Большой энциклопедический словарь дает определение термину «фантастика» как «изображение реальности, в которой реальность, логически несовместимая строится на основе реальных представлений на основе картины Вселенной» [2, c. 496].
Мы считаем это определение художественной литературы достаточно удачным: тезис о «логическом диссонансе» в то время как представления фантастического и реального мира подчеркивают их различия в категориях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анненский, И. Ф. О формах фантастического у Гоголя / И.Ф. Анненский. - [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/a/annenskij_i_f/ text_0360.shtml (дата обращения: 19.11.2022).
2. Большой энциклопедический словарь / В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. – М.,2010. - 553 с.
3. Бритиков, А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература / А.Ф. Бритиков. - Спб.,2020. –125 с.
4. Бугров, В. Фантастика в дореволюционной русской литературе / В. Бугров, И. Халымбаджа. - М., 1985. –170 с.
5. Васильев, С. Ф. Поэтика «реального» и «фантастического» в русской романтической прозе / С.Ф. Васильев. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/poetika-realnogo-i-fantasticheskogo-v-russkoy-romanticheskoy-proze-1 (дата обращения: 19.11.2022).
6. Головачева, И. В. О соотношении фантастики и фантастического / И.В. Головачева. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/o-sootnoshenii-fantastiki-i-fantasticheskogo (дата обращения: 20.11).
7. Губайловский, В. На границе абсурда / В. Губайловский //Новый мир.– 2005.– № 3–С.55-56.
8. Гуревич, Г. И. Беседы о научной фантастике: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1991.
9. Дхингра, К. Пути развития научно-фантастического жанра в советской литературе. Пер. в эл. вид А. Кузнецова. http://www.fandom.ru/about_fan/dhingra_1.htm. (28. 8. 2019.)
10. Захаров, В. Н Фантастическое: аксиомы, парадоксы, проблемы / В.Н. Захаров. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/fantasticheskoe-aksiomy-paradoksy-problemy (дата обращения: 19.11.2022).
11. Зубакин, Ю. Применение фантастических допущений в курсе «Развитие творческого воображения» / Ю Зубакин. – М.,2006.–130 с.
12. Иванова, Э. Создание вторичных миров: Дж. Р. Р. Толкин и жанр «фэнтези» / Э. Иванова // Искусство в школе. – 2008. – № 4. – С. 43-48.
13. Кайуа, Р. В глубь фантастического / Пер. с фр. Н.Кисловой. – СПб., 2006, 110 с.
14. Кагарлицкий, Ю. И. Что такое фантастика? / Ю.И. Кагарлицкий. - М.: Художественная литература, 1974. - 352 с.
15. Карпова А.В. Фантастический дискурс и его функции / А.В. Карпова // Текст, контекст, интертекст: Материалы международной конференции XV Виноградовские чтения: В 3 т. / Т. 3: Зарубежная филология. Философия. Междисциплинарные гуманитарные проблемы / Отв. ред. И.Н. Райкова. – М.: Книгодел; МГПУ, 2019. – С. 273 – 278.
16. Карпова, А.В. Категория фантастического и ее интерпретация в литературе и искусстве / А.В. Карпова // В поисках слова. Открытия минувшего: Сборник научных работ молодых ученых и магистрантов по материалам научно-практической конференции «Наука в современной культуре». – М.: Книгодел, МГПУ, 2018. – С. 97 – 102.
17. Ковтун, Е. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины ХХ века) / Е. Н.Ковтун. – М.:МГУ, 2017. – C. 308.
18. Ковтун, Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века / Е.Н. Ковтун. - М.: Высшая школа, 2018. - 408 с.
19. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме / Ю.В. Манн. - М.: Coda, 1996. - 474 с.
20. Мартыненко, А. В. Логика фантастического: историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» / А.В. Мартыненко. -[Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... к. культурологии. М., 2009. URL: http://cheloveknauka.com/logika-fantasticheskogo (дата обращения: 20.11.02022)
21. Мзареулов, К. Фантастика. Общий курс / К. Мзареулов. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Literat/mzar/ (дата обращения: 20.11.2022).
22. Михайлов, А. Н. Феномен фантастического: философско-культурологический анализ [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... к. филос. / А.Н. Михайлов. - М., 2008. URL: http://cheloveknauka.com/fenomen-fantasticheskogo (дата обращения: 2011.2022).
23. Неелов, Е. М. Заметки о дефинициях фантастики / Е.М. Неелов. - [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/ 1429104761.pdf (дата обращения: 20.11.2022).
24. Неёлов, Е.М. Еще раз о жанровой специфике фантастической литературы / Е.М. Неелов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. - 2018. - № 91. - С. 100.
25. Нодье, Ш. О фантастическом в литературе / Ш. Нодье // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - 1980. - С. 434-450.
26. Олди, Г. Л. Фантастическое допущение / Г. Л. Олди // Мир Фантастики. — 2018. — №2. — С. 32—33.
27. Первушин, А. «10 мифов о советской фантастике. Миф 3» / А. Первушин // Реальность Фантастики.–2017.– № 1.–С.15-18.
28. Покровский, В. Тихий плеск «Четвертой волны» (о российской «фантастической прозе») / В. Покровский // Четвертая волна отечественной фантастики. – М., 2014. – С.8-14.
29. Ревич, В.А. Не быль, но и не выдумка: Фантастика в русской дореволюционной литературе / В.А. Ревич. – М., 1979.– 110 с.
30. Ройфе, А. Б. Фантастическое как категория культуры XX века [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... к. филос. н. / А.Б. Ройфе. - СПб., 2002. URL: http://cheloveknauka.com/fantasticheskoe-kak-kategoriya-kultury-xx-v (дата обращения: 19.11.2022).
31. Скотт, В. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана / В.О. Скотт. - [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PRIKL/SK0TT/scott20_6.txt (дата обращения: 21.11.2022).
32. Скуднякова, Е. В. Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... к. филол. н. / Е.В. Скуднякова. - Саранск, 2009. URL: http://cheloveknauka.com/fantasticheskoe-v-poetike-tainstvennyh-povestey-i-s-turgeneva (дата обращения: 19.11.2022).
33. Снегов, С. А. Феномен фантастики / С.А. Снегов. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=282401&p=1 (дата обращения: 19.11.2022).
34. Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу / Ц. Тодоров // пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 144 с.
35. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика: учебное пособие / Б.В.ашевский. - М.: Аспект Пресс, 1999. 334 с.
36. Фантастическое направление и его своеобразие. Русская проза конца ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.,2005. –С.98–126.
37. Фрейденберг, О. Миф и литература древности / О. Фрейденберг. – М., 1998. - 370 с.
38. Фрумкин, К. Философия и психология фантастики / К. Фрумкин. – М.,2004,300 с.
39. Чернышева, Т. Г. Мифопоэтические мотивы в русской фантастической прозе 20-40-х годов XIX века [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... д. филол. н. / Т.Г. Чернышева. - М., 2000. URL: http://www.dissercat.com/content/mifopoeticheskie-motivy-v-russkoi-fantasticheskoi-proze-20-40-kh-godov-xix-veka (дата обращения: 19.11.2022).
40. Чернышева, Т.А. Природа фантастики / Т.А. Чернышева. - Иркутск: Издательство Иркут. ун-та, 1985. - 336 с.