Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Школа здоровья представляет собой медицинскую профилактическую технологию, в основе которой лежит техника группового и индивидуального воздействия на пациентов, имеющих хронические соматические заболевания. Целью таких школ является информирование пациентов об их заболевании и формирование у них необходимых практических навыков, а также формирование приверженности лечению. Все это необходимо для предупреждения осложнений, снижения вероятности развития неблагоприятного прогноза, повышения качества жизни.
В ходе обучения пациент учится сохранять свое здоровье, ответственно относиться к нему. Пациенты имеют возможность задать волнующие их вопросы, получить медицинскую консультацию, поделиться проблемой, получить моральную поддержку группы.
В настоящее время во многих крупных клиниках функционируют самые разнообразные «Школы здоровья»: «Астма-школы», «Школы диабета», «Школы гепатита» и другие. Проводимые в течение ряда лет наблюдения подтверждают их эффективность.
Сахарный диабет (СД) – глобальная медико-социальная и гуманитарная проблема ХХI века, которая затронула все мировое сообщество. В настоящее время, согласно статистическим данным, в мире диабетом болеют более 285 млн. человек. В Российской Федерации в течение последних лет по обращаемости зарегистрировано 2 млн. больных (примерно у 300 тыс. – диабет 1-го типа и у 1700 тыс. – диабет 2-го типа).
Чаще всего пациенты поступают в стационар по экстренным показаниям, так как не обращают внимание на состояние своего здоровья и игнорируют медицинские осмотры, тем самым усугубляя течение и развитие заболевания. Тем не менее, ежегодно у 13 % пациентов, поставленных на диспансерный учет, заболевание выявляется при проведении профилактических осмотров и диспансеризации населения.
Из-за недостаточной информированности о своей болезни 65% пациентов, поступивших в стационар, имели осложнения сахарного диабета, которые проявлялись в виде нарушения зрения – 20%, изменений со стороны сердечно-сосудистой системы – 10%, диабетической стопы – 10%, гипергликемической комы – 10%, изменений со стороны центральной нервной системы – 10% пациентов и 5% поступали в состоянии гипогликемической комы.
Введение
Школа здоровья представляет собой медицинскую профилактическую технологию, в основе которой лежит техника группового и индивидуального воздействия на пациентов, имеющих хронические соматические заболевания. Целью таких школ является информирование пациентов об их заболевании и формирование у них необходимых практических навыков, а также формирование приверженности лечению. Все это необходимо для предупреждения осложнений, снижения вероятности развития неблагоприятного прогноза, повышения качества жизни.
В ходе обучения пациент учится сохранять свое здоровье, ответственно относиться к нему. Пациенты имеют возможность задать волнующие их вопросы, получить медицинскую консультацию, поделиться проблемой, получить моральную поддержку группы.
В настоящее время во многих крупных клиниках функционируют самые разнообразные «Школы здоровья»: «Астма-школы», «Школы диабета», «Школы гепатита» и другие. Проводимые в течение ряда лет наблюдения подтверждают их эффективность.
Сахарный диабет (СД) – глобальная медико-социальная и гуманитарная проблема ХХI века, которая затронула все мировое сообщество. В настоящее время, согласно статистическим данным, в мире диабетом болеют более 285 млн. человек. В Российской Федерации в течение последних лет по обращаемости зарегистрировано 2 млн. больных (примерно у 300 тыс. – диабет 1-го типа и у 1700 тыс. – диабет 2-го типа).
Чаще всего пациенты поступают в стационар по экстренным показаниям, так как не обращают внимание на состояние своего здоровья и игнорируют медицинские осмотры, тем самым усугубляя течение и развитие заболевания. Тем не менее, ежегодно у 13 % пациентов, поставленных на диспансерный учет, заболевание выявляется при проведении профилактических осмотров и диспансеризации населения.
Из-за недостаточной информированности о своей болезни 65% пациентов, поступивших в стационар, имели осложнения сахарного диабета, которые проявлялись в виде нарушения зрения – 20%, изменений со стороны сердечно-сосудистой системы – 10%, диабетической стопы – 10%, гипергликемической комы – 10%, изменений со стороны центральной нервной системы – 10% пациентов и 5% поступали в состоянии гипогликемической комы.
2. Организация и проведение занятий в Школе здоровья «Сахарный диабет»
Школа здоровья создается как структурное подразделение на базе амбулаторно – поликлинического, больничного учреждения, центра медицинской профилактики. В Школу для обучения направляются больные сахарным диабетом.
При формировании групп учитывается однородность больных по степени тяжести болезни. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздрава России, Уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана.
Занятия проводит врач-эндокринолог или медицинская сестра эндокринологического отделения. Разработка тем занятий проводитсяв соответствии с приказом МЗРФ от 06.05.97 №135 Об унифицированных программах и наглядных пособиях для школ по обучению больных сахарным диабетом. А также учитывается Положение об организации деятельности кабинета «Школа для больных сахарным диабетом».
Одной из тем занятий обязательно должна быть тема о питании больного диабетом. На занятии обязательно должен быть рассмотрен вопрос о том, зачем нужна диета при сахарном диабете. Больной должен иметь четкое представление о том, что диета при диабете – самая важная часть лечения и самый трудный для выполнения пункт.
Важно правильно питаться. Уровень сахара крови прямо зависит от того, что человек ест. При неправильном питании глюкоза (сахар) в избытке накапливается в крови, а высокий уровень сахара крови – основной признак и основной разрушитель организма при диабете. Должны быть освещены главные правила питания при диабете: лучше всего организовать индивидуальное лечебное питание, которое должны назначать специалисты-диетологи. питание было полноценным.
Прием углеводов с пищей необходимо постоянно контролировать и учитывать.
Это главное для поддержания хорошего сахара крови. Подходит любой метод: подсчет, замена (хлебные единицы) или подбор под контролем сахара. Полезно также пользоваться гликемическим индексом. Для подслащивания можно применять заменители сахара в пределах разрешенных суточных доз. Это безопасно.
Заключение
Среди наследственных заболеваний человека одно из самых значительных мест занимают болезни обмена веществ. В настоящее время из 700 различных болезней этой этиологии для 200 из них установлена непосредственная причина – это генетические мутации, которые связаны с врожденной недостаточностью определенного фермента, что является большей частью причиной обменных расстройств. Выражением общего нарушения обмена веществ, обусловленного изменением интенсивности окислительных процессов, являются сдвиги в основном обмене, что приводит к нарушению белкового, жирового, углеводного, минерального и водного обменов.
Одним из наиболее распространенных заболеваний нарушений углеводного обмена является сахарный диабет – системное гетерогенное заболевание, характеризующееся повышенным содержанием глюкозы в крови (гипергликемией) и являющееся результатом дефектов секреции инсулина. Лечение и диагностика болезни не могут быть решены без выяснения причин, стадий и механизмов его появления и развития. Поэтому изучение биохимических и генетических особенностей сахарного диабета, выявление роли наследственной предрасположенности к нему является актуальной проблемой современной медицины и биологии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Балаболкин М. И. Диабетология : учебник / М. И. Балаболкин. – М. : Медицина, 2000
2. Верткин А. Л. Сахарный диабет. М.: ЭКСМО-Пресс, 2015.
3. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) // Глобальный доклад по диабету. URL: https://who.int
4. Гайдаров Г.М., Бардымова Е.В. К вопросу о заболеваемости сахарным диабетом в Иркутской области // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2012. Т. 110. № 3. С. 90-92.
5. Дедов И. И. Генетическая гетерогенность и клинико-метаболические аспекты сахарного диабета с аутосомно-доминантным наследованием (тип MODY) у детей и подростков / И. И. Дедов, О. В. Ремизов, О. В. Петеркова // Педиатрия. – 2000. – № 6. – С. 77–83
6. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринский уход в терапии. Участие в лечебно-диагностическом процессе: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 544 с.
7. Медико-генетическое консультирование в семьях больных сахарным диабетом 1 типа : методические рекомендации / И. И. Дедов, Т. Л. Кураева, В. А. Петеркова, В. В. Носиков, А. С. Сергеев. – М., 2000
8. Сахарный диабет у детей и подростков / И. И. Дедов, Т. Л. Кураева, В. А. Петеркова, Л. Н. Щербачева. – М. : Универсум Паблишинг, 2002.
9. Удовиченко О.В., Мешков Д.О., Берсенева Е.А. Анализ нормативно-правовой базы организации амбулаторной помощи пациентам с поздними осложнениями сахарного диабета // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. № 6. С. 360-365.
10. Фадеев П. А. Сахарный диабет : справочное пособие / под ред. П. А. Фадеев. – М. : Мир и образование, 2009
11. Хетагурова А. К. Роль среднего медицинского персонала в повышении качества медицинского обслуживания пациентов с сахарным диабетом // Сестринское дело. 2012. № 1. С. 29
12. Шестакова М.В., Суркова Е.В., Майоров А.Ю. Обучение больных сахарным диабетом 2 типа: руководство. М.: Перспектива, 2007. 116 с.