Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество предъявляет к человеку новые требования, которые не были актуальны еще несколько десятилетий назад. Происходит «переосмысление послушания, покорности, долготерпения как прежних ценностей нашего народа». На первое место выходят иные ценности, реализуемые в личностных качествах человека. И среди них активность, инициативность, самостоятельность, творчество. Самостоятельность как качество личности во многом определяет успех человека в самых различных сферах деятельности, служа развитию других сильных сторон личности.
Проблема самостоятельности личности была и остается в сфере научных интересов ученых, как классиков, так и наших современников.
В современном обществе наблюдается проблема отсутствия самостоятельности у всё большего количества подростков, которая во взрослом возрасте выражается в том, что ребенок становится неспособен к инициативности, принятию решений, коммуникативным связям с другими представителями социума.
При формировании самостоятельности у подростков решаются важные задачи развития не только приобретение знаний и умений на достаточно высоком уровне, но и умение учащихся самостоятельно ставить задачу, определять план и ее решения. При решении познавательных и практических действий формируются ценные качества активность, ответственность, целеустремленность, организованность. Опыт учителей определяет многообразие подходов к организации самостоятельной работы школьников через различные приёмы, виды и формы, что способствует формированию самостоятельности. При этом педагогический процесс становится не просто познавательным и интересным, но и продуктивным.
Развитие у подростков самостоятельности в процессе обучения и воспитания осуществлялось во все времена, при этом в качестве средств развития применялись различные виды деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая) и материальные объекты (учебники, самоучители, тренажеры). Самостоятельность является основной формирования творчества в деятельности субъекта. Творческая деятельность – это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.
Вопросы развития самостоятельности рассматривали многие исследователи. Самостоятельность изучали в связи с каким-либо видом деятельности А.С. Байрамов, И.С. Кон, В.Н. Максимова, Т.Н. Мальковская, Я.И. Левин, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половников, З.Ф. Пономарева, С.Я. Хозе и др.
Проблемами подросткового возраста занимались Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд.
Проблемой развития личности в подростковом возрасте занимались многие отечественные психологи и педагоги. Среди них можно отметить И. Кона, Д. И. Фельдштейна, Б. Д. Эльконина, М. Ю. Кондратьева и многих др.
Изучением влияния возрастных этапов личности на характер трудностей в поведении занимались такое исследователи как Л. С. Выготский, Л. Ф. Обухова, Х. Ремшмидт.
Объект исследования: самостоятельность у подростков.
Предмет исследования: театр как форма организации работы с подростками.
Цель работы: проанализировать возможности театра в работе с подростками для формирования самостоятельности.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить сущность понятия «самостоятельность», её критерии;
• Рассмотреть психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
• Определить потенциал театрального искусства в развитии самостоятельности подростков.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех пунктов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития самостоятельности подростков в условиях театрального объединения
1.1 Сущность понятия «самостоятельность», её критерии
Чтобы изучить проблему развития самостоятельности детей подросткового возраста, необходимо, прежде всего, определить само понятие «самостоятельности», механизмы её формирования. В толковом словаре русского языка Н. Ю. Шведовой и С. И. Ожегова приведены следующие значения слова «самостоятельный»:
1) существующий отдельно от других, независимый;
2) решительный, обладающий собственной инициативой;
3) совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.
Согласно мнению отечественных мыслителей Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, «самостоятельность» — это способность личности к критическому мышлению, пониманию и принятию окружающей среды, воспитанию стойких убеждений, высоких идеалов с целью изменения своего поведения. Анализ данных подходов показывает, что многие исследователи предпринимают попытки выделить наибольшее количество различных факторов, дабы определить условия, средства формирования самостоятельности и прийти в этом вопросе к единому мнению. Предлагается к рассмотрению анализ пяти компонентов самостоятельности:
1. Круг общения и система знаний.
2. Освоение методов мыслительной деятельности.
3. Приобретение определенных организационных технологических навыков.
4. Волевая целеустремленность.
5. Формирование направленности личности на решение задач, связанных с ее потребностями.
А. Ребер утверждает, что самостоятельность является чертой поведения, а проявление самостоятельности определяется внутренними факторами психологической природы человека, а не внешними факторами окружения . В.П. Зинченко утверждает, что самостоятельность важна для успешного решения различных задач и вопросов .
В свою очередь, В.И. Шапарь пишет, что самостоятельность – это ответственность в отношении человека к своему поведению, умение действовать сознательно и в знакомой обстановке, и в новых условиях, которые требуют принятия нестандартных решений. Е.Г. Баранов подчеркивает, что самостоятельность является чертой характера, которая позволяет человеку построить свое поведение вне зависимости от группового давления, от принятых в обществе стереотипов. Самостоятельность, по мнению автора, может проявляться в саморегуляции, принятии решений, целеполагании, взаимоотношениях с людьми .
С.Л. Рубинштейн отмечал, что самостоятельность человека заключается не только в способности выполнить задания, но и в способности самостоятельно ставить перед собой задания и цели, а также определять направление своей деятельности . Н.Г. Дайри подчеркивает, что самостоятельность необходимо рассматривать в широком смысле слова - от характера мышления, до самостоятельности человека в целом . Автор утверждает, что самостоятельность является качеством, способностью критически рассматривать явления жизни, видеть возникающие задачи, способность находить варианты их решения, действовать инициативно, стремиться к открытию нового. Важно уметь различать самостоятельность, в которой человек является автором поведения, и самостоятельность как саморегуляцию или самоконтроль.
С точки зрения отечественной психолого-педагогической науки самостоятельность является важнейшим качеством личности человека. А.С. Макаренко особым образом подчёркивал его значение в процессе детского развития при подготовке проблемных подростков к взрослой жизни .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академ, проект, 2014
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Мысль, 2001.
3. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000
4. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Журнал «Виноград». 2010. №37. С.20-23.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С. Выготский; [Послесл. В. В. Давыдова]. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
6. Выготский, Л.С. Психология. / Л.С. Выготский – М.: ЭКСМО-Пресс, 2010
7. Гамов, Н.И. Самооценка подростка как психологическая проблема. / Н.И. Гамов – М: Просвещение. 2014
8. Дайри Н. Г. Основное усвоить на уроке: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987
9. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е.В. Емельянова. – СПб.: Речь, 2014
10. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993
11. Зинченко В.Н. Воспитание самостоятельности у детей 5-го и б-го года жизни в процессе занятий по рисованию: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. , 1986.
12. Кон И.С. Психология самостоятельности. Педагогика здоровья. М.: Знание, 1992. – с. 232
13. Кондратьева С.В. Учитель-ученик. -М.: Педагогика, 2014
14. Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В. А. Кручинин, Е. А. Булатова; Нижегорск. Гос. Архит. Строит. Ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2010.
15. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2014. – С. 449–501.
16. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч. в 8 т. М., 1987. Т.7. С. 203-208
17. Маркова А. К., Матис Т. Д., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения (психология обучения подростка) - М.: Педагогика, 2010
18. Менумеров В.А. Педагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе: дисс. … канд. пед. наук. Кострома, 2002
19. Неймарк М. С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2011
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.
21. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 2012.