Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, когда все общественные отношения и социальные институты в нашей стране претерпевают фундаментальные изменения, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно актуальным и востребованным исследовательским вопросом, который не только привлек внимание ученых, но и привлек внимание практиков на всех уровнях - от политиков до учителей и родителей.
Молодежь - одна из наиболее уязвимых социальных групп, и на нее влияют разрушительные изменения в современном обществе. Особенность российского молодежного общества заключается в том, что его развитие не только отражает глобальные проблемы, присущие только молодежи всей социальной группы населения, но и отражает региональные и национальные особенности, вызванные социальными изменениями в российском обществе.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ "О молодежной политике Российской Федерации", молодежь и молодые граждане представляют собой социально-демографическую группу в возрасте от 14 до 35 лет (за исключением обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), они иметь гражданство Российской Федерации. В последнее время число молодых людей в России сокращается. Следовательно, его доля в общей структуре населения страны также уменьшается. Молодежный феномен имеет культурные, исторические, социально-экономические и психологические характеристики. На этом этапе социализации человека формируется подготовка к выполнению социальных ролей в обществе, и в этот период формируется социальная и психофизиологическая зрелость.
Молодежь - это социально-демографическая группа, которая характеризуется возрастными характеристиками, характеристиками социального статуса и различима по этим характеристикам и другим психосоциальным характеристикам. Как специфическая стадия молодости, стадия жизненного цикла биологически универсальна, но ее специфические возрастные ограничения, связанный с ними социальный статус и психосоциальные характеристики имеют социально-историческую природу, зависящую от уникальной социальной системы, культуры и модели социализации данного общества.
Объектом исследования выступает социально – педагогическая деятельность, направленная на социализацию молодежи.
Предмет исследования – педагогическое сопровождение процесса социализации современной молодежи.
Цель исследования: особенности социализации российской молодежи.
Поставленная цель позволяет сформулировать ряд задач:
- определить понятие и сущность социализации;
- изучить факторы, влияющие на социализацию молодежи;
- описать особенности и проблемы социализации современной молодёжи;
- охарактеризовать направления молодёжной политики в ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»;
- рассмотреть деятельность молодёжных общественных организаций в ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»;
- изучить совершенствование системы социализации с учащейся молодежью.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем расширены представления о сущности и составляющих компонентах процесса педагогического сопровождения социализации, при этом данный процесс рассмотрен на примере работы с такой возрастной категорией как молодежь.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Понятие и сущность социализации
С первого дня жизни один человек окружен другими. С самого своего рождения он был вовлечен в социальное взаимодействие. В процессе общения с людьми человек постепенно приобретает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности и определяет ее характеристики. Для того чтобы приобрести навыки, необходимые для полноценного функционирования в обществе, индивиды участвуют в процессе социализации. В отличие от представителей животного мира, люди являются биологическим обществом и могут выжить только в своей собственной среде обитания .
Социализацию человека можно описать как процесс, посредством которого человек учится жить в обществе, активно впитывает опыт поколений, нормы поведения, приобщается к существующим культурным ценностям и успешно живет в этом обществе. По словам Н.Д. Никандров и С.Н. Гаврова, "социализация предполагает многостороннее и часто разнонаправленное влияние жизни, поэтому человек усваивает "правила игры", принятые этим обществом, нормы, ценности и модели поведения, признанные обществом".
Первоначально социализация индивидов происходила в семье, а затем и в обществе. Одним из первых, кто использовал термин "социализация", был представитель психологизма в социологии Ф. Гиддингс, он пытался создать своего рода социологическое учение, которое охватывало бы все аспекты общественной жизни. В своей работе "Основы социологии" он описывает социализацию через концепцию "самоподобного сознания" ("сознание принадлежности", "универсальное сознание"), что означает чувство идентичности с другими людьми. "Главным базовым субъективным фактом общества является сознание принадлежности. Мы имеем в виду состояние сознания, в котором каждое существование, независимо от того, какое положение оно занимает в природе, признает, что другое сознательное существование принадлежит к тому же роду, что и оно само" .
Социальный психолог Г.Тард рассматривает социализацию аналогичным образом. Он имеет в виду процесс интеграции индивидов в страну, в которой язык, культурные традиции и образование формируют сходство с другими членами общества.
Аналогичной точки зрения придерживается и Т. Парсонс, который считает, что социализация - это передача социальных, духовных ценностей и других культурных элементов от одного поколения к другому. Это предполагает усвоение языка и традиций. В этом процессе человек приобретает навыки социальных ролей и приобщается к культуре .
Следует отметить, что социализация - это двусторонний процесс. С одной стороны, индивид знакомится с опытом, который уже существует в обществе; с другой стороны, он активно воспроизводит его и создает новый опыт. Для того чтобы преуспеть в обществе, оба компонента социализации являются успешными. В науке даже существует понятие «позитивная социализация».
1.2. Факторы, влияющие на социализацию молодежи
Молодые люди - это возрастная группа, находящаяся на пороге позитивных изменений в социальном опыте, поэтому их активная социализация очень важна.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабочкин, П. И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия / П. И. Бабочкин // Соц.-гуманит. знания. – 2019. – № 1 – С. 28.
2. Белоусов, А.В. Зарубежный опыт в управлении государственной молодежной политикой / А.В. Белоусов // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 9 (26). – С. 85-87.
3. Белоусов, А.В. Молодежный парламентаризм как способ развития системы управления молодежной политикой / А.В. Белоусов // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.4 (25). – С. 47-50.
4. Блинова, Т.В. Структура неформальной занятости молодежи на российском рынке труда / Т.В. Блинова // Социологические исследования. – 2018. – № 4(408). – С. 61-72.
5. Ботникова А.С., Скитневская Л.В. Проблема социализации молодежи // Интерактивная наука. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsializatsii-molodezhi
6. Дегтярёв, А.В. Пути совершенствования государственной молодежной политики / А.В. Дегтярев // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» – №16. – 2019. – С. 12.
7. Дудиева, М.Н. Европейская молодежная политика в посткризисный период / М.Н. Дудиева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – № 5 (71). – С. 162-164.
8. Егорова, К.В. Молодежная политика как шанс для самореализации молодежи / К.В. Егорова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2019. – № 1 (14). – С. 5-6.
9. Забелина, О.В. Трудовые установки российской молодежи и государственное содействие развитию и реализации ее трудового потенциала / О.В. Забелина // Экономика труда. – 2019. – № 3. – С. 1093-1104.
10. Кирилина, Т.Ю. Особенности нравственной социализации молодежи в современной России : монография / Т.Ю. Кирилина, Н.В. Омельницкая. – М., 2018. – 164 с.
11. Крамчанинова, Н.В. Молодёжь в условиях социальных изменений / Н.В. Крамчанинова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 3. – С. 65-68.
12. Мальцев, С.С. Публичная молодежная политика: содержание, структура и механизмы развития / С.С. Мальцев // Синергия Наук. – 2019. – № 31. – С. 1095-1101.
13. Марчевский, А.П. Основные тенденции в государственной молодежной политике / А.П. Марчевский // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 1 (28). – С. 281-283.
14. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf.
15. Проект Федерального Закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kavdjaradze.ru/lawdrafts/2/.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // ГАРАНТ.РУ: http://base.garant.ru/71296398/
17. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/media/files/iZ4uqvL9mUDskW9PchNt043CW0A uuYQN. pdf
18. Поскотина, М.А., Гвоздева Е.Н. Особенности социализации молодежи в современном мире [Электронный ресурс] / Поскотина М.А., Гвоздева Е.Н. // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. – 2020. – № 3. – Режим доступа: http://mnv.irgups.ru/
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант плюс»: http://edu53.ru/np-includes/upload/2016/03/11/9720.pdf
20. Рослякова, С. В. Особенности социализации современных подростков / С.В. Рослякова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 292–296.
21. Смольяков, А. А. Актуальные вопросы правового воспитания на современном этапе развития российского общества / А. А. Смольяков, О. В. Гаврилова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. – 2021. – № 2 (51). – С. 15–19.
22. Социализация личности. Процесс, факторы, этапы и проблемы социализации личности – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3612
23. ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vniief.ru/
24. Щербинина, О. С. Особенности личной идентичности одаренных подростков в социальной среде//Социальные явления. – 2020. – №1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostilichnoy-identichnosti-odarennyh-podrostkov-v-sotsialnoy-srede