Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С научной точки зрения, одиночество – одно из наименее разработанных социальных понятий; это социально-психологическое состояние, которое характеризуется недостаточностью или отсутствием социальных контактов, поведенческой или эмоциональной неудовлетворенностью индивида, характером и кругом его общения.
Изучению одиночества в разное время было посвящены исследования (З. Фрейд , Н.Е. Покровский , Л.И. Анциферова , А.М. Дьяченко , Б. Чифтчи ).
Изучением чувства одиночества, его положительного и отрицательного влияния на личность занималось множество психологов, таких как: К. Ясперс, М. Бубер, П. Тиллих, К. Юнг, А. Маслоу, И. Ялом, Б. Миюскович, В. Франкл, А. Лэнгле, Э. Лукас. П. Тиллих отмечал в своих работах, что с одиночеством может справиться лишь тот человек, который способен вынести уединение.
На основе данных исследований и исследований других ученых были систематизированы следующие аспекты одиночества: религиозный, философский, социально-психологический, психоаналитический и т.д. Каждый аспект содержит в себе множество направлений, который по-своему рассматривают данную проблему. Выделение аспектов одиночества основано на выделении различных однородных групп (типов) одиночества и закономерностей одиночества на основе анализа таких групп.
В мире демографическая ситуация складывается таким образом, что с каждым годом количество людей пожилого возраста растёт, в то время как рождаемость снижается. Одиночество является социально-психологическим явлением, эмоциональным состоянием человека, которое связанно с отсутствием тесных положительных эмоциональных связей с людьми и / или со страхом потерять их из-за вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.
Целью данной работы является рассмотрение социально-психологических аспектов профилактики одиночества в кризисные периоды жизни.
Задачи:
- описать социально-психологические особенности людей в кризисные периоды;
- рассмотреть одиночество как социально-психологический фактор;
- изучить профилактику одиночества в пожилом возрасте.
1.1. Социально-психологические особенности людей в кризисные периоды
Кризисные периоды неотъемлемая часть человеческой жизни. Опыт, полученный в результате переживании кризиса, оказывает влияние на становление личности и жизненный путь. Возрастной кризис – это событие прерывающее или делающее вовсе невозможным привычное течение жизни человека. Кризис ставит человека в ситуацию необходимости решать задачи, связанные с приспособлением к изменившимся условиям существования. На сегодняшний день в научной среде психологами были выделены кризисные периоды носящие нормативный характер, через них люди проходят на протяжении всего жизненного пути.
На сегодняшний день в психологической литературе нет единого мнения на счет возрастных кризисов, какого их место и роль в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие протекает гармонично и бескризисно. Они рассматривают кризисы как ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, человек, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Термин «возрастной кризис» был введен Л. С. Выготским и определен
им как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. Ученый рассматривал возрастной кризис в качестве критерия возрастной периодизации. На определенных возрастных этапах протекают определенные кризисы, которые характерны для этого этапа личности. Он полагал, что когда развивается новое, то старое распадается .
Положения, выдвинутые Л. С. Выготским применимы для понимания закономерностей развития взрослых, они имеют ряд особенностей: нет привязанности к возрасту; к ним можно подготовиться; могут возникать внезапно в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека.
Среди отечественных исследователей, занимавшихся разработкой вопроса возрастных кризисов следует отметить Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.
В понимании А. Н. Леонтьева, следует развести понятия «критический период» и «кризис». Критический период в понимании ученого – неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую, где кризиса может и не быть при адекватном управлении извне процессом развития. Так кризиса можно избежать, если своевременно принять профилактические меры.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Абрамова Г.С., Возрастная психология. [Текст]: Уч. пособие для студентов вузов. / -4-е изд / Г.С. Абрамова. Академ. проект. - М. 2019
2) Анциферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психология старости и старения: хрестоматия: для студентов психологических факультетов высших учебных заведений / сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – Москва : Академия, 2003. – с. 119-127
3) Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский. Под. ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с
4) Брикунова О.О. Профилактика одиночества пожилых людей с применением природно-ресурсных технологий (на примере Иркутской области)//ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Материалы V международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию социальной работы в России. 2016. С. 59-60
5) Демидас А.В.Социальные аспекты влияния животных на психику и здоровье пожилых людей/А.В.Демидас// Основные парадигмы современного социально гуманитарного знания: материалы регион.науч.-практ.конф./Амурский гос. ун-т.- Благовещенск,2013.-С.172-176.
6) Дьяченко И. А. Социальные условия проживания как фактор переживания одиночества в пожилом возрасте // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - No 161. – с. 274-280
7) Епищева В.Р., Коновалова В.В., Чаусов Н.Ю. Одиночество в пожилом возрасте//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. Сборник научных трудов. 2019. С. 60-66
8) Козырева, П.М., Смирнов, А.И. Особенности возрастной структуры одиночества // Социологические исследования. – 2020. – No 9. – С. 56-69.
9) Никифорова С.В. Скандинавская ходьба в профилактике одиночества пожилых людей// ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Том Выпуск 16. 2018. С. 64-69
10) Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству //Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.). - М.:Прогресс, 1989.
11) Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. предисл.). М.: Прогресс, 1989. - 618 с.
12) Рачковская В.И. Одиночество пожилых людей как объект библиотерапии//ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕР. Сборник научных статей. Витебск, 2021. С. 240-243
13) Салаев Е.И., Ермилова А.В. Проблема одиночества пожилых людей в условиях пандемии коронавируса//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАУКИ И ПРАКТИКИ. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 276-283
14) Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции М.: "Фирма СТД", 2006. - 607 с.
15) Чифтчи Б. Одиночество пожилых людей как социальная проблема // Научный журнал. - 2018. - No2 (25). – 57-60
16) Янг Дж. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества / общ. ред. и предисл. Покровский Н.Е. - М.: Владос, 2002 – 552 с.