Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования. На современном этапе образования процесс обучения русскому языку сопряжен двумя противоречивыми явлениями: с одной стороны, конкретизация требований к выпускникам школы подразумевает приобщение личности к нормам родного языка (правильное правописание, грамотная устная речь) обуславливает подмену традиционных методов обучения новыми (инновационными), что должно напрямую интенсифицировать процесс обучения. С другой стороны, активная цифровизация системы образования, вызванная все той же модернизацией системы обучения, показала тотальную безграмотность современных «компьютерных» школьников.
Многочисленные исследования подчеркивают отсутствие у современных школьников орфографической грамотности. А ведь орфография является «ядром» всего русского языка. Выяснять причины данного явления довольно сложно: они могут быть вызваны индивидуальными, психологическими, социальными особенностями личности. Но нашего внимания заслуживает иное представление решения данной проблемы – реорганизация методического компонента, т.е. совершенствование процесса обучения орфографии в средней школе.
Поиск путей обучения орфографии школьников проходил на всем пути формирования орфографии как раздела русского языка. При изучении материала учащиеся должны научиться находить орфографические ошибки, выделять их опознавательные знаки, соответствующим образом применять правила правописания и проверять орфографическую сторону письма [10, с. 12]. Часто учащиеся применяют правило «на автомате», не в даваясь в его сущность. В результате при любом изменении ситуации, школьник теряется и совершает ошибки. Вот почему ученые, и учителя ищут новые и более эффективные подходы к организации учебного процесса для развития навыков письма.
Степень разработки темы исследования. Речь современных школьников превалирует использованием коротких фраз, жаргонизмов, умышленным сокращением слова, школьники стараются общаться наиболее просто. В результате чего часто они порождают искажение слова, как способ его трансляции.
Проблема орфографических нарушений как языковой игры рассматривается в ряде научных статей. Однако до сих пор в литературе не существует единой концепции анализа ошибок (эрративов), используемых в текстах разных направлений, и их функций для усиления значимости текстов.
Данная тема отражалась в работах таких исследователей, как И.И. Александровская, И.Г. Арзамасов, Ю.С. Бирюкова, Л. Витгинштейн, С.И. Голованова, Е.А. Земская, Е.А. Зюзина, С.И. Иваненко, А.И. Карасева, А.А. Козлова, Ю.А. Колесникова, С.М. Корнеева, Е.Б. Лебедева, И.Т. Ломаченкова, Е.В. Рочняк, В.З. Санников, А.А. Титова, Ю.В. Уткин, Е.Н. Филимонова, И.В. Цикушева, И.И. Черепанова и многие другие.
Таким образом, умышленное искажение графического облика слова как средство обучения орфографии вызвано несколькими причинами:
- социальной – совершенствованием качества обучения русскому языку в силу действующих требований к результатам обучения;
- психологической – поиска методов, сопряженных с личностью обучающегося (возрастными особенностями, личностными качествами, уровнем знаний;
- методической – поиска новых методов обучения орфографии с целью достижения целей и задач современного процесса обучения русскому языку.
Так как в поле нашего внимания находятся учащиеся средней школы, т.е. учащиеся с 5 по 9 классы, что по возрастной периодизации относятся к подростковому возрасту, то применение искажения графического облика слова как средства обучения орфографии, по нашему мнению, наиболее уместно и эффективно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александровская, И.И., Основные функции и ситуации применения языковой игры / И.И. Александровская, М.И. Заврагин, Е.Г. Светлакова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Филология и лингвистика. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 100–113.
2. Арзамасов, И.Г. Лингвистические подходы к исследованию понятия «языковая игра»/ И.Г. Арзамасов, И.И. Петрова, Л.Д. Сковородникова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 8. Русский язык и культура речи. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. – С. 33–46.
3. Аристова, Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т.А. Аристова //Начальная школа , 2012 - №1.- С. 24.
4. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе:Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2001 – 368 с.
5. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа.–1976. – № 4 – С.17.
6. Граник, Г. Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности / Г. Г. Граник // Вопросы психологии. – 1995. – № 3 – С. 35
7. Зюзина, Е.А. Искажение орфографии слова как стилистический прием (на материале прессы) / Е.А. Зюзина // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/iskazhenie-orfografii-slova-kak-stilisticheskiy-priem-na-materiale-pressy/viewer (Дата обращения: 07.01.2023).
8. Иваненко, С.И. Функции и виды эрративов в современном русском языке / С.И. Иваненко, Л.А. Никитина, О.О. Свердлова // Проблемы современной лингвистики. Сборник статей. Вып. 4. – Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2021. – С. 50–63.
9. Иванова, В. Ф. Современная русская орфография: учеб. пособие / В.Ф. Иванова. – М.: Высшая школа, 1991 – 192 с.
10. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии / В.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1975 – 176.
11. Ломаченкова, И.Т. Эрративы как современный языковой феномен: история происхождения и функции / И.Т. Ломаченкова, А.А. Храмова, С.В. Пилецкая // Вестник Новгородского государственного университета. – 2021. – № 12. – С. 44–58.
12. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в школе / Н.С. Рождественский. – М.: Владос, 1992 – 280 с.
13. Рочняк, Е.В. Вклад Л. Витгенштейна в становлении теории лингвистической философии / Е.В. Рочняк // Культура и цивилизация. – 2019. – № 6. – С. 31–37.
14. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 544 с.
15. Титова, А.А. Эрратив в речи подростков / А.А. Титова // Материалы VI международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». – [Электронный ресурс] https://school-science.ru/6/10/38426 (Дата обращения: 21.01.2022).
16. Цикушева, И.В. Феномен языковой игры как объект лингвистического исследования / И.В. Цикушева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 90. – С. 169–171.
17. Черепанова, И.И. Принципы изучения лексических единиц и грамматических конструкций, используемых для построения языковой игры / И.И. Черепанова, П.А. Рудницкая, Е.Е. Шилова // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2021. – № 8. – С. 50–62.