Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Важную роль в экономике страны занимает малый и средний бизнес. Если в стране не развивается предпринимательство, то можно с уверенность сказать о том, что экономическая ситуация в этой стране оставляет желать лучшего. При этом довольно сложно заниматься становлением и развитием бизнеса в современных условиях.
Если рассматривать данный вопрос в рамках российского государства, то нельзя не сказать о том, что Россия еще совсем недавно перешла на рыночный путь развития. Данное обстоятельство стало необходимостью организационно-экономических новаций во всех сферах деятельности. В первую очередь это коснулось сферы малого и среднего предпринимательства, ведь именно развитие данного направления в первую очередь позволило наполнить рынок товарами, создать новые рабочие места, расширить существовавший круг собственников.
Для того чтобы более подробно представить себе результаты подобных действий достаточно обратиться к результатам полученным иностранными государствами которые имеют значительный опыт развития малого и среднего бизнеса. В частности, во всех европейских государствах малому и среднему бизнесу уделяют значительное внимание.
Благодаря малым и средним предприятиям зарубежным странам удается улучшать темпы экономического роста, структуру и качество ВВП. Именно в данном направлении работают наиболее предприимчивые и талантливые люди, которые создают необходимую стране атмосферу конкуренции, решают те проблемы, которые не могут быть решены в раках деятельности более крупных формирований.
При этом, несмотря на преимущества предприятий малого и среднего бизнеса они также имеют довольно слабые места. В первую очередь здесь речь идет о достаточно невысокой величине капитала компании. В большей степени компании подобного рода на первых этапах финансируют себя самостоятельно и только по прошествии некоторого времени, когда компания становится успешной и вызывает к себе доверие она может получить необходимую поддержку. На первых этапах развития коммерческие организации неохотно поддерживают отношения с подобно рода компаниями и государство не всегда оказывается готовым идти навстречу предпринимательскому сектору.
Малым и средним предприятиям довольно сложно существовать период экономических кризисов, многие фирмы в это время закрываются в отличии от крупных компаний, которым гораздо проще переложить ответственность на потребителей.
Именно по этой причине что столь важно разрабатывать новые методики развития малого и среднего бизнеса в России.
Целью исследования заключается в рассмотрении опыта развития малого и среднего бизнеса в России.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность малого бизнеса, как основу развития экономических отношений в обществе;
- изучить нормативно-законодательную базу в сфере малого бизнеса;
- отразить анализ, статистику тенденций в деятельности малого бизнеса;
Объектом исследования является сфера малого бизнеса.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами малого бизнеса.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. Малый бизнес как основа экономических отношений в обществе
Важную роль на ранке, как отечественном, так и зарубежном, играет малый и средний бизнес. Именно по этой причине данное явление играет столь важную роль в экономике любой страны.
В первую очередь хотелось дать некоторое представление о малом и среднем бизнесе. Под малым бизнесом понимается сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.
При этом в РФ к малому бизнесу принято относить предприятия с ограниченной численностью работающих: в промышленности и строительстве – до 100 чел.; в научно технических и сельхозпредприятиях – до 60 чел.; для организаций оптовой торговли – не более 50 человек; розничной торговли – до 30 чел. Данные стандарты не всегда совпадают с теми что применяются за рубежом. Так, в Европе предел для малой фирмы – 300 работников, а в США – даже 500. Что касается предприятий среднего бизнеса, то здесь нет точного определения. В данной ситуации применяется метод исключений. Речь идет о фабриках, заводах и т.д., которые чаще всего входят не в крупные объединения и государственные корпорации.
Что касается Российской Федерации, то здесь к категории предприятий малого бизнеса также относят микропредприятия (микробизнес, которым занимаются индивидуальные предприниматели, имеющие и не имеющие статус юридического лица).
Малый и средний бизнес должны рассматриваться по той причине, что оба этих явления играют важную роль для развития экономики. В частности, если сравнивать малые предприятия с крупным бизнесом, то можно отметить, что крупные фирмы не стремятся к созданию новых рабочих мест, а наоборот сокращают их за счет автоматизации производства. Малые предприятия готовы к созданию новых рабочих мест, предоставления возможности трудоустроиться тем, кто на протяжении долгого периода времени занимается поиском работы. К тому же малые и средние предприятия обычно ориентированы на удовлетворение массового спроса на товары широкого потребления, а значит, именно они способны помочь решению проблемы инфляции, инфляционной неустойчивости российской экономики.
Сектор малого и среднего бизнеса играют важную в любой развитой хозяйственной системы и без данного фактора невозможно говорить о целостном развитии общества и государства. Конечно, крупные компании также играют важную роль и государства также стараются поддерживать крупный бизнес, но тем не менее подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Связано это с тем, что большая часть национальных ресурсов существует и циркулирует именно в секторе малого предпринимательства.
Нельзя не отметить социальную значимость для государства подобного рода предприятий. Как известно, в современных условиях довольно сложно найти высокооплачиваемую работу. Тем не менее, предприятия малого и среднего бизнеса регулярно нуждаются в приеме на работу сотрудников, либо в связи с расширением, или ее переквалификацией. Да и сами руководители подобных предприятий также считаются трудоустроенными. Помимо этого основная часть потребителей обращаются за помощью именно в такие компании.
Экспертами Академии Masterforex-V было проведено исследование, в ходе которого удалось выяснить преимущества малого бизнеса над крупным. В данном случае речь идет о следующих причинах:
Появление новых рабочих мест. Согласно существующей статистике и ленте новостных изданий, больше половины рабочих мест создается именно для мелкого предпринимательства. Именно по этой причине роль подобных организаций имеет столь важное значение в кризисные периоды или на территориях, где существуют серьезные проблемы с занятостью населения. Можно с уверенность говорить о том, что малый бизнес помогает выживать в трудные времена миллионам, а значит, способствует ослаблению социальной напряженности в обществе.
Эффективность малых фирм. Не каждому известно, что фирмы подобного рода отличаются высокой степенью капиталовложений. В качестве примера можно привести ситуацию которая касается того обстоятельства, что в сфере малого бизнеса в США она почти в 9 раз выше в сравнении с крупным бизнесом. В данном случае речь идет о технологическом секторе малого предпринимательства. В данной ситуации вполне логично говорить о том, что в последнее время в США более половины всех инноваций были произведены именно в этом бизнесе. Согласно статистическим данным, в малых организациях внедряется в 17 раз больше нововведений и разработок, чем на крупных предприятиях. В целом на Западе на высокотехнологичный сектор приходится до 60% от общего объёма малого бизнеса.
Видимо с тем связан всевозрастающий интерес к «японской модели» взаимодействия между малым и крупным бизнесом. В данном случае речь идет о тех обстоятельствах, когда вокруг более крупных предприятий создаются мелкие фирмы, которые выступают в роли поставщиков комплектующих, производят ремонтные работы и следят за развитием рекламы.
Прибыльность. Не для кого не является секретом, что прибыль малого бизнеса значительно выше крупного в том соотношении, что с каждого вложенного доллара или евро его инвесторы получают больше доходов, чем инвесторы крупных производителей. Именно данное обстоятельство
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017)) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014). [Электронный ресурс], - режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157188
Источники литературы
2. Большие законы в поддержку малому бизнесу, 2011. [Электронный ресурс], - режим доступа: //http://www.o-nedvizhimosti.ru/category/biznes/bolshie-zakony-v-podderzhku-malomu-biznesu/ (дата обращения март 2018 год)
3. Васнев С.А. Статистика предпринимательства и малого бизнеса. [Электронный ресурс], - режим доступа: //http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/part-020.htm (дата обращения март 2018 год)
4. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник / Г. С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
5. Гавриленко А. Как начать свой бизнес // "Молот", №19-20, 2012
6. Думай о малом бизнесе больше, чем… о населении // Альянс Медиа,2010 год (дата обращения март 2018 год)
7. . Колесов В.П. Международная экономика: Учебник. / В.П. Колесов, М. В. Кулаков. - М.: Экономика, 2009.
8. Кузин А.В. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России, 2012, №1. [Электронный ресурс], - режим доступа: /http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep12-01/346
9. Лебедева Л. США: малое предпринимательство как образ жизни. http://chelt.ru/2005/9-05/lebedeva_9-05.html (дата обращения март 2018 год)
10. Малое предпринимательство, как экономическое явление. 2012. [Электронный ресурс], - режим доступа: /http://e-biznes.ru/malyy-biznes/28-maloe-predprinimatelstvo-kak-ekonomicheskoe-yavlenie.html (дата обращения март 2018 год)
11. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014. [Электронный ресурс], - режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359(дата обращения март 2018 год)
12. Малый бизнес: зарубежный опыт. [Электронный ресурс], - режим доступа: //http://businessidei.com/interesnoe/277-malyjj-biznes-zarubezhnyjj-opyt.html(дата обращения март 2015 год)
13. Мировая экономика: Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Флинт, 2008
14. Некучаев С. О малом бизнесе в России. [Электронный ресурс], - режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=11598 (дата обращения март 2018 год)
15. Пиньковецкая С. Малое предпринимательство: некоторые закономерности, тенденции // "Вестник", 2012, №3(26). [Электронный ресурс], - режим доступа: http://smppartner.ru/all_news/statistika_malogo_biznesa_rossii_2012/
16. Совет федерации. Совершенствование качества законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства, 2012. [Электронный ресурс], - режим доступа: //http://rudocs.exdat.com/docs2/index-588139.html?page=14(дата обращения апрель 2012 год)
17. Шахматов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России. [Электронный ресурс], - режим доступа: //http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/18_2_98.htm (дата обращения март 2018 год)
Электронный ресурс
18. http://www.vdcr.ru/important/terminology/small-business.htm
19. http://www.nisse.ru/business/article/article_1536.html?effort=
20. http://www.rcsme.ru/common/totals.asp