Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОГ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИИ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 5
1.1. Социальное проектирование в системе государственного управления 5
1.2. Социальные проекты и их особенности 19
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 27
2.1. Практика социального проектирования в России 27
2.2. Примеры успешных социальных проектов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ. СОБСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 44
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В качестве основных объектов социального проектирования в Российской Федерации выступают так называемые социальные системы. В настоящее время наиболее востребованными объектами, на которые направлены создаваемые в России социальные проекты, являются такие сферы, как системы труда и занятости, образование, социальное обеспечение и социальная защита населения, медицинское обслуживание и другие социальные услуги.
Нормализация экологической ситуации в городе, налаживание отношений между НКО и компаниями, помощь инвалидам, поддержка малообеспеченных семей и пенсионеров – это всего лишь создание социального проекта. Иными словами, каждый социальный проект, так или иначе направлен на решение острой социальной проблемы или помощь социально незащищенным слоям населения.
В контексте данного разговора необходимо понимать, что тема социального проектирования (какой вопрос задается перед конкретным социальным проектом?) очень часто является социальной ценностью и ее созданием. В процессе социальной диагностики проверяется степень соответствия показателей социальной реальности существующим стандартам.
Таким образом, авторы проекта могут прийти к выводу о необходимости или отсутствии таковой в создании и развитии социальной программы в той или иной сфере/для определенной группы людей.
Существует точка зрения, что субъектами социального проектирования могут выступать только носители управленческой деятельности, то есть любая властная структура, в руках которой находятся реальные механизмы и большие возможности для решения тех или иных социальных задач. Однако в РФ сложилась совсем иная практика: создателем социального проекта может выступить любой: будь то частная организация, трудовой коллектив, некоммерческая организация, фонд или даже отдельное лицо.
Все дело в привлечении инвестиций, ведь благодаря возможности собирать средства, участвовать в конкурсе грантов и т.д., каждый желающий может помочь нуждающимся во время социального проектирования. Обсудив, на что направлен социальный дизайн и кто может выступать субъектами такой деятельности, важно коснуться такого аспекта, как принципы, на которых основан процесс социального проектирования.
Цель исследования – выявить особенности социального проектирования и управления общественным развитием.
Объект исследования – социальное проектирование.
Предмет исследования – социальное проектирование и управление общественным развитием.
Задачи исследования:
1. Дать определение социальному проектированию.
2. Дать характеристику социальному проектированию.
3. Выявить особенности классификации социального проектирования.
4. Выявить особенности основных социальных проектов в России и особенности управления ими.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОГ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИИ УПРАВЛЕНИЯ ИМ
1.1. Социальное проектирование в системе государственного управления
Социальное проектирование стало объектом теоретических и практических разработок сравнительно недавно, в последней трети ХХ века. Наиболее разработанной в литературе является тема социального проектирования на микроуровне, применительно к отдельной организации или территории в педагогической, образовательной, культурной и других сферах деятельности. Их называют малыми проектами, классифицируемыми по разным критериям.
Объектом теоретических и практических разработок на этом уровне является управление социальным проектированием как определенной формой упорядоченной деятельности, предполагающей этапы, методы и приемы построения социального проекта [1; 2].
Макроуровень проектирования социальных проектов даже на уровне страны актуален для разработки крупных проектов в целом. Этот уровень демонстрирует позиции общей социологической теории в контексте разработки масштабных проектов. Рассмотрение проблем проектирования с оценкой опыта социального проектирования содержится в нескольких работах, например, в [3;4].
Особенность социальной макропроекции состоит в том, что она связана с социальным управлением обществом как системой. Системный характер общества как объекта управления определяет возможность функционального подхода к социальному проектированию.
В большинстве публикаций обращается внимание на близость проектирования и функций управления, таких как планирование и прогнозирование. Однако детальный анализ возможностей социального проектирования в системе управленческой деятельности в целом отсутствует [5].
С нашей точки зрения, необходимо различать управление социальным проектированием как последовательной и организованной деятельностью и социальное проектирование как процесс управления (процесс управления изменениями). Особый интерес представляет социальное проектирование в системе государственного социального управления, которое носит сложный характер [6].
Государство оказывает управленческое воздействие на социальную составляющую всех подсистем общества через присущие ему функции. Мы рассматриваем социальное проектирование не как отдельную функцию государственного управления, а как особый вид управления со своими функциями.
Функции управления проектами имеют свою специфику по сравнению с классическими функциями управления. Для повышения эффективности социального управления на государственном уровне в управлении проектами, отвечающем на вызов времени как управление изменениями, необходимо проанализировать функции, качество которых не может не сказаться на управлении изменениями.
Управление проектами в современных условиях – это управление по ценностям. На уровне государственного социального управления выделяется ценностный аспект масштабных социальных изменений, так как, реализуя глубинные изменения, социальный проект влияет на ценностные ориентации большого количества людей, без которых проект не может быть успешно реализован.
Значение аксиологических оснований социального проектирования в литературе не вызывает сомнений, хотя детального анализа этих оснований нет. Для оценки качества государственного управления используются различные международные методы [7].
Один из них был разработан Всемирным банком и лег в основу глобального исследования «Качество государственного управления (вопросы управления)». В методологии используются шесть индексов (Worldwide Governance Indicators), которые отражают различные параметры государственного управления.
Государству по каждому из шести индексов присваивается свой рейтинг от 0 до 100, обозначающий место страны в мире. Чем ниже балл по тому или иному показателю, тем хуже качество государственного управления.
В интерактивном доступе к данным за период 1996-2016 гг. можно просмотреть эффективность управления по шести индексам в графическом и табличном формате для более чем 200 стран. Выборка по годам для России была взята условно и представлена в таблице. Он показывает, что качество государственного управления в Российской Федерации находится на низком уровне [8].
Таблица 1. Показатели качества государственного управления в РФ по методике Всемирного банка [7; 9]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Социальное проектирование. История отечественного и иностранного подходов к проблеме проектирования [Текст] / В.С. Андреева, А.О. Смирнова. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Социальное проектирование. Цели. Задачи. Виды [Текст] / Н.С. Владимиров, Е.М. Корнеев. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Глобальные тренды и перспективы научно-технологического развития Российской Федерации [Текст] / Л. М. Гохберг, А. В. Соколов, А. А. Чулок и др. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 39 с.
4. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Социальное проектирование. Исследователи и их подходы [Текст] / П.И. Дмитриев, Г.С. Тимофеев. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
5. Еремина Л.И. Социальное проектирование в профессиональной подготовке студентов [Текст] / Л.И. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - №
6. Жилина Е.Ю. Социальное проектирование. Развитие и совершенствование [Текст] / Е.Ю. Жилина. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
7. Лебедев О.М., Носов М.С. Российский парламентский финансовый контроль. Достоинства и недостатки [Текст] / О.М. Лебедев, М.С. Носов. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
8. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие [Текст] / В.А. Луков. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 240 с.
9. Малышева Г.А. О социально-политических вызовах и рисках цифровизации российского общества [Текст] / Г.А. Малышева // Власть. - 2018. - Том 26. - № 1. - С. 40-46.
10. Медведева Н.А. Петрова М.С. Социальное проектирование и социальная работа. Роль. Место. Задачи [Текст] / Н.А. Медведева, М.С. Петрова. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
11. Овчаров А.О., Овчарова Т.Н. Комплексная парадигма социального управления [Текст] / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова // Политика и общество. - 2017. - № 8. - С. 130-143.
12. Овчаров А.О., Овчарова Т.Н., Кашина О.П. — Социальное проектирование в системе государственного управления [Текст] / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова, О.П. Кашина // Тренды и управление. – 2019. – № 3. – Электронный ресурс – https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения 24.11.2022)
13. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Социальное проектирование. Государственные и частные формы [Текст] / Л.В. Пономарева, О.В. Васильева. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
14. Семенов О.В. Борисов А.В. Социальное проектирование. Актуальные проблемы [Текст] / О.В. Семенов, А.В. Борисов. – Тверь: Контур, 2019. – 531 с.
15. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по социальному проектированию в России [Текст] / А.О. Смирнова, Г.В, Федорова, Т.В. Алексеева. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
16. Тихонова Е.Е. Теория и практика организации социального проектирования. Справочник экономиста и социального работника [Текст] / Е.Е. Тихонова. – Краснодар: Полис, 2017. – 1289 с.
17. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика социального проектирования. Плюсы и минусы [Текст] / И.В, Утина, Г.П. Проводина. – Махачкала: Факел, 2018. – 623 с.
18. Фадеева А.Ю. Социальное проектирование. Вчера. Сегодня. Завтра [Текст] / А.Ю. Фадеева. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
19. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Социальное проектирование в России и в Европе [Текст] / О.Н. Фомина, А.В. Георгиева. – Ставрополь: Вектор, 2020 – 528 с.
20. Шамрай А.Г. Трохинова О.И. Социальное проектирование как функция государственного управления: опыт проекта «Санкт-Петербургский Международный Книжный салон» [Текст] / А.Г. Шамрай, О.И. Трохинова // Управленческое консультирование. - 2017. - № 12. - С. 138–146.