Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация влияет на условия конкуренции во многих странах мира, изменяя их в отдельных секторах и создавая существенные различия в некоторых из них. Технологические достижения оказывают значительное влияние на потребительские предпочтения, что обуславливает необходимость применения различных стратегий конкуренции на мировой арене. Основные черты современного мирового экономического развития:
– мировая экономика перестала быть международной, став глобальной ближе к середине 1970-х годов;
– основным феноменом, формирующим мировую экономику,
является денежный поток, а не торговля товарами;
– трудовые и природные ресурсы являются традиционными факторами производства;
– экономика все чаще оказывалась во второстепенном статусе, деньги не выступают фактором, который обеспечивает конкурентное превосходство страны.
Главная цель мировой экономики – не максимизация прибыли, а рыночная максимизация, и торговля становится функцией сопровождения инвестиций. Теоретические представления свидетельствуют о том, что единственная единица, которая может создавать эффективную экономическую политику, – национальное государство, что не соответствует мнению современных авторов, выделяющих четыре единицы мировой экономики. Первая – национальное государство, вторая – региональное, третья – реальный рынок, который формируется денежными, кредитными и инвестиционными потоками, и четвертая – глобальные предприятия, которые используют весь мир, как единый рынок. При формировании экономической политики взаимоотношения между регионами становятся все более тесными, и концепция глобальной экономики становится более актуальной. В эпоху глобализации главенствующая роль в национальной экономике
принадлежит ее внешнеэкономической составляющей. Стирание границ в отношениях между государствами способствует усилению экспансии на внешние рынки. Расширяя зарубежные рынки сбыта, страна приобретает ряд конкурентных преимуществ, что, в конечном итоге, трансформируется в рост уровня жизни населения [14, с. 3]. В то же время, помимо широких возможностей, эпоха глобализации вывела конкуренцию между различными субъектами международных отношений на принципиально новый уровень. В этих условиях многократно возрастает значимость проведения эффективной внешнеторговой политики, направленной на реализацию приоритетов в развитии национальной экономики.
Целью данной работы является рассмотрение современного состояния, значения и особенностей развития международного бизнеса. Задачи:
- описать международный бизнес: основные характеристики, формы ведения, тенденции развития ;
- рассмотреть транснациональные корпорации и их роль в международном бизнесе;
- изучить слияние и поглощение как тенденцию современных корпораций и их влияние на мировую экономику;
- рассмотреть взаимодействие ТНК с органами власти;
- изучить внешнеторговую деятельность России и западные санкции, перспективы развития российского бизнеса на международных рынках;
- описать инновационную деятельность как фактор повышения конкурентоспособности российских компаний на международном рынке;
- изучить международную конкурентоспособность на глобальных рынках: пример ПАО ГМК «Норильский никель»;
- описать конкурентоспособность конкретных отраслей производства РФ (на примере сельского хозяйства).
Объект исследования – международный бизнеса. Предмет исследования – особенности развития современного международного бизнеса.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
1.1 Международный бизнес: основные характеристики, формы ведения, тенденции развития
Процесс развития системы международных экономических отношений сопровождается активной глобализацией производства и глобализацией рынков, что приводит к усилению взаимозависимости национальных экономик. Развитие международного бизнеса происходит с помощью конкретной структуры, определенной техники, итогами и результатами, которые достигаются благодаря взаимодействию между субъектами.
Субъекты международного бизнеса настолько различны и множественны, что они могут начинаться с самостоятельной личности и заканчиваться социальными структурами, которые замотивированы различными интересами и способностями для того, чтобы реализовываться в какой-либо определенной сфере международной экономической деятельности.
Основными характеристиками международного бизнеса выступают:
1. Эффективное ведение деловых операций, при которых получить доход в международном бизнесе возможно при расширении своей деятельности за пределами страны.
2. Использование дополнительных экономических ресурсов, которые открываются в международном бизнесе.
3. Международный бизнес является многовариантным для развития своей деятельности, начиная с однократных поставок и заканчивая структурой транснациональных компаний.
4. Бизнес-сервис, которые позволяет максимально реализовывать свои бизнес возможности предпринимателю.
5. Необходимое соблюдение требований и ограничений культуры той страны или государства, в которое поставляются товары и услуги бизнеса предпринимателя.
6. Возрастание эффективного ведения бизнеса с помощью глобального охвата мировой системы обмена информации, мирового финансового рынка.
7. В международном бизнесе самым главным ресурсом является информация, а оружием – адаптация.
8. Негативные направления показывают для предпринимателя новые бизнес-возможности – это важное отличие международного бизнеса от национального.
9. За пределами своей страны чувствуется поддержка государства в борьбе с конкурентами в международном бизнесе [8, с. 61].
При современных тенденциях развития международного бизнеса предпринимателям необходимо искать самые выгодные условия хозяйствования для реализации своей деятельности. При международном бизнесе происходит обмен капиталом, информацией, товарами и услугами, а также благодаря международному бизнесу в странах появляется атмосфера дружбы, доверия и устанавливается партнерство. Для победы в конкуренции предпринимателю необходимы новые рынки сбыта, на которых ресурсы практически не имеют ограничения или очень малы.
Происходит трансформация основных мировых рынков, включая финансовый рынок рабочей силы, рынок товаров и услуг, меняется структура экономики в целом, формируется конкурентная среда на международном уровне. Кроме того, происходит стремительное развитие мирового информационного и технологического пространства, информация становится ценным ресурсом и определяет процесс формирования новой экономики – экономики знаний – и не только на национальном, но и на глобальном уровне. В новой экономике формируется система инноваций на национальной, региональной, локальной, корпоративной, глобальной основе.
Руководителю предприятия, чтобы достичь любую из своих предпринимательских целей, необходимо устанавливать формы проведения деловых операций. Данные формы имеют отличия от
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения 09.12.2022)
Статьи, учебники, монографии
2) Ананьева Е.В., Годованюк К.А. Стратегия национальной безопасности Великобритании // Аналитические записки Института Европы РАН. 2021. No 5 (235). URL: http://www.zapiski-ieran.ru/ images/analitika/2021/an235.pdf (дата обращения 09.12.2022).
3) Андрущук, В.В. Конкурентоспособность страны в контексте инновационного развития / В.В. Андрущук // Научное обозрение: теория и практика. – 2019. – Т. 9. – No 11 (67). – С. 1670-1680
4) Афонцев С.А. Транснациональные компании и проблема глобального управления // ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы / отв. ред. Э.Г. Соловьев. М.: ИМЭМО РАН, 2020.
5) Бабиков А.В. Транснациональные корпорации в мировой политике / дис. … канд. полит. наук.‒ М., 2020.
6) Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). ‒ М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2020.
7) Белер.Г. Методы исследования рынка. Г.Белер; Пер. с немецкого. В.М. Бирюков, С.С. Дмитров. Изд.: Гурамн. Центр, Харьков, 2019. С. 136-140
8) Борисова М., Козлова Е. И. Тенденции развития международного бизнеса//ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ. Сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 61-64
9) Винокуров Е. Ю., Либман А. Межрегиональные организации: типы и логика развития. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2020.
10) Войтоловский Ф.Г. Механизмы косвенного влияния ТНК на принятие внешнеполитическихрешений в США: истоки и современность // ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы / отв. ред. Э.Г. Соловьев. М.: ИМЭМО РАН, 2020.
11) Гохан Патрик А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. М.: Альпина Бизнес Букс, 2207. - 741 с.; Игнатишин Ю.В. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы. - СПб.: Питер, 2020. - 208 с.; Эванс Ф.Ч., Бишоп Д.М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: создание стоимости в частных компаниях /Пер: с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2020. - 332 с.
12) Гурков, И. Б. Фирменный стиль и его влияние на деятельность фирмы / И. Б. Гурков // Маркетинг. 2018. – No 1. – С. 31-35
13) Загребельная Н.С. Мировой и российский рынки слияний и поглощений //Вестник МГИМО Университета. – 2021. – № 2 (41). – С. 163-170
14) Здобнова Т. Ю. Внешнеторговая политика России в условиях санкций//ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ. 2021. № 2. С. 3-5
15) Казанцева Е. Г. Исследование изменения властных позиций ТНК на глобальных рынках//СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Санкт-Петербург, 2022. С. 153-160
16) Кемпбелл Э., Саммерс Л.К. Стратегический синергизм. СПб.: ПИТЕР, 2020.
17) Мишустин заявил о беспрецедентном количестве санкций против России // Известия. 07.04.2022. URL: https://iz.ru/1317017/2022-04-0mishustin-zaiavil-o-bespretcedentnom-kolichestve-sanktcii-protiv-rossii (дата обращения 09.12.2022).
18) Носенко К.С., Абдулгазис В.С. Конкурентоспособность продукции// СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Том Часть 2. Уфа, 2022. С. 62-65
19) Праневич А.А. Слияния и поглощения М&А в мировой экономике: влияние кризиса и возможности для национальной экономики // Белорусский экономический журнал. – 2019. – № 1. С. 60-70
20) Прусова, В.И. Роль инноваций в макроэкономике / В.И. Прусова, Н.В. Коваленко, В.В. Безновская // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – No 11. – С. 181-185
21) Старых С.А., Перепелкин И.Г. Анализ влияния коронавирусного кризиса на экономику России [Текст]/ С.А. Старых, И.Г. Перепелкин // Регион: системы, экономика, управление. 2021. No 4 (55). С. 192-200
22) Старых С.А., Перепелкин И.Г., Зеньковская А.В. Обеспечение экономического роста Российской Федерации в современных условиях [Текст]/ С.А. Старых, И.Г. Перепелкин, А.В. Зеньковская // Регион: системы, экономика, управление. 2021. No 4 (55). С. 31-35
23) Федорова Е.А., Изотова Е.И. Влияние макроэкономических факторов на рынок слияний и поглощений в энергетической отрасли в России на основе применения теста Грэйнджера на каузальность // Финансы и кредит. – 2019. – № 46 (622). – С. 2-10
24) Филькевич И. А., Чжан Цзыхао. Повышение международной конкурентоспособности компании на глобальных рынках// Scientific Cooperation Center "Interactive plus", 2022. № 1. С. 3-5
25) Ясакова Ю.Р., Заруднева А.Ю. Особенности разработки фирменного стиля для сельскохозяйственных компаний//PRIORITY DIRECTIONS OF SCIENTIFIC RESEARCH. ANALYSIS, GOVERNANCE, PROSPECTS. Collection of articles based on the results of International scientific and practical conference. Sterlitamak, 2022. С. 295-300
26) Coeurdacier N., Santis R.A. de, Aviat A., Cross-Border Mergers and Acquisitions, European Central Bank, Working Papers, N1018, 2009