Фрагмент для ознакомления
2
Глава I Формирование культуры межнационального общения
как социально-педагогическая проблема
1.2. Формирование межнациональных отношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема межнационального согласия весьма актуальна, ведь сегодня на первый план выходят ценности и принципы, необходимые для всеобщего выживания и развития:
• этика и стратегия ненасилия;
• идея толерантности к чужим позициям, ценностям, культурам;
• необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Причиной этого являются социальные проблемы в обществе, конфликты на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.
Часто говорят о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, главной ценностью которого является уникальная и неприкосновенная личность. Межнациональное согласие должно формироваться формированием хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире разных людей.
Проблема формирования межэтнических отношений является одной из самых актуальных на сегодняшний день в России, многонациональной стране с множеством различных и разнообразных культур. Поэтому воспитание в духе патриотизма, уважения и дружбы народов, веротерпимости отражает смысл и цели воспитательной деятельности по достижению согласия между людьми, воспитания как фактора интеллектуального и социального развития русского народа. В наше время невозможно сохранить мир, если мы не научимся понимать друг друга, взаимно уважать культуру других народов.
Формирование межнационального согласия в учебной и внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС НОО включает следующие шаги:
1. Формирование собственной культуры, ее истории, традиции, нравственных ценностей.
2. Воспитание чувства гордости за принадлежность к коренным народам, а также уважения к культуре других народов.
3. Развитие потребности в овладении родной культурой, культурой соседних народов и культурой межнациональных отношений.
4. Перевод нравственных знаний в нормы поведения, что возможно только при организации совместной общественно значимой деятельности, целью которой является развитие межнационального согласия.
Формирование культуры межнационального общения предполагает решение нескольких задач:
1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.
2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству своего и других народов.
3. Воспитание чувства национальной идентичности и уважение достоинства каждого человека, независимо от национальности.
4. Воспитание гражданственности и патриотизма.
5. Воспитание толерантности.
В структуре культуры как человеческой характеристики межнационального общения рекомендуется выделять следующие компоненты:
■ познавательный - знание и понимание норм, принципов и требований общегуманистической этики - таких как долг, ответственность, честь, доброта, справедливость, совесть и др.; проблемы теории и практики международных отношений;
■ мотивационный – стремление познакомиться с историей и культурой своего народа, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей;
■ эмоционально-коммуникативный - способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватная самооценка; самокритичность, толерантность;
■ поведенческо-деятельностный - контроль над своими эмоциями, способность объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и вероисповедания.
При организации работы по воспитанию культуры общения этносов педагоги должны знать и учитывать:
■ индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности семейного воспитания, семейной культуры;
■ национальный состав обучающихся в ОУ;
■ проблемы в отношениях между детьми, их причины;
■ культурные характеристики среды, этнопедагогические и этнопсихологические особенности культуры, под влиянием которых формируются межэтнические отношения между учащимися и семьями.
Изучая и анализируя ситуацию, педагоги ищут эффективные воспитательные формы формирования культуры межнационального общения учащихся, определяют конкретное содержание этой работы.
В интеллектуальной сфере культуры межнационального общения необходимо формировать объем, глубину и результативность знаний о культурных ценностях. Для этого используются воспитательные методы, такие как беседа, убеждение и др.
В эмоциональной сфере необходимо формирование характера нравственных переживаний, связанных с эмпатией к представителям других культур. Одним из таких методов является метод внушения.
Методами воздействия на мотивационную сферу ребенка являются методы стимулирования. Для формирования устойчивых привычек, связанных с толерантными отношениями, необходимо использовать различные коммуникативные упражнения (подбор ситуаций, методы коррекции, метод дилеммы, тренинги, организация различных мероприятий).
В сфере воли необходимо формирование нравственно-целеустремленных устремлений в осуществлении толерантного поведения: мужества, отваги, принципиальности в поддержку нравственных идеалов.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на развитие у детей навыков психической и физической саморегуляции, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам понимания собственного поведения и состояния других людей, формирование навыков понимания их собственного поведения и состояния других людей, навыков честного отношения к себе и другим людям. Одним из них является метод коррекции поведения.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность к нравственным поступкам, честному и добросовестному противостоянию действительности; способность судить о нравственности поступков; умение оценивать поведение современников, исходя из нравственных норм.
В экзистенциальной сфере необходимо развивать осознанное отношение к своим поступкам, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание нравственности в себе.
Метод дилеммы заключается в совместном обсуждении учащимися моральных принципов. Методом самовоспитания, соответствующим методу дилемм, является рефлексия, под которой понимается процесс осмысления индивидом того, что происходит в его собственном сознании.
Реализация любого метода формирования культуры межнационального общения предполагает использование комплекса приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся и индивидуальному стилю педагогической деятельности педагога.
Для повышения познавательной активности детей используются следующие методы обучения:
• детские упражнения по элементарному анализу и сравнению предметов (дома в различных странах, одежда разного климата и т. д.);
• задавать проблемные вопросы и самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
• наблюдение – живое взаимодействие с окружающим миром и природой, что способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;
• создание ситуаций в игре (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование моментов неожиданности (появление персонажа из сказки);
• использование игр-диалогов, циклов бесед;
• чтение художественной литературы, инсценировка, игровая инсценировка правил поведения в общественных местах;
• прослушивание музыки разных стран мира.
Формы работы:
• специально организованное обучение;
• индивидуальные занятия;
• совместная деятельность взрослых и детей;
• самостоятельная деятельность детей;
• целевые прогулки;
• беседы (индивидуальные, групповые);
• подвижные игры разных стран;
• задания (акции «Сделаем нашу планету чище», «Покормим птиц»);
• создание выставок, мини-музеев, альбомов, посвященных национальной культуре и традициям, мировой культуре;
• проведение мероприятий в свободное время, развлечения, отдых, театрализованные представления;
• обзоры, конкурсы, викторины;
• совместные вечера с родителями.
• основное - социальная реальность, понятная, доступная, личностно важная для младшего школьника (семья, школа, библиотека, музей и т.п.);
• коммуникация;
• предметы искусственного мира: игрушки разных национальностей, технические игрушки, национальные куклы;
• художественная литература, произведения устного народного творчества стран мира.
• изобразительное искусство стран мира;
• музыка стран мира;
• случайная информация, которую ребенок получил из общения со сверстниками, детьми старшего возраста, из собственных наблюдений за окружающей действительностью.
Пространственно-субъектная толерантная среда:
• произведения детских писателей и поэтов разных народов, произведения устного народного творчества разных национальностей;
• репродукции картин великих художников России и других стран;
• куклы в костюмах людей разных национальностей; народные игрушки;
• подборки подвижных и забавных игр народов мира, дидактических игр для развития детской толерантности;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаскалова Н.П. Модель мониторинга «Школы здоровья» с позиций системного подхода // Теоретические и методологические проблемы современных наук: матер. XVIII Междун. научно-практ. конф. – Новосибирск: ЦСРНИ, 2016.- 240 с.
2. Абдулатипов, Р.Г. Человек. Нация. Общество [Текст]/ Р.Г. Абдулатипов. — М., 201 — 224 с.
3. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы [Текст]/ B.C. Агеев. — М.: Издательство Московского университета, 2010. — 240 с.
4. Алиева, Б.Ш. Народничество и этнические аспекты. Экологическое воспитание 6-8 летних детей на педагогических традициях дагестанцев[Текст]/Б.Ш. Алиева // Развитие личности в образовательных системах Южно — Российского региона. Часть П. — Ростов Н / Д: Издательство РГПУ., 1997. — 406 с.
5. Амонашвили, Ш. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш. Амонашвили. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2009. — 418 с.
6. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды[Текст]/ Б.Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 2010. — 604 с.
7. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]/ Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2013. — 217с.
8. Асипова, Н.А. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников [Текст]/ Н.А. Асипова. — М, 2014. -108с.
9. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]/ Ю. К. Бабанский. — М., 2009. — 526 с.
10. Бабенко Л.С. Методы и приемы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе.- М., 1979.- Вып.14.
11. Бакланова, О.Н. Историческое краеведение как средство воспитания патриотизма и гражданственности [Текст]/ О.Н. Бакланова // История Отечества на рубеже веков: опыт, проблемы, пути, решения: Материалы межрегион, науч.-практ. конф., г. Оренбург, 28-29 марта 2001 г.: В 3 ч.. -Оренбург, 2010.-Ч.З.-С. 121-125.
12. Беловолов В.А., Беловолова С.П., Ушакова Е.В. Формирование конкурентоспособного специалиста — приоритетное направление деятельности факультета начальных классов // Подготовка конкурентоспособного специалиста на факультете начальных классов: матер. научно-практ. конф. — Новосибирск, 2007. — С. 7-19.
13. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст]/ Под ред. Божович Л. И., Благонадежиной Л. Б. — М., 2012. — 459 с.
14. Боровиков Л.И. Формирование интереса к музыкальному фольклору у первоклассников. Автореф. дис. … канд. пед. наук.- М., 1986.- 17 с.
15. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса[Текст]/ Ю.В. Бромлей. — М., 2013. — 483 с.
16. Бромлей, Ю.В. Этносоциологические процессы [Текст]/ Ю.В. Бромлей. — М.: Наука, 2011. — 512 с.
17. Введение в практическую социальную психологию [Текст]/ Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. — М.: Смысл, 2009. — 315 с.
18. Введение в этническую психологию [Текст]/ Под ред. Ю.П. Платонова. — СПб., 2010.-457 с.
19. Волжские сказки [Текст]/ Составители В.Н. Морохин, В.И. Вардугин. — Саратов: «Надежда», 2013. — 288 с.
20. Волков, Г.Н Воспитание учащихся национальной школы в духе дружбы народов. Воспитание в национальной школе [Текст]/ Г.Н. Волков. — М., 2009. — С.23-38.
21. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]/ Г.Н. Волков. — Чебоксары, 2014. — 168 с.
22. Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости[Текст]/З.Т. Гасанов // Педагогика. — 2001. — №4. — С.24-30.
23. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 — 2010 годы»: Гос. программа: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 422 от 11 июля 2005 г. N 422 // Красная звезда. — 2005. — 31 авг. — С. 2.
24. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Материалы II Всерос. фестиваля молодеж. инициатив[Текст]/ Всерос. выставоч. центр; Ком. по делам семьи и молодежи Правительства Москвы. — М.: Логос, 2002. -83 с.
25. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы[Текст]. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2013. -160 с.
26. Гольденбаум Г. Живой метод музыкального воспитания: изготовление свирели// Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973. С. 373-375.
27. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]/В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 2009. — 239 с.
28. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/В.В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 2010. — 544с.
29. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ. Монография [Текст]/ А.Н. Джуринский. — М.: Прометей, 2016. — 160 с.
30. Евмененко, Е.В. Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста[Текст]/ Е.В. Евмененко. — Ставрополь, 2013. — 232 с.
31. Жириков, А. А. Этнические факторы политической стабильности [Текст]/ А. А. Жириков. — М.: «Славянский диалог», 2009. — 160 с.
32. Захарова, А. В. Общая характеристика младшего школьного возраста как особого периода развития ребенка [Текст]/А. В. Захарова// Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. Сборник научных трудов. — М., 2009. — С.23 — 37.
33. Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированный подход к конструированию учебного плана в дошкольной образовательной организации // Теоретические и методологические проблемы современных наук: матер. XVIII Междун. научно-практ. конф. — Новосибирск: ЦСРНИ, 2016. — 240 с.
34. Зимняя, И. А. Педагогическая психология[Текст]/ И. А. Зимняя. — М., 2009. — 255 с.
35. Золотые мониста: Сказки и песни цыган [Текст]/ Пер. с цыган. Е. Друца, А. Геслера и В. Савельева; / Худож. В. Котанов. — М.: Современник, 2012. — 495с.
36. Идентичность и толерантность [Текст]/ Под ред. Н.М. Лебедевой. — М., 2012. — 143 с.
37. Измайлов, А.Э. Народная педагогика: Педагогическое воззрение народов Средней Азии и Казахстана [Текст]/ А.Э. Измайлов. — М: Педагогика, 2011. -256 с.
38. Кадиева, Р.И. Межнациональное общение в учебных заведениях многонационального региона [Текст]/ Р.И. Кадиева. — М., 2012. — 153 с.
39. Кадиева, Р.И. Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального региона[Текст]/Р.И. Кадиева // Развитие личности в образовательных системах Южно — Российского региона., часть II. — Ростов Н/Д: издательство РГПУ, 2017. — 412 с.
40. Касенова Н.Н. Особенности профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в поликультурном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 13.
41. Кукушкин, B.C., Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология [Текст]/ B.C. Кукушкин, Л.Д. Столяренко. — Ростов Н/Д: Феникс, 2012. — 448с.
42. Кулагина, С. Г. Поликультурное образование личности [Текст]/С.Г. Кулагина // Межкультурная коммуникация: Материалы регион, науч. конф. / Омский гос. ун-т.-Омск, 2014. — С. 18-20.
43. Кураков, М. О. Культура межнационального общения[Текст]/ М.О. Кураков //Педагогика. — 2012. — № 7-8 .- С.27-32
44. Латышина, Д.И. Этнокультурное образование: содержание и педагогические технологии[Текст]/ Д.И. Латышина// Профессиональное образование учителя начальных классов (Сборник статей). — Самара — Москва, — 2015. — С.91-99
45. Лебедева, Н.М., Стефаненко, Т.Г., Лунева, О.В. Межкультурный диалог в школе. Кн. 2. Программа тренинга [Текст]/ Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, О.В. Лунева. — М.: Изд-во РУДН, 2013. — 300 с.
46. Лопуленко, Н.А. Использование фольклора в воспитании толерантности у школьников (на примере пословиц народов России)[Текст]/ Н.А. Лопуленко // Толерантность и культурная традиция. / Под ред. М.Ю. Мартыновой. — М., 2012. — С.325-393.
47. Макеев, В.В., Малькова, З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы[Текст]/ В.В. Макеев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова// Педагогика. — 2015. -№4. — С.6.
48. Мардахаев Л.В. Основы общей, специальной и социальной педагогики учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университетов. – М., Тула, 2007.
49. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: словарь П.-Я. – М.: Перспектива, 2011.
50. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учеб. пособ. для студ. высш. учебн. завед. — М.: Перспектива, 2016. — 120 с.
51. Мусатова О.В. Особенности гендерного самосознания современных младших школьников // Гендерные исследования в гуманитарных науках: сб. ст. по матер. III Междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2015
52. На пути к толерантному сознанию[Текст]/ Отв. ред. А.Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2010.- 255 с.
53. Палаткина, Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников [Текст]/Г.В. Палаткина // Начальная школа. — 2013. — №11. — С. 65-72.
54. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Проф. Д.И. Латышиной. — М.: Гардарики, 2014. — 320 с.
55. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Челышева.- М., 1993.- С.174-228.
56. Четберн Т. Новые модели, новые отправные пункты, новые направления музыкального образования// Музыка в школе.- 1991.- № 1.- С. 14.