Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Нравственная проблематика жизни отдельной личности и общества в целом находится в центре общественных и научных дискуссий последнего времени. Утверждение нравственных ценностей в индивидуальном сознании и самосознания - всегда актуальная проблема психолого- педагогической науки, что отражено в задачах современного образования, зафиксированных в ее программных документах.
Социально-политические и экономические процессы, которые в последние годы происходят в нашей стране, неоднозначно влияют на становление общественного сознания людей в сфере их духовных и нравственных отношений. Заметными стали проявления деформации в системе ценностных ориентаций, норм и идеалов молодого поколения, прослеживается снижение значимости моральных норм и принципов, регулирующих поведение.
У детей, подростков и молодежи проявляется усиление эгоистических тенденций, низкий уровень развития моральных ценностей и чувств, искажение нравственной мотивации. Все это вызывает у подрастающего поколения, особенно подростков, кризис духовности и нравственности. Такая ситуация требует от учебных заведений разного типа (общеобразовательных школ, гимназий, колледжей) эффективных и научно обоснованных воздействий на сознание и самосознание личности подростка.
Проблемы развития нравственного воспитания и самосознания личности освещены во многих работах по философии и этики (Р.Азимова, Р.Апресян,А.Гусейнов)педагогики (Е.Бондаревська, В.Гурин, М.Красовицький) и психологии (И.Бех, М.Боришевський, Б.Братусь)
Изучением психологических закономерностей функционирования, механизмов и условий становления самосознания, нравственного воспитания в подростковом возрасте занимались такие ученые как: Л.Божович, М.Боришевський, Л.Выготский.
Анализ научных источников позволяет утверждать, что нравственная сфера как одно из важнейших психологических образований самосознания не является устойчивой структурой личности подростков, а ее становление зависит от условий их воспитания, нравственной компетентности, социального окружения .
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить роль народного театракаксредствонравственноговоспитанияподростка.
Объект – процесс развития нравственного воспитания подростка
Предмет – нравственное воспитания подростка
Задачи:
1. Проанализировать проблемынравственного воспитания в философииипсихологии
2. Рассмотреть психологическиепредпосылкистановлениянравственного воспитания вподростковомпериоде Психологическиепредпосылкистановлениянравственного воспитания вподростковомпериоде
3. Провести первичная диагностика уровня развития нравственного воспитания старших школьников.
4. Разработать комплекс мероприятий направленных на формирование нравственного воспитания старших школьников
Методы исследования:
• теоретические (сравнение, моделирование, обобщение) для выяснения современного состояния теории и практики исследуемой проблемы, учета отечественного и зарубежного опыта;
• педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы) осуществлялся с целью проверки эффективности педагогических условий и методики; формирование уровня нравственной сферы
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведен глубокий теоретический анализ проблемы основ нравственного воспитания личности подростков.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования роли народного театра как средство нравственного воспитания подростка
1.1 Сущность нравственного воспитания подростка
Нравственность является сложной сферой духовной жизни отдельного человека и общества в целом, одной из форм общественного сознания и форм нормативной регуляции, функционирующий в рамках дихотомии «добро - зло». Нравственные принципы, идеалы и нормы касаются внутреннего мира личности, ее мировоззрения, убеждений, ценностных ориентаций, веры, олицетворяются как существенные составляющие ее собственной сущности, самосознания, Я-концепции. Это означает, что моральная регуляция функционирует прежде всего как аутентично-личностная самоорганизация и саморегуляция. В реальной жизни моральная форма нормативной регуляции безраздельно взаемопереплитаеться со всеми другими ее формами, так что феноменальные проявления каждой из них можно дифференцировать только мыслительно, то есть только идеализируя как принципы, правила или максимы [1, с. 74].
Нравсвенность является таким способом регуляции жизненных отношений, требует от личности самостоятельно определять линию своего поведения в отношении других людей, исходя из уровня сформированности нравственного сознания. Ее суть заключается в том, что она происходит путем преодоления противоречий между субъектом и объектом, когда общее не противопоставляется личном, а личное - общем. По своей природе моральная регуляция - это саморегуляция, когда личность должна не только знать моральные требования, нравственные нормы и формально их соблюдать, а осознавать, принимать, чувствовать объективную
необходимость и видеть личностный смысл этих нравственных требований, принимать их как свои собственные. Существенная особенность нравственной регуляции - единство объективного значения и личностного смысла нравственного требования, в идеале - их совпадение. Человек придерживается моральных норм, она убеждена в их необходимости, объективной и субъективной значимости.
Не существует единства мнений по поводу соотношения морали и нравственности. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но времени Гегеля принято различать мораль и нравственность. Согласно разделением этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека - в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешней требованием к поведению индивида [2]. По мнению В.Москальця, «моральные принципы и нормы как направляющий содержание аутентичной саморегуляции личности образуют когнитивное основание ее нравственности - аутентично-нравственные основы ее направленности, которые функционально оказываются в их воздействии на действия, поведение, деятельность, общение человека как субъекта и индивидуальности »[8, с. 75].
Нравственность - это субъективное отражение внешней морали; совокупность правил и норм, которые запечатлелись в сознании человека. Сознательная нравственность, что является высшей ступенью развития человеческой морали, опирается на добровольное направление на добро, способность на строгую самодисциплину, добровольный выбор поступков и сознательная ответственность за них через непредсказуемые последствия. При таких обстоятельствах нравственность индивидом не воспринимается как внешняя необходимость. Она переосмысливается на данном этапе уже именно как внутренняя, присущая личности необходимость.[14]
Наука пока не может объяснить источники, истоки нравственности, совести человека. В. Франкл считал, что пласт бессознательного духовности содержит корни и источники всего того духовного, нравственного, которое осознается субъектом. Духовно-нравственное добывается из бессознательного интуицией, не подлежит рациональному познанию, потому что оно по существу иррациональное и алогично. К тому же нет логически взвешенных аргументов, которые бы указывали, что то деятельное самоотречения субъекта в пользу других, и альтруистическая самопожертвование, к которым побуждает совесть, приносят прибыль, доходы, утилитарную пользу емусамому. Иррациональность нравственности личности является, по В.Франклом, убедительным свидетельством их сверхъестественного, божественного происхождения.
Нравственность личности всегда касается другого и в своих истоках предусматривает осознанную любовь, позитивное отношение к другому, точнее, ориентирование на ценность другого как такового. Это положение обосновывается тем, что и «золотое правило» нравственности ( «Как хотите, чтобы люди совершали в отношении вас, так и вы поступайте в отношении них»), и «заповедь любви» требуют не просто любить ближнего «как самого себя», а как самого себя - другого, находящегося передомной как зеркало [9]. И это может быть обусловлено тем, что человек по своей природе является Божественным творением, по своей сути стремится любви к ближнему.[13]
В структуре нравственного воспитания личности существуют три вида бессознательных феноменов:
1) бессознательное нравственное, истоками которого является духовность;
2) неосознанное, что в прошлом было осознанным (нравственные привычки, принципы, нравственная интуиция)
3) неосознаваемое инфантильной природы, обусловлено идеализацией Я-реального, инфантильными тенденциями личности [3].
Осознание необходимости вести себя морально, переживания чувства долга и гуманности означает наличие в личности потребности в нравственной деятельности. Соблюдение моральных норм осуществляется в сложной борьбе мотивов, человек сознательно и подсознательно взвешивает все «за» и «против» при выборе поступка, позиции, отношение идеала.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптивная физическая культура: Краткий энциклопедический словарь [Текст] / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. 2-е изд., стер. Москва.: Флинта. 2012. 144 с
2. Большой психологический словарь. [Текст]М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Мещерякова Б.Г., акад. В.П.Зинченко. 2003. 857 с.
3. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р Болотина, //Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. Москва.: Академический Проект, Культура, 2005. 240 с.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 6. Научное наследство [Текст] / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
5. Гримм, Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. [Акцелерация] / Г. Гримм. Москва // Антропология: хрестоматия: учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений / Под ред.. Бахолдина В.Д, Дерягина М.А.. Москва: Российское психологическое общество, 1997. С. 259-266.
6. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. Москва.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
7. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни подростка: содержание и структура учебной деятельности [Текст] / В.В. Давыдов. Москва, 2001 // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. Москва: Академия, 2001. С. 91-94
8. Дуканова, Е.И. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. Симоненко В.Д.. Москва.: «Вентана - Граф», 2006. 368 с.
9. Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. – М.: Терра, 1995. – с. 558.
10. Ермолаева, М.В. Психология развития / [Текст] Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов // М.В.Ермолаева. Москва.: Просвещение, 2003. 246 с.
11. Репкин, В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] // Начальная школа. 1999. № 7. С. 19-24.
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года
13. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
14. Каиров, И.А. Азбука нравственной сферы[Текст]//Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов// И.А. Каиров.Москва., 2006. 201 с
15. Липкина, А.И. Самооценка школьника. [Текст] // Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов Москва., 2004 г. 64 с.
16. Лурия, А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. [Текст] // Москва.: Институт Практической психологии, 1996. 64 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психологии: Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип /В.С. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 456 с.
18. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. Москва.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. 1376 с
19. Трошин, П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. 2016. №8. С. 884-887.
20. Шадриков, В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика./Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов //Москва.: Педагогика, 1990. 176 с
21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.), утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
23. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб.пос. для студентов вузов. Москва.: Академия, 2008. 383 с.