Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования определяется несколькими моментами. Многочисленные исследования (отечественные и зарубежные) показали, что из общего числа детей с логопедической патологией дизартрия составляет 60%. Одной из основных проблем логопедии является коррекция дизартрии, причем не только нарушение звукопроизношения, но и просодических компонентов речи. Именно мелодико-интонационные нарушения наиболее негативно влияют на интеллектуальность, читабельность, эмоциональную выразительность устной речи при дизартрии.
Формирование просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией протекает в более сложных условиях. Имеются определенные связи речевой, двигательной и психической недостаточности. Нечеткая, непонятная речь не дает возможности четкого слухового восприятия и контроля, еще больше тормозит развитие всех компонентов речи, затрудняет использование ее как средства общения.
Недостаток голосовых средств для выражения чувств мысли, как отмечает Н. И. Жинкин, тормозит развитие у ребенка точного мышления и чувств, что в последующем приводит к затруднениям в усвоении школьного материала.
Кроме того, исследователи отмечают, что нарушения речи не только мешают общению, но и негативно сказываются на формировании личности в целом. Таким образом, одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с детьми с дизартрическими нарушениями, является формирование у них правильной речи, в том числе ее просодического компонента.
Цель: Изучить особенности просодической стороны речи у детей со стёртой дизартрией.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие просодическое стороны речи;
2.Изучить особенности формирования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией;
3. Провести экспериментальную работу по выявлению сформированном и просодической стороны речи;
4.Разрабоать методические рекомендации по формированию просодической стороны речи.
Объект: Нарушения речи у детей со стертой дизартрией.
Предмет: Просодическая сторона речи у детей со стертой дизартрией.
Методологическая основа: В работе нами были использованы теоретические и методические труды в области речевых нарушений Е.Ф. Архиповой, Р.Е. Левиной, , Г.В. Чиркиной, М.Е. Хватцева, И.А. Поваровой, Т.Б. Филичевой, Л.В. Бондарко, А.М. Гвоздева, Л.Р. Зиндер, Н.Д. Светозаровой, Н.Х. Швачкина и др.
1 ГЛАВА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
1.1. Сущность понятия просодической сторона речи
Речь в нашей жизни является сложнейшим явлением человеческой психики. Она формируется в результате взаимодействия разных уровней и областей головного мозга. Сам термин просодия впервые упоминается в трудах древнегреческих грамматиков и означает дополнительные признаки речи, не зависящие от основной артикуляции звука. В настоящее время лингвисты оценивают просодию как совокупность ритмо-интонационных свойств, играющих важнейшую роль в реализации коммуникативной функции речи, поскольку с их помощью человек передает большой объем информации и свое эмоциональное состояние [3].
Просодия и ее составляющие элементы в разное время интересовали ученых из разных научных областей. В логопедии этот вопрос был изучен Е.Е. Артемовой, Е.Ф. Архиповой, Е.В. Лавровой, Л.В. Лопатиной, О.С. Орловой, Г.В. Чиркиной, в лингвистике - В.И.Бельтюковым, Е.А.Брызгуновой, Т.Н. Иванова-Лукьяновой, Н.В. Черемисиной и другими. В специальной психологии М. В. Плешакова выявила специфические закономерности, характеризующие распознавание эмоциональных контекстов по интонационному контуру. [1]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова, Е. Э. Формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст]: Монография / Е. Э. Артёмова. – Москва: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
3. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
4. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР: метод. пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск: Цицеро, 2015. — 139 с
5. Логопедия: хрестоматия для студентов бакалавриата педагогических направлений подготовки / авт.-сост., отв. ред. Д. Ю. Скрябина [Электронный ресурс]. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2020. – Т. 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Лыхенко, Ю.В. Особенности и этапы формирования просодической стороны речи в онтогенезе / Ю.В. Лыхенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3361 – 3365
7. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР: методическое пособие для педагогов и родителей/ О. С. Рудик. - Москва: ВЛАДОС, 2021. – 302с.
8. Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 140 с.
9. Потапова, Р.К. Функционально-речевая специфика просодии и семантики [Текст] / Р.К. Потапова // Речевые технологии. – 2014. – № 1-2. – С. 3 – 21.
10. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы [Электронный ресурс] / О.П. Сагалова // Электронный научнопрактический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2012. – Вып. 17.
11. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – М., 2009. – 57 с.
12. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
13. Филиппова, О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 c.
14. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.