Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Органы местного самоуправления и муниципальные служащие му¬ниципального образования составляют каркас местного самоуправления и выступают одной из основ конституци-онного строя РФ. Этот уро¬вень власти наиболее приближен к народу, по-этому его первостепенной задачей наряду с другими полномочиями явля-ется искоренение социаль¬ной напряженности в обществе, а также принятие мер, направленных на укрепление доверия населения к власти. Лишь при помощи механизма ответственности органов власти на местах может быть достигнуто высо¬коэффективное функционирование местного самоуправле-ния, направленное на достижение благополучия населения и всего обще-ства. Поэтому местное самоуправление подразумевает ответственность своих органов и должностных лиц за выполнение возла¬гаемых на них функций и полномочий. Ответственность помогает упо¬рядочить отноше-ния органов местного сумоправления и должностных лиц с гражданами, государством и не допустить злоупотребления со стороны первых.
Невзирая на принципиальное значение муниципальной ответствен-ности в механизме власти, ее понятие не определено в российском за-конодательстве, что порождает возникновение разночтений по данному вопросу.
Объектом исследования являются общественные отношения, склады-вающиеся в процессе правового регулирования и реализации ответствен-ности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населе-нием, государством, физическими и юридическими лицами.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, ре-гламентирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, научные, теоретико-правовые концепции и положения, практический материал, касающиеся темы исследования.
Целью исследования является комплексный анализ, изучение уста-новленной нормами действующего законодательства Российской Федера-ции и муниципальными правовыми актами, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:
- проанализировать научные подходы к пониманию и отрасле-вой и принадлежности ответственности органов и должностных лиц мест-ного самоуправления;
- проанализировать законодательство, муниципальное нормот-ворчество, касающееся ответственности органов и должностных лиц мест-ного самоуправления;
- проанализировать и обобщить существующие подходы к клас-сификации юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Теоретическую основу исследования составили научные труды, при-надлежащие авторам в области теории права и государства, конституци-онного права, муниципального права и других отраслевых наук: С.С. Алексеева, С.А. Авакьяна, И.А. Алексеева, Б.Т. Базылева, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Р.М. Дзидзоева, Т.Д. Зражевской, В.Г. Игнатова и др.
Методологическую основу работы составили общенаучный диалек-тический метод познания, а также связанные с ним специальные методы, применяемые в юридической науке: метод научного анализа, синтеза, формально-логический, сравнительно-правовой.
Глава 1. Общая характеристика ответственности органов и должност-ных лиц местного самоуправления
1.1 Понятие и отраслевая принадлежность ответственности орга-нов и должностных лиц местного самоуправления
Регулирование отдельных вопросов, возникающих на определенной территории в российском государстве лежит на плечах такого органа, как орган местного самоуправления. Данный орган, и, в том числе, должност-ные лица, избранные народонаселением, которые руководят работой му-ниципальных органов, обеспечивает решение ряда таких вопросов, кото-рые связаны, прежде всего, с муниципальным правом и регулируемых его нормами; они отвечают за важные сферы жизни на определенном терри-ториальном образовании, и, в том числе, за решение тех вопросов, кото-рые имеют местное значение, исходя из интересов граждан, проживающем в данном территориальном образовании. Эта деятельность, несмотря на то, что она является контролирующей, сама, по сути, должна чем-то и кем-то контролироваться, чтобы не допустить нарушения прав граждан. Именно с этой целью выступает такой институт права, который имеет название «институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправле¬ния». Он регламентирован в одноименной главе 10 федераль-ного закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах органи¬зации местного самоуправления в Российской Федера-ции» . Проведя полный анализ норм, содержащейся в данной главе, мож-но сделать вывод, что данный институт соответствует двум функциям пра-ва: первое, регулятивной, поскольку в нем содержится порядок выполне-ния органами местного самоуправления их обязанностей и полномочий, а также санкций в случае их нарушения, и охранительной, которая подра-зумевает под собой охрану прав граждан, проживающих на данной терри-тории, в соответствии с интересами которых и должно работать местное самоуправление.
Прежде чем приступить подробнее к разбору теоретического и юри-дического аспектов ответственности муниципальных органов, необ¬ходимо знать, что же вообще собой представляет местное самоуправление. В юриспруденции существует множество различных понятий местно¬го само-управления, но все они являются схожими, что позволяет синтезировать из общего количества наиболее точное понятие, не преминув также восполь-зоваться кодексом.
Местное самоуправление, или муниципальное самоуправление - это осуществляемая с использованием демократии - представительной и непо-средственной - форма реализации публичной власти на конкретном терри-ториальном участке. Задача органов местного самоуправления и долж-ностных лиц местного самоуправления состоит в том, чтобы обеспечить право граждан на самостоятельное участие в принятии решений по мест-ным вопросам, то есть, таким вопросам, которые возникают конкретно на их территории и могут быть решены местными усилиями.
Муниципальное самоуправление существует по двум причинам: во-первых, более полный охват территорий страны, поскольку глав¬ный госу-дарственный аппарат не имеет возможности проконтролировать ситуацию сразу везде и всюду, а особенно, в дальних от Москвы и Мос¬ковской обла-сти регионах, а во-вторых, децентрализация полномочий государства в отношении субъектов Российской Федерации. Объясняя более простым языком, государственная власть не может проконтролировать абсолютно все, что происходит в стране и с тем, что не входит в ее полномочия, раз-бираются органы местного самоуправления. Они являются частью общего аппарата публичной власти и подвластны ветвям власти, однако, они наделены определенной самостоятельностью. Стоит сказать, что успех и эффективность разрешения тех или иных проблем, особенно на местных уровнях, в принципе зависит от учета мнения граждан .
В законодательстве Российской Федерации содержится не только суть базового понятия о муниципальной власти и задачах местного само-управления, но еще и порядок исполнения ими своих полномочий и обя-занностей, а также гарантии функционирования. Местное само¬управление, как уже говорилось ранее, имеет следующие характеристики: относитель-ная самостоятельность, полностью раскрывающаяся при решении вопро-сов местного значения, и, также, обособление органов местного само-управления в аппарате органов публичной власти.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [часть первая] : федер. закон от 30 нояб. 1994 № 51—ФЗ [ред. от 25.02.2022] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: фе-дер. закон от 26 янв. 1996 г. №14—ФЗ [ред. от 01.07.2022] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — 29 янв. — №5. — Ст. 410.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. N 131-ФЗ» [ред. от 14.07.2022] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
5. Устав городского округа - города Томск Томской области: ре-шение Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475 // Сайт [Электронный ресурс].URL: http://.tomskorg/vlast/administraciya.su.
6. Устав городского округа - города Мурманска: решение Думы города Мурманска от 04.05.2009 № 147 // Сайт [Электронный ресурс]. http://murmansk.org/vlast/administraciya.su.
Акты судебной практики
7. По делу о проверке конституционности Постановления Совета Министров Российской Федерации от 17 июля 1991 года № 403 «О мерах по реализации Распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 г. № 1554-1 «О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году»: Постановление Кон-ституционного Суда РФ от 9 июня 1992 г. № 7-П // Вестник Конституци-онного Суда РФ. 1993. № 2-3.
8. По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерально-го закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления Российской Федерации»: Постановление Конститу-ционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. № 14-П // Вестник Конституцион-ного Суда РФ. 1997. № 3.
II. Основная и специальная литература
9. Бондарь Н. С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для ВУЗов / Н.С Бондарь, В.И Авсеенко, С.Н. Бочаров. - М.: Норма, 2017. 286 с.
10. Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. / В.И. Васильев — М.: ЗАО Юстицинформ, 2017. - 345 с.
11. Виноградов, В. А. Конституционно-правовая ответственность: системное исследование: дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.02 / В.А. Виногра-дов. - Москва, 2019. - 348 с.
12. Выдрин И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник. // И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов - Екатеринбург: Уральская гос. юрид. академия, 2018. - 345 с.
13. Городилова, И.А. Возмещение вреда, причиненного граждани-ну государством: институт публичного права или частноправовая монопо-лия? / И.А. Городилова, Т.Т. Соколова // Российский юридический жур-нал. - 2017. - № 1. - С. 115 - 122.
14. Долюк, Е.В. Вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством / Е.В. Долюк, М.С. Ку-зовихина // в сб.: European science of the future: сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. - М., 2019. С. 72-77.
15. Заболотских, Е. М. Ответственность должностных лиц и орга-нов местного самоуправления / Е.М. Заболотских. - М.: Проспект, 2017. - 224 с.
16. Кашо В.С. Ответственность органов и должностных лиц мест-ного самоуправления как предмет муниципального правотворчества / В.С.Кашо // Журнал российского права. - 2019. - № 6. - С.12.
17. Ковешников, Е.М. Муниципальное право / Е.М. Ковешников. - Москва: НОРМА, 2017. – 535 с.
18. Рафикова, Г.Х. Местное самоуправление в Российской Федера-ции: пути становления и развития / Г.Х. Рафикова, И.Р. Аминов // Полити-ка и право в социально-экономической системе общества. Материалы XIV Международной научно-практической конференции / Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследо-ваний». - М., 2020. - С. 35-40.
19. Смирнова, Ю.С. Ответственность главы муниципального обра-зования как одна из мер муниципально-правовой ответственности / Ю.С. Смирнова // Вестник российского университета кооперации. - 2017. - №4 (30). - С. 132-135.
20. Соколовская, Ю.Г. Об ответственности органов и должност-ных лиц местного самоуправления перед государством / Ю.Г. Соколов-ская // Вестник Университета «Кластер». - 2022. - № 7 (7). - С. 102-114.
21. Соколовская, Ю.Г. К вопросу о классификации юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления / Ю.Г. Соколовская // Вестник Университета «Кластер». - 2022. - № 5 (5). - С. 79-87.
22. Соколовская, Ю.Г. К вопросу о классификации юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления / Ю.Г. Соколовская // Вестник Университета «Кластер». - 2022. - № 5 (5). - С. 79-87.
23. Усманова, Р.М. Муниципальная ответственность как разновид-ность юридической ответственности / Р.М. Усманова // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2017. - № 2. - С.12-14.
24. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник / В.Е. Чиркин. - Москва: Юристъ, 2017. – 531 с.
25. Шугрина, Е. С. Организация публичной власти в конституци-онном государстве / Е.С. Шугрина // Юридическое образование и наука. - 2017. - № 3. - С. 166-171.
26. Шугрина, Е.С. М. Ответственность органов публичной власти: правовое регулирование и правоприменительная практика / Е.С. Шугри-на, С.В. Нарутто, Е.М. Заболотских. - Москва, 2017. – 278 с.