Фрагмент для ознакомления
2
Методика преподавания русского языка рассматривается в ряду педагогических наук. Ее нередко рассматривают в качестве прикладной науки, по причине того, что она, базируясь на теории, ориентирована на решение практических задач воспитательного, развивающего и обучающего характера.
Методика преподавания русского языка изучает процессы обучения обучающихся родному языку, предполагая усвоение ими знаний о языке, формирования языковых и речевых умений и навыков. Методика родного языка базируется на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о взаимосвязи языка и мышления.
Данная работа направлена на изучение приемов и методов обучения русскому языку обучающихся старших классов, в частности был сделан акцент на формировании коммуникативной компетенции в рамках формирования и развития навыка написания письменных творческих работ. Актуальность данной работы обоснована тем, что в связи с развитием информационных технологий и виртуальной коммуникации, которые, по большей части, не предусматривают ситуаций устного общения, школьники характеризуются низким уровнем коммуникативной компетенции. Для современного российского образования задача формирования развитой языковой личности в процессе урочной деятельности, в том числе, и на уроках русского, является главенствующей. Работа с текстом, умение выделять главное, формулировать проблему, авторскую позицию, приводить аргументы, подкрепленные примерами – основная задача уроков, ориентированных на развитие речи и подготовку к сочинению. Выбор и актуальность данной темы также определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку.
Проблема исследования – состоит в поиске ответа на вопрос как именно организовать поэтапную и эффективную работу, направленную на формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся старших классов, применяя вариатив педагогических средств на уроках русского языка.
Целью нашей работы является изучение методических подходов обучающихся старших классов на уроках русского языка с целью формирования коммуникативных компетенций.
Были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать лингвистическую и методическую литературу с целью описания методик обучению русскому языку;
2. Проанализировать лингвистическую и психолого–педагогическую литературу по теме методов формирования коммуникативных компетенций на уроках русского языка;
3. Определить основные принципы и этапы сформированности коммуникативных компетенций в старших классах;
4. Предложить примеры работ, направленных на развитие коммуникативных компетенций учеников старших классов.
Объект исследования данной курсовой работы – процесс формирования коммуникативных компетенций на уроках русского языка в старших классах.
Предметом исследования является методика обучения сочинению–рассуждению в школах как способа формирования и развития коммуникативных компетенций у обучающихся старших классов.
Гипотеза исследования: системное использование памяток и алгоритмов, различных упражнений по работе с текстом, предложенных в процессе исследования будет способствовать развитию коммуникативных компетенций обучающихся старших классов на уроках русского языка.
Методологическая основа исследования состоит в исследовании подходов по формированию коммуникативной компетенции и развития речи школьников Баранова М.Т. , Быстрова Е.А. , Ладыженской Т.А ., Леонов С.А .
Основные методы исследования:
1.теоретический анализ психолого–педагогической и лингвометодической литературы по проблеме формирования коммуникативных компетенций на уроках русского языка в старших классах;
2. подбор вариативных алгоритмов, памяток и упражнений, направленных на развитие коммуникативных компетенций в 9 классе.
3. качественная и количественная интерпретация результатов исследования
Элементы научной новизны и теоретическая значимость исследования состоят в обобщении и систематизации основных психолого–педагогических и лингвометодических подходов к особенностям формирования коммуникативных компетенций в старших классах на современном этапе развития методики преподавания русского языка через реализацию ФГОС.
Практическая значимость исследования: заключается в конкретизации и обобщении основных теоретических положений по использованию алгоритмизации в процессе формирования коммуникативных компетенций на уроках русского языка в старших классах.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы из 35 источников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе. // «Русский язык в школе» –1979, №3, 89с.
2. Баранов М.Т., Ипполитова Т.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
3. Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка. // «Русский язык в школе» –1979, №4, 134с.
4. Борисова, Ю. С. Связный текст на уроках русского языка / Ю. С. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 648-654. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36320/ (дата обращения: 14.01.2023).
5. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ, № 1, 1996.– 288с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6–ти т. Т.5/ Под ред. Т.А. Власовой. – М.,1983 – 368с.
7. Головин Б.Н. Основы теории речевой культуры. М., 1988.– 245 с.
8. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М., 2007 – 120с.
9. Давоян, О. Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / О. Н. Давоян. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3714/ (дата обращения: 14.01.2023)
10. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов–на–Дону, 2002 – 439с.
11. Дереклеева Н.И. Мастер–класс по развитию творческих способностей учащихся. – М., 2018 – 224с.
12. 3агвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация – M., 2010 – 192с.
13. 3анков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1996.– 426с.
14. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И.Г. Захарова. – 4–е изд. – М., 2018 – 192с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов – М., 2009 –384с.
16. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс. – М., 2004 – 390с.
17. Кирилина Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средство повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 6. – С. 82–88; URL: https://top–technologies.ru/ru/article/view?id=23276 (дата обращения: 11.01.2023).
18. Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/ (дата обращения: 14.01.2023).
19. Лимонцева, Г. В. История и современность психолого-педагогических взглядов К.Д. Ушинского / Г. В. Лимонцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2423/ (дата обращения: 14.01.2023).
20. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению: Речевые жанры. Книга для учителя. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М, 2005–176с.
21. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно–практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов на Дону, 2008 – 256с.
22. Леонов С.А. Литература. Интегрированные уроки. 8–9 классы: Пособие для учителя. –М., 2007 – 176с.
23. Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. - М., 1991
24. Мурина Л.А., Литвинко Ф.М. Типы и структура уроков русского языка (структурно-типологические черты уроков). – Минск, 1988.
25. Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования. – СПб., 2016 –58с.
26. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. –М., 2003 –16с.
27. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001 – 272с.
28. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2014– 272с.
29. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий 2015 –284с.
30. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Опыт лингвистического анализа текста. – М., 2013 – 347с.
31. Хаустова, В. Н. Элементы творчества на уроках русского языка / В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко, В. М. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54528/ (дата обращения: 14.01.2023)
32. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы образования. //«Народное образование» 2013–121с.
33. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. – М., 2015– 94с.
34. Шамова Т.И. Избранное. – М.: Центр, изд–во, 2014. – 320с.
35. Шалаева, С. Ю. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в игровой форме / С. Ю. Шалаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 279-283. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84921/ (дата обращения: 14.01.2023).
Интернет-источники:
1. Демо-ОГЭ 2023 – URL: https://ctege.info/teoriya-oge-po-russkomu-yazyiku/plan-i-primeryi-sochineniy-oge-po-russkomu-yazyiku.html ( дата обращения 15.01.2023)