Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Невроз, также известный как психоневроз или функциональное нервное расстройство, является широким термином, используемым для описания ряда эмоциональных и психологических расстройств, включая тревогу, депрессию и обсессивно-компульсивное расстройство. Концепция невроза изучалась в различных школах психоанализа, каждая из которых имеет свою уникальную перспективу и подход к пониманию и лечению невроза. В данном эссе будет рассмотрена концепция невроза в различных направлениях психоанализа, таких как классический, экспрессивный, экзистенциальный, объектно-ориентированный, социально-аналитический и нейропсихоаналитический психоанализ. В нем будет рассмотрено, как понимание невроза развивалось с течением времени, как его рассматривают различные школы психоанализа и как к нему относятся в каждом подходе. Это эссе прольет свет на различные аспекты невроза, а также на то, как меняется его понимание и лечение в различных направлениях психоанализа.
Различные направления психоанализа имеют уникальные взгляды на понятие невроза, а также различные подходы к лечению. Например, классический психоанализ, основанный Зигмундом Фрейдом, рассматривает невроз как результат подавленных сексуальных желаний и неразрешенных эмоциональных конфликтов. Экспрессивный психоанализ, напротив, подчеркивает роль эмоционального выражения и использования творческих техник, таких как искусство и драма, в лечении невроза. Экзистенциальный психоанализ, с другой стороны, фокусируется на поиске человеком смысла и цели в жизни, и как это связано с развитием невроза.
Объектно-ориентированный психоанализ подчеркивает роль раннего детского опыта и влияние социальной и культурной среды на развитие невроза. Социально-аналитический психоанализ фокусируется на роли общества, культуры и истории в развитии невроза. Нейропсихоанализ - междисциплинарная область, которая объединяет психоанализ с нейронаукой и биологией, чтобы понять взаимосвязь между мозгом и эмоциональными конфликтами и их связь с развитием невроза.
Кроме того, различные направления психоанализа используют разные методы и техники для лечения неврозов. В то время как традиционный психоанализ фокусируется на использовании свободных ассоциаций и толковании сновидений, более поздние разработки в этой области ввели новые методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия, подходы на основе осознанности и интеграция нейронауки и биологии.
Следует отметить, что понимание и лечение невроза сильно варьируется среди различных направлений психоанализа, поскольку каждое направление имеет свою уникальную перспективу и подход. Концепция невроза понимается по-разному и по-разному трактуется в разных направлениях психоанализа. Понимание различных аспектов невроза и того, как он рассматривается и трактуется в различных школах психоанализа, может помочь специалистам в обеспечении наилучшего лечения для своих пациентов.
Стоит отметить, что хотя различные направления психоанализа по-разному смотрят на понятие невроза и имеют разные подходы к лечению, все они признают сложность и многомерность невроза. Ни одна из теорий или методов лечения не является взаимоисключающей, и они часто комбинируются для создания индивидуального плана лечения для пациента. Вот почему терапевту важно быть в курсе различных теорий, подходов к лечению и любых связанных с ними научных разработок в области психоанализа. Это может помочь ему адаптировать подход к лечению к конкретным потребностям и обстоятельствам пациента.
Кроме того, важно отметить, что психоанализ - не единственная форма лечения невроза, другие формы терапии, такие как когнитивно-поведенческая терапия, подходы, основанные на осознанности, и психофармакология, также эффективны при лечении невроза. Важно, чтобы терапевт работал в сотрудничестве с другими специалистами в области психического здоровья, такими как психиатры, и учитывал предпочтения и цели лечения пациента.
Наконец, важно понимать, что невроз, как и любое другое психическое расстройство, является сложным и многофакторным состоянием, которое может быть вызвано сочетанием генетических, биологических, психологических и социальных факторов. Поэтому очень важно применять целостный подход к лечению, учитывая все аспекты жизни пациента.
Отметим, что невроз - это сложное и многомерное понятие, которое по-разному рассматривается и трактуется в различных школах психоанализа. Однако различные подходы психоанализа могут быть объединены для создания более комплексного плана лечения пациентов. Специалистам важно быть в курсе последних исследований и разработок в этой области, работать в сотрудничестве с другими специалистами в области психического здоровья, а также учитывать предпочтения и цели лечения пациента.
Предметом данной работы является понятие «невроза» в психоанализе.
Целью данной курсовой работы является изучение психоаналитической теории невроза.
Задачи курсовой работы:
Изучение истории концепции невроза в психоанализе
Изучение концептуальных различий трактовки «невроза» в психоанализе и других психологических и психиатрических школах
Изучение теоретический и практической значимости психоаналитической теории «невроза» в исследованиях и клинической работе психологов и психотерапевтов.
Методы исследования:
1) изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
2) анализ научной литературы, учебников и пособий по психоанализу и др.
1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ НЕВРОЗА В ПСИХОАНАЛИЗЕ
1.1 Обзор этапов изучения понятия «невроз» в психоанализе
Изучение невроза в психоанализе имеет долгую и сложную историю. Термин "невроз" был впервые использован немецким психиатром Карлом Вестфалем в 1869 году для описания группы нервных расстройств, которые не имели четкой органической причины. Затем этот термин был принят Зигмундом Фрейдом и его последователями, которые использовали его для описания широкого спектра эмоциональных и психологических расстройств, включая тревогу, депрессию и обсессивно-компульсивное расстройство.
Первоначально Фрейд считал, что невроз вызван подавленными сексуальными желаниями, и предположил, что невротические симптомы являются формой символического выражения этих желаний. Он считал, что эти подавленные желания могут быть доведены до сознания через процесс свободных ассоциаций и что таким образом пациент может проработать и разрешить лежащие в их основе эмоциональные конфликты, что приведет к устранению невротических симптомов.
На заре психоанализа многие психоаналитики сосредоточились в основном на изучении неврозов и разработке методов лечения невротических расстройств. Но по мере развития психоанализа акцент сместился в сторону изучения других областей, таких как развитие эго, роль защитных механизмов, толкование сновидений и роль бессознательного.
Однако на протяжении всей истории психоанализа понимание невроза уточнялось и расширялось. В то время как традиционный психоаналитический взгляд на невроз подчеркивает роль подавленных желаний и неразрешенных эмоциональных конфликтов, более поздние разработки в этой области подчеркивают роль раннего детского опыта и влияние социальной и культурной среды на развитие невроза.[7]
Кроме того, современный психоанализ включил в себя нейронауку и биологию, поскольку стало понятно, что невроз - это не просто психологическое расстройство, но также имеет биологический и физиологический компонент. Это привело к появлению новых форм психоанализа, таких как нейропсихоанализ, который сосредоточен на понимании взаимосвязи между мозгом и эмоциональными конфликтами и их связи с развитием невроза.
Следует отметить, что история изучения невроза в психоанализе - это сложный и динамичный процесс, поскольку понимание и лечение невроза развивалось с течением времени. Изучение невроза продолжает оставаться важным направлением в психоанализе и играет значительную роль в формировании развития психоанализа как дисциплины.
Понятие невроза со временем претерпело значительные изменения, и теперь оно рассматривается как более широкий термин, включающий широкий спектр психических состояний, таких как тревога, депрессия и обсессивно-компульсивное расстройство. Более того, понимание того, что вызывает невроз, также менялось с течением времени. Если в раннем психоанализе основное внимание уделялось роли подавленных желаний и неразрешенных эмоциональных конфликтов, то более современные теории подчеркивают роль раннего детского опыта, влияние социальной и культурной среды, а также роль биологии и неврологии в развитии невроза.
Лечение неврозов также эволюционировало с течением времени. Ранний психоанализ в основном фокусировался на использовании свободных ассоциаций и толковании сновидений как средства доведения подавленных желаний до сознания. Однако в последнее время в этой области появились новые методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия и подходы, основанные на внимательности, а также интеграция нейронауки и биологии в лечение неврозов. Эти разработки значительно расширили спектр вариантов лечения неврозов и сделали их более эффективными.
Важно также отметить, что на изучение невроза в психоанализе повлияла и более широкая область психологии и психиатрии. Исследователи и практики в этих областях внесли значительный вклад в понимание невроза, а многие интегрировали идеи психоанализа в свои собственные теории и методы лечения.
История изучения невроза в психоанализе - это сложный и динамичный процесс, сформировавшийся благодаря вкладу многих исследователей и практиков. Понимание невроза эволюционировало, как и методы лечения, но он остается важнейшим направлением в психоанализе. Для профессионалов очень важно быть в курсе последних исследований и разработок в этой области, чтобы иметь возможность обеспечить наилучшее лечение для своих пациентов.
Концепция невроза подвергалась критике со стороны некоторых исследователей, практиков и теоретиков в этой области. Некоторые утверждают, что это понятие слишком широкое, и что оно объединяет широкий спектр психических заболеваний, которые принципиально отличаются друг от друга. Они также утверждают, что психоаналитический акцент на подавленных желаниях и неразрешенных эмоциональных конфликтах является чрезмерно упрощенным, и что в развитии невроза важны и другие факторы, такие как генетика и факторы окружающей среды. [12]
Другая критика заключается в том, что традиционное психоаналитическое понимание невроза, которое фокусируется на бессознательных процессах, может привести к длительному лечению, поскольку психоаналитический процесс направлен на раскрытие подавленных желаний и неразрешенных эмоциональных конфликтов, чтобы разрешить невроз.
Кроме того, по мере развития психоанализа и появления различных школ мысли понимание невроза и подход к лечению также менялись. Некоторые новые теории психоанализа уменьшили акцент на бессознательном и вместо этого подчеркнули роль раннего детского опыта и влияние социальной и культурной среды. Они также делают больший акцент на интеграции различных форм лечения для обеспечения наиболее эффективного лечения.
Психоанализ как терапевтический метод также подвергается критике за отсутствие эмпирических доказательств его эффективности. Хотя многие пациенты сообщают о положительных результатах психоаналитической терапии, существует ограниченное количество научных исследований, подтверждающих ее эффективность. Более того, некоторые исследования показали, что другие формы терапии, такие как когнитивно-поведенческая терапия, могут быть столь же или даже более эффективными в лечении некоторых видов неврозов.
Еще одним ограничением психоанализа является дороговизна и трудоемкость терапии. Традиционный психоанализ обычно включает в себя несколько сеансов в неделю, и для некоторых пациентов это может оказаться непосильной задачей. Поэтому специалистам важно принимать во внимание финансовые и временные ограничения пациента, когда они рекомендуют психоанализ в качестве варианта лечения.
В целом, изучение неврозов в психоанализе - это сложная и динамичная область, которая развивалась с течением времени и испытывала влияние различных дисциплин. Хотя традиционный психоанализ критикуют за отсутствие эмпирических доказательств, его дороговизну и трудоемкость, он по-прежнему остается ценным вариантом лечения для некоторых пациентов с неврозом. Специалистам важно быть в курсе последних исследований и разработок в этой области, а также рассматривать другие формы лечения, которые могут быть более подходящими для конкретных потребностей и обстоятельств их пациентов.
1.2 Современный этап изучения понятия «невроз» в психоанализе
На современном этапе психоанализа понятие невроза понимается в более широком контексте психики и ее отношений с окружающей средой. Невроз рассматривается не как отдельное расстройство, а как нормальная часть человеческого опыта, как результат конфликта между бессознательными желаниями индивида и требованиями окружающей среды.
Одним из ключевых аспектов современного понимания невроза является идея о том, что это не фиксированное состояние, а скорее нечто, что может меняться и развиваться с течением времени. Эта точка зрения подчеркивает важность непрерывного психоаналитического лечения, которое может помочь человеку понять глубинные причины своих симптомов и научиться более эффективно справляться с ними.
Кроме того, на современном этапе развития психоанализа больше внимания уделяется роли культурных, социальных и экономических факторов в развитии и поддержании невроза. Влияние этих факторов на психологическое развитие индивида и его способность справляться с требованиями окружающей среды рассматривается сегодня как важный фактор.
Современный этап психоанализа рассматривает невроз как нормальную часть человеческого опыта, который формируется под влиянием бессознательных желаний человека, требований окружающей среды, культурных, социальных и экономических факторов. Постоянное психоаналитическое лечение считается важным инструментом, помогающим людям понять симптомы невроза и справиться с ними
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волков Р.Л. Психоаналитическая теория невроза навязчивости (ОКР, обсессивно-компульсивный невроз) // Журнал практического психолога. – М., 2022. – Вып. 78. – С. 23-2
2. Гарбузов В. И., Фесенко Ю. А. Неврозы у детей; под ред. Вайполиной М. А. – М.: Каро, 2013. -336 с.
3. Гринсон Н. Н. Техника и практика психоанализа. – М.: Когито-центр, 2010. - 478 с.
4. Кайратбек С. Неврозы // Журнал практического психолога. – М., 2020. – Вып. 63. – С. 10-13.
5. Каплан-Солмз К., Солмз М. Клинические исследования в нейропсихоанализе; под ред. Тхостова А. Ш. М.: Академический проект, 2021. - 272 с.
6. Кохут Х. Анализ самости. Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности; под ред. Шапошниковой О. В.-М.: Когито-центр, 2017. - 368 с.
7. Куттер П., Мюллер Т. Психоанализ: введение в психологию бессознательных процессов; под ред. Белопольского В. И. М.: Когито-центр, 2011. - 384 с.
8. Ленэке К. Сексуальные преступления и симбиотические отношения. – М.: Академический проект, 2021. – 306 с.
9. Малер М. С., Бергманн А., Пайн Ф. Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуализация; под ред. Шапошниковой О. В. М.: Когито-центр, 2018. - 413 с.
10. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – М.: RUGRAM, 2013. – 426 с.
11. Николаев Е. Л., Суслова Е. С. Динамика научных исследований о неврозах в психоанализе // Вопросы психологии и психоанализа. – М., 2021. – Вып. 26. – С. 73-78.
12. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера. – М.: Бахрах-М, 2017. – 640 с.
13. Свядощ А. М. Неврозы и их лечение. – М.: RUGRAM, 2022. – 300 с.
14. Третьяк Л. Л. Практическая неврозология. – М.: Добросвет, 2019. – 308 с.
15. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М.: Академический проект, 2019. – 620 с.
16. Фесенко Ю. А., Худик В. А., Чурилов Л. П. Неврозы и стресс – М.: Фолиант (мед), 2018. –
17. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Сборник работ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 184 с.
18. Фрейд З. Введение в психоанализ. Сборник работ. – М.: АСТ, 2022. – 544 с.
19. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе; под ред. Масловой Е. М.: Питер, 2019. - 304 с.
20. Юнг К. Г. О психоанализе. – М.: АСТ, 2022. – 288 с.