Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсового проекта обусловлена тем, что в настоящее время статус и престиж Российской армии имеет принципиальное значение. Общество по-прежнему негативно относится к военным. Основная функция армии ставится под сомнение. Это функция защиты. Как показывает практика, многие молодые люди призывного возраста стараются избегать службы в армии. Ряд причин способствует избеганию армии. Большинство молодых людей призывного возраста считают, что год, отпущенный на военную службу, можно использовать для продолжения учебы или получения опыта работы. Второй важной причиной уклонения от службы в армии является наличие «дедовщины» в российской армии.
Армия была неотъемлемой частью каждого народа с древних времен. Военные являются одним из основных элементов внутренней и внешней политики страны. Армия - это социальный институт, который веками функционировал в государстве и тесно связан с государством. Поэтому отношение к военным – неотъемлемая часть престижа страны.
Многие призывники считают военную службу издевательством, разрушающим личную жизнь военачальников, прослуживших более полугода-года. В настоящее время у российской армии много проблем. Поскольку молодежь не устраивает условия военной службы, а призывники не видят престижа и достоинств воинской службы, молодежь всячески пытается «уклониться» от военной службы, прибегая к различным методам.
Следует отметить, что среди молодежи, прошедшей службу, некоторые положительно относились к службе в армии. В армии воспитывают в себе любовь к Родине, послушание, возвращение к своим близким к тем, кто возмужал и возмужал, отдав долг Родине .
В глазах современной молодежи вопросы, связанные с военной службой, все больше отражаются в глазах современной молодежи в связи с глобальными изменениями в нашем обществе, политической ситуацией в России, военной напряженностью в научных исследованиях отечественных ученых. Работы классических социологов по этому вопросу можно рассматривать с нескольких точек зрения.
Первое направление отражает научно-социологический подход к молодежи как к особой социальной группе. Это направление нашло отражение в работах многих отечественных социологов. Среди них научные работы. А. Арбатов, О.М. Алексеенко, В.В. Алешина, Г.В. Атаманчук, М.В. Ахвелидиани, И.Н. Ашихмин, Д.Н. Бахрах и др .
Второе направление включает работы ученых, посвященные изучению динамики нравственных ценностей общества в целом и формированию духовного мира молодежи призывного возраста в связи с процессом смены поколений. В отечественной науке А.Ф. Ноздрачева, В.И. Добрынина .
В произведениях этих писателей отражен путь отечественной молодежи в поиске духовной опоры и социальной ориентации в современном мире.
Третье направление составляют труды ученых, в которых исследуются аспекты взаимоотношений армии с различными общественными институтами. Например, армии и общества, армии и политики, армии и демографическими данными общества. Характеристика и содержание компромиссов с этой точки зрения, способы их разрешения, которые затрагивают общественное мнение, ценность военной службы – все это ключевые аспекты данного направления. Данному направлению большое внимание уделял такие ученые как Е.А. Гришина, А.М. Глазунов, Д.И. Кабанов, В.Т. Лисовский .
Последнее, четвертое направление, представлено работами ученых и практиков, связанными с проблематикой ценностей в военной службе. Трансформации изучаемых ценностей в условиях меняющегося современного мира, а также восприятия этих ценностей молодыми людьми призывного возраста, традиционные мотивационно-смысловые ориентации военной службы – это основные факторы четвертого направления. Эту проблему рассматривали Р.П. Климентьев, И.А. Климов, А.В. Кудашкин .
Проблема исследования заключается в необходимости проведения социологического анализа отношения молодёжи к военной службе, для определения среды формирования этого отношения и условий возникновения тех или иных установок на военную службу и российскую армию вообще на современном этапе её функционирования как социального института.
Объектом работы выступает армия как социальный институт.
Предмет работы: отношение молодежи призывного возраста к службе в армии.
Цель: определить факторы формирования отношения молодежи к военной службы в рядах Российской армии.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения отношения молодежи к военной службе;
2. Разработать методолого-методические основы исследования факторов формирования отношения молодежи к службе в армии;
3. Проанализировать отношение молодежи к службе в армии на примере молодых людей призывного возраста.
Теоретико-методологическая основа. Исследования представлены общетеоретическими методами исследования и эмпирическими методами исследования. Среди методов сбора информации использовались следующие: Метод наблюдения – это непосредственное, целенаправленное и систематическое восприятие и регистрация социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях, сбор информации. Эксперимент (от лат. Experimentum ̶ испытание, опыт), познавательный метод, помогающий изучать явления действительности в контролируемых и управляемых условиях. В отличие от наблюдения за активным функционированием изучаемого объекта экспериментирование осуществляется на основе теории, определяющей постановку задачи и интерпретацию ее результатов. Метод опроса относится к устно-коммуникативному методу исследования и предполагает взаимодействие эксперта и клиента путем ответов на заранее сформированный перечень вопросов. В качестве основного подхода в исследовании использовался подход теории общественного мнения. Теория общественного мнения — достаточно широкое понятие, по мнению философов, политологов и социологов, попытка рассмотреть природу, роль и значение оценочных суждений людей относительно вопросов, событий и фактов в обществе. реальность.
Эмпирическая основа исследования. Эмпирической основой работы является собственное социологическое исследование автора, отражающее современное отношение молодежи призывного возраста к службе в армии. В работе использованы материалы и документы государственных органов Российской Федерации по военному делу, а также источники и научная литература по данному вопросу, материалы научных и рабочих конференций и периодических изданий. Мы также использовали статистические данные. «Исследование социальной среды формирования военно-служебного сознания у подростков». Количество участников опроса 100 респондентов. Основной метод сбора информации – анкетирование.
Структура курсового проекта состоит из введения, двух разделов,
заключения, списка источников и литературы и приложений.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К АРМИИ
Методологическая часть
Обоснования проблемы исследования. Формирование ценностей у молодежи в армии происходит в сложной обстановке. Социальная адаптация, ценностный плюрализм, все это усугубляет процесс самореализации личности в неоднородном обществе. Эта ситуация, как правило, приводит к двум особенностям. К национализму, провозглашающему патриотизм и выбор всех наций.
Следует отметить, что исторически в нашей стране вооруженные силы и вооруженные силы были больше, чем просто составной частью государства. В социально-этническом контексте, детерминированном российской и советской историей, армия воспринималась как важный элемент государства, определяющий период его истории, его могущество и независимость.
Молодые россияне прямо осознают важность сильной армии, но в то же время молодые люди, особенно призывного возраста, не хотят там служить.
Формирование ценностей у молодежи в армии происходит в сложной обстановке. Социальная адаптация, ценностный плюрализм, все это усугубляет процесс самореализации личности в неоднородном обществе.
Эта ситуация обычно приводит к двум функциям.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбатов, А. Военная реформа России: Состояние и перспективы [Текст] / А. Арбатов // Моск. Центр Карнеги. – 2013. – № 9. – С. 39 – 40.
2. Алексеенко, О. М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации : дис… канд. филос. наук. [Текст] / О. М. Алексеенко. – М., 2015. – 45 с.
3. Алешин, В. В. Социально-психологические аспекты формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся: дис… канд. психол. наук. [Текст] / В. В. Алешин. – М., 2011. – 47 с.
4. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика [Текст] / Г. В. Атаманчук. – М. : Эксмо, 2012. – 356 с.
5. Ахвелидиани, М. В. Телевидение в системе военнопатриотического воспитания: дис… канд. филол. наук [Текст] / М. В. Ахвелидиани. – М., 2012. – 52 с.
6. Ашихмин, И. Н. К вопросу об отношении студенческой молодежи к службе в армии. Сборник «Патриотическое воспитание молодёжи: проблемы и перспективы» [Текст] / И. Н. Ашихмин. – Орёл: ОрёлГТУ, 2013. – С. 135- 137.
7. Бахрах, Д. Н. Административное право России [Текст] / Д.Н. Бахрах. – М. : НОРМА, 2012. – 512 с.
8. Беловодский, В. А. Уклонение от военной службы как социальнопсихологическое явление: автореф. дис… канд. психол. наук [Текст] / В. А. Беловодский. – М., 2013. – 380 с.
9. Богатырев, Е. Д. Социальные факторы формирования духовного потенциала Вооруженных Сил. Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии: материалы науч.-теоретич. конф., г. Магнитогорск, 16 - 17 мая 2013 г. [Текст] / Е. Д. Богатырев. – Магнитогорск: ВУ, 2013. – 340 с. 64
10. Бровко, С. А. Военно-гражданские отношения: содержание, типология и особенности в России: дис… канд. филос. наук [Текст] / С. А. Бровко. – М., 2015. – 25 с.
11. Вагин, С. Н. Социальный институт армии в системе институциональных взаимодействий современного российского общества: дис… канд. философ. наук [Текст] / С. Н. Вагин. – Новочеркасск, 2012. – 64 с.
12. Ватолкин, Э. А. Проблемы и практика перехода военной организации России на новую систему комплектования (Научные труды ИЭПП № 75) [Текст] / Э. А. Ватолкин, – М. : Ин-т экономики переходного периода, 2014. – 225 с.
13. Вдовин, Ю. Н. Престиж военной службы (философскополитический анализ): дис… канд. философ. наук [Текст] / Ю. Н. Вдовин. – М., 2012. – 47 с.
14. Вишневский, Ю. Р. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования [Текст] / Ю. Р. Вишневский // Социс. – 2013. – №4. – С. 108-117.
15. Возжеников, А. В. Комплектование вооруженных сил на контрактной основе: современные проблемы и перспективы. Современное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности в России: материалы международной конференции г. Москва, 7 - 8 декабря 2013 г. [Текст] / А. В. Возжеников. – М. : МГПИ, 2015. – 129 с.
16. Волков, Ю. Г. Социология молодежи [Текст] / Ю. Г. Волков. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2011. – 418 с.
17. Глазунов, А. М. Развитие устойчивой жизненной позиции допризывной молодежи: военно-исторический аспект. Проект Евразия: Влияние партнерского взаимодействия на эффективность социальной адаптации молодежи: сб. науч. ст. [Текст] // А. М. Глазунов. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2014. – С. 40-45.
18. Глазунов, А. М. Российская армия как институт общества в современных условиях. Будущее России: стратегии развития [Текст] / А. М. Глазунов. – М. : КНОРУС, 2015. – 407 с.
19. Гришина, Е. А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности [Текст] / Е. А. Гришина. – М. : Социум, 2013. – 198 с.
20. Горшков, М. К. Прикладная социология [Текст] / М. К. Горшков. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 404 с.
21. Губин, В. А. Направленность молодежи на военнопрофессиональную деятельность [Текст] / В. А. Губин // Журнал Военноморского Флота. – 2014. – № 7. – С. 53-54.
22. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования [Текст] / И. Ф. Девятко. – М. : ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2012. – 450 с.
23. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования [Текст] / В. И. Добреньков. – М. : Инфра-М, 2012. – 470 с.
24. Давыдов, Д. Г. Социально-психологические особенности имиджа вооруженных сил России в молодежной среде: дис… канд. философ. наук. [Текст] / Д. Г. Давыдов. – М., 2015. – 52 с.
25. Демин, П. С. О престиже военного образования [Текст] / П. С. Демин // Социс. – 2013. – № 12. – С. 24-26.
26. Дерюгин, Ю. Н. Армия России: взгляд в ХХI век [Текст] / Ю. Н. Дерюгин // Социс. – 2015. – № 6. – С. 82-87.
27. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий [Текст] / С. Н. Иконникова. – СПб. : Питер, 2015. – 474 с.
28. Иудин, А. А. Социологический портрет призывника [Текст] / А. А. Иудин // Социологические исследования. – 2013. – № 11. – С. 57-58.
29. Кабанов, Д. И. Молодежь как носитель социальной проблемы − отношение к армии [Текст] / Д.И. Кабанов. – М. : ДашковиК, – 2012. – 308 с.
30. Крупник, А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей и его формирование в воинской среде: дис… канд. филос. наук [Текст] / А. А. Крупник. – М., 2015. – 47 с.