Фрагмент для ознакомления
1
Введение
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования
1.1. Типы речи в русском языке
1.2. Понятие о стилистической окраске слов и предложений
2. Практические аспекты решения проблемы исследования
2.1. Реализация текстового подхода в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы
2.2. Обучение функционально-смысловым типам текста на уроках русского языка
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Это определяется недостаточной разработанностью методической системы в лингводидактике, направленной на развитие у младших школьников умения создавать высказывания определенного типа дискурса. По мнению автора, реализация принципа коммуникативной направленности позволяет привлечь внимание учителя к формированию текста, к компонентам синтаксиса текста как к объекту самостоятельного изучения, целью которого является развивать речь младших школьников. Закрепляя в сознании младших школьников общие свойства всего текста и отличительные черты, учитель формирует умение строить тексты разных типов.
Главное, что должны усвоить младшие школьники, это то, что выбор характера описания зависит, прежде всего, от его цели и основной мысли. Для уточнения этой особенности можно обсудить с детьми различные художественные описания, которые они собрали. Восприятие текста при обучении любому языку, в том числе и русскому, начинается со знания единиц текста, с понимания значений лексических и грамматических конструкций.
На необходимость обучения младших школьников самостоятельному составлению текстов, как метапредметному и предметному результату изучения русского языка в школе, указывается и в новых государственных образовательных стандартах начального образования. Одним из основных мероприятий, направленных на оптимизацию процесса усвоения функционально-смысловых типов текста на уроках русского языка младшими учащимися, являются эффективные упражнения, разработанные и построенные на научных принципах и выполняемые в определенной системе.
При разработке дидактического материала следует учитывать принцип согласованности различных аспектов языка, чтобы любое задание было содержательно связано с изучаемой темой.
Цель исследования – выявить особенности методики обучения созданию текстов различных типов речи и определенной стилистической направленности.
Объект исследования – типы речи.
Предмет исследования – методика обучения созданию текстов различных типов речи и определенной стилистической направленности.
Задачи исследования:
1. Дать определение типам речи.
2. Дать характеристику стилям текста.
3. Выявить особенности текстового подхода к обучению детей коммуникативным навыкам.
4. Выявить особенности методики обучения созданию текстов различных типов речи и определенной стилистической направленности.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абайдельданова М.К. Системно-деятельностный подход при обучении русскому языку в группах с нерусским языком обучения // Интернаука. 2016. № 1-2 (1). С. 38-39.
2. Арефьева С.А., Подосинникова А.Н. Реализация текстового подхода в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ; - Электронный документ – https://science-education.ru/ru/article/view?id=5951 (дата обращения: 17.12.2022).
3. Ахмедов Г.И., Магомедова Т.И. Русский язык в контексте мультилингвизма: компетентностная парадигма обучения//Наука. Мысль. 2015. № 11. С. 15-19.
4. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. М.: Владос, 2007. 520 с.
5. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Юрайт, 2013. 250 с.
6. Головина Л.С. Формирование речевой культуры инофонов на региональном материале: анализ и обобщение результатов анкетирования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 78-81.
7. Дзусова Б.Т., Теблоева З.Б. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 4043.
8. Доронкина С.К. Текстоориентированный подход в обучении русскому языку //Образование в современной школе. 2011. № 11. С. 1921.
9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Л.: ЛКИ, 2010. 264 с.
10. Клеменчук С.В. Использование проблемных вопросов и ситуаций при обучении русскому языку //Альманах современной науки и образования. 2008. №4-1 (11). С. 89-91.
11. Кучиева Л.А. Сущность функционального подхода к изучению связного текста в его методическом аспекте//В сборнике: Современные технологии обучения. Сборник статей. Владикавказ, 2002. С. 27-32.
12. Кучиева Л.А., Ногаева С.Е.Обучение тексту на уроках русского языка в начальной школе. функциональный подход. Учебно-методическое пособие/Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт». Владикавказ, 2016.
13. Муратова Н.Б. Развитие языковой личности младшего школьника в процессе внеурочной деятельности: Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 2009. 20 с.
14. Полуэктова С.И. Из опыта работы по индивидуальному обучению русскому языку ребенка из семьи с неродным русским языком // Вестник Воронежского института развития образования. 2018. № 1. С. 56-61.
15. Попова Э.Ю. Коммуникативный подход в обучении русскому языку детей-мигрантов //Лингвокультурология. 2008. № 2. С. 178-183.
16. Пудовкина Н.В., Мечик И.А. Продуктивное обучение как условие формирования языковой личности обучаемого //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 96-98.
17. Усмонов Р.А. Функционально-смысловые типы речи в текстах публичного характера //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2010. № 6. С. 41-45.
18. Щетинина А.В. Роль культурологического контекста в обучении русскому языку //Педагогическое образование в России. 2012. №6. С. 139-143.