Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы предопределена необходимостью личностной и социальной адаптации детей, чьи родители употребляют алкоголь, тем самым препятствуя полноценному развитию, получению образования и счастливой жизни собственных детей. Поддержка таких детей, помощь в их реабилитации, успешном эмоциональном и психическом развитии заключается в постоянном создании комплекса методов, средств, приемов, форм и контроля социально-педагогической деятельности.
Термин «алкоголизм» включает в себя все формы злоупотребления алкоголем, которые негативно сказываются на здоровье, поведении, профессиональных установках и отношениях с окружающими.
Проблема детско-родительских отношений в семье алкоголиков в настоящее время вызывает особую озабоченность. Этот вопрос рассматривался и продолжает решаться отечественными исследователями (В.В. Корхов, В.И. Алипов, И.Г. Баринова, Н.А. Аккерман, В.В. Столина, А.А. Бодалева, Л.П. Василевская, Е.В. Борисов, Е.А. Данилова, Л.Я. Висневская, С.В. Ковалев, Г.В. Грибанова, Е.И. Скворцова, Н.Я. Копыт, В.В. Дунаевский, Б.А. Лебедев, В.А. Таболин, Е.А. Личко, С.А. Жданова и др.) и иностраными (Э.Г. Эйдемиллер, Р. Бернс, А. Адлер, В.В. Юстицкий. В.С. Сатир, С. В.Конн и др.) ученых.
Семейный алкоголизм формирует комплекс негативных макросоциальных воздействий на ребенка. Ученые, наблюдая за тяжелыми у детей, как последствия пьянства родителей, приходят к выводу, что, взрослея, эти дети не смогут в полной мере выполнять те социальные функции, которые общество наделит их в будущем.
Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность человека. Детские дошкольные учреждения, школа, которую посещает ребенок, лишь наносят дополнительные удары по основному – семейному воспитанию.
Алкоголизм в семье также влияет на отношения родителей и детей. Среди детей алкоголиков чаще встречаются выраженные акцентуации характера и психопатии. Они склонны к большей зависимости. Более того, в семье химически зависимого человека существуют жестко закрепленные за каждым членом роли и дисфункциональные правила, которые дети алкоголиков переносят в свои молодые семьи.
Искажение семейных отношений и воспитательное воздействие в семьях алкоголиков на детей, проявляющееся в утрате родительской опеки и помощи при жизни родителей, нередко семейная «жестокость в семье», к которой относятся, помимо отказа, случаи насилия, побои, нарушение условий ранней социализации, обусловленное социально-эмоциональной и материнской депрессией, приводит как к психическим, так и к личностным отклонениям в развитии, к возникновению высокого уровня тревожности, апатии, депрессии или агрессии, а также к тревожным нервно-психическим нарушениям и различным поведенческим расстройствам. отклонения.
Поэтому представляется необходимым более детально изучить характерные нарушения личностного и психического развития детей алкоголиков, чтобы в дальнейшем использовать полученные результаты для совершенствования методов коррекции и воспитания этих детей.
Учитывая массовость такого явления, как алкогольная семья, актуальным становится вопрос о том, имеет ли воспитание в такой семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка.
Цель исследования: изучение проблемы особенности формирования личности ребенка в семье алкоголиков
Объект исследования: ребенка в семье алкоголиков
Предмет исследования: особенности формирования личности ребенка в семье алкоголиков
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «семья»;
2. Выявить специфику социально психологической адаптации детей в семьях страдающих алкогольной зависимостью;
3. Определить психофизические особенности формирования детей, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью.
4. Выявить влияние детско-родительских взаимоотношений семьи алкоголиков на формирование «Я» ребёнка.
Методологической основой исследования послужили основные принципы отечественной и зарубежной психологии; труды, отражающие характер влияния семьи на личностное развитие ребенка таких авторов как А.И. Захаров, B.C. Мухина Э.Г. Эйдемиллер, Н. Аккерман, В. Юстицкис; а также работы, посвященные изучению личностных особенностей детей из семей алкоголиков, И.С. Кона, Л.И. Захарова, И.О. Смирновой, А.С. Спиваковской, З. Матейчек, B.C. Собкина, И. Лангмейера, и других.
Методы исследования: теоретические: изучение психолого – педагогической литературы
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в работе практикующих школьных психологов, а также психологов дошкольных учреждений и психологических служб.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АЛКОГОЛЬНОЙ СЕМЬИ
1.1 Определение понятий: алкогольная семья, «созависимость»
Научные исследования и медицинская практика убедительно доказали негативное влияние внутриутробной алкогольной интоксикации и генетической нагрузки на последующее развитие ребенка. Однако влияние злоупотребления алкоголем на потомство этим не исчерпывается. Даже если проблема алкоголизма появилась в семье после рождения ребенка, развитие его личности все равно будет искажено, но уже под влиянием социальных факторов.
Все семьи, где есть больной алкоголиком, неблагополучны. Несмотря на внешние различия в жизни такой семьи (материальный и образовательный уровень супругов, их социальный статус, события и обстоятельства), суть происходящего одинакова. В этих семьях постоянно присутствует напряжение, ощущение хаоса, тревога, душевная боль и непредсказуемость. Детские потребности постоянно не удовлетворяются, потому что родители недоступны для детей либо просто физически (например
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бородкин, Ю. С. Алкоголизм: Причины, следствия, профилактика / Ю.С. Бородкин, Т.И. Грекова. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 2018. - 160 c.
2.Ерышев, О. Ф. Химические и нехимические зависимости / О.Ф. Ерышев. - М.: СпецЛит, 2018. - 851 c.
3. Жданов, Владимир Алкогольный террор / Владимир Жданов, Светлана Троицкая. - М.: Питер, 2016. - 256 c.
4.Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей», СПБ, « СОЮЗ», 2000. – 448с.
5.Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющего поведения / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 346 с.
6.. Иванцова, А.А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних / А.А. Иванцова // Воспитание школьников. - 2000. - №8.. - С. 12 – 16
7.Кругликов, Р. И. Алкоголизм и потомство / Р.И. Кругликов, М.Я. Майзелис. - М.: Академия наук СССР, 2015. - 128 c.
8.Москаленко, В. Д. Зависимость. Семейная болезнь / В.Д. Москаленко. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. - 360 c.
9.Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. С.306.
10.Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.Л. Поздникова. - Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. - 400 с.
11.Разводовский, Юрий Алкогольные проблемы в России и Беларуси / Юрий Разводовский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 104 c.
12.Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Просвещение, 2001. - 389 с.
13.Углов Ф.Г. Потребление алкоголя - социальная проблема. Соратник №10.2001.С.38
14.Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе / М.В. Шакурова, А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2004. - 402 с.
15. Шереги, Ф.Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Ф.Э. Шереги. - М.: Центр социологических исследований, 2001. - 348 с.
16.Шеронова, А. Ф. Созависимость. Пути преодоления / А.Ф. Шеронова. - М.: Библейский Взгляд, 2015. - 160 c.