Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Планирование охраны окружающей среды – это установление норм и стандартов на компоненты природной среды (чистоту воздуха, воды и т.д.), поддержание которых осуществляется путем планового перевода предприятий на менее вредные технологии или посредством передислокации и закрытия части предприятий, особенно резко изменяющих среду жизни [1].
Одна из доктринальных эколого-правовых дефиниций исследуемого понятия дается в юридическом энциклопедическом словаре применительно к планированию природопользования как определение основных направлений использования всего комплекса природных ресурсов или их отдельных видов; показателей их развития, достижения определенных уровней; улучшения состояния, качества окружающей среды [2].
Важно отметить, что чем выше уровень развития рыночных отношений, тем больше роль и значение планирования природоохранной деятельности. При этом оно проходит через видоизменение и совершенствования форм: на место директивных планов приходят планы-прогнозы и целевые экологические программы, которые подразделяются на комплексные или по отдельным природным ресурсам (объектам), в целом по стране или же по отдельным регионам.
Определение, сформулированное с учетом основных ресурсных элементов планирования: ориентированная на перспективу система мер и мероприятий по природопользованию и охране природы, осуществление которых обеспечивается необходимыми ресурсами и направлено на решение определенных экологически значимых задач, связанных с выполнением соответствующих требований экологического законодательства [3].
При привязывании планирования природоохранной деятельности необходимо выделить три наиболее существенных элемента. Первый – определение задач планирования. Субъект, решающий задачи, поставленные планом, должен иметь четкое о них представление. Второй элемент – определение системы мер и мероприятий, которые бы позволили решить поставленные планом задачи. И третий элемент – выбор оптимального набора ресурсов, которые потребуются для исполнения второго элемента: материально-технических, финансовых, людских, временных и так далее. При этом одну из важнейших ролей играет фактор оптимальности, который является определяющим в вопросе эффективности экологического планирования.
Значение планирования в эколого-правовом механизме определяется посредством выявления (установления) функций, выполняемых им. Основными такими функциями являются:
- упорядочивание деятельности по природопользованию и охране природы. Происходит посредством координации усилий и использования необходимых средств (ресурсов) в территориальном, отраслевом или производственном масштабах;
- системное видение и подход к решению задач, предопределенных требованиями законодательства в данной сфере. Наиболее оптимально задачи могут быть решены путем использования всех необходимых ресурсов;
- выявление и концентрация необходимых, требуемых ресурсов на достижении целей. Достигается за счет осуществления необходимых мер организационного, финансового, материально-технического и иного характера. Как и системный подход, концентрация оптимальной системы этих ресурсов являются условием, фактором эффективности.
- обеспечение решения задач и достижения целей во времени. И соответственно решается общая задача эффективного исполнения требований экологического законодательства и формирования общественно полезного экологического права.
Основная часть
Глава 1. Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов
1.1 Теоретические и методологические аспекты планирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов
Свое развитие планирование природоохраны получило с принятием комплексных законов об охране природы с середины 1950-х—в 1960-х гг., а окончательное закрепление нормы о плановых мероприятиях в обозначенной сфере приобрели в 70-х гг. XX в., поскольку вопросы охраны природы и рационального использования природных ресурсов были выделены в самостоятельный раздел в системе документов государственного народно-хозяйственного планирования [4], а также получают свое развитие активные формы планирования деятельности в сфере природоохраны и рационального использования природных ресурсов (в том числе перспективные и годовые планы проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; схемы комплексного использования и охраны вод; территориальные комплексные схемы охраны природы и т. д.).
1.1.1 Содержание, формы и принципы планирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов
Научное обоснование лежит в основе эффективного планирования взаимодействия общества и природы, а также в принятии комплекса мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В планирование природопользования входит разработка и реализация программы по использованию природных ресурсов максимально рациональным образом, а также вопросы охраны окружающей среды.
Повышение экономической эффективности общественного производства и рост материального уровня жизни народа должен быть непосредственно связан с экономным использованием разнообразных ресурсов с обязательным обеспечением равновесия в окружающей среде. Это обусловлено тем, что природные ресурсы в значительной степени определяют экономический потенциал государства. Исходя из этого, природные ресурсы должны быть включены в систему экономического и социального планирования развития предприятий, регионов и народного хозяйства в целом.
В основе системы планирования рационального природопользования лежат общеметодологические положения планирования экономического и социального развития национального хозяйства страны. Они должны приводить к разработке научно обоснованных путей и направлений рационального использования природных ресурсов. В понятие научно обоснованных путей входят постоянное постоянное совершенствование методологии планирования воспроизводства, рационального использования и охраны природных ресурсов, исходя из общих задач развития народного хозяйства, достигнутого уровня научно-технического прогресса и действия экономических законов развития общества.
Методология планирования природопользования включает совокупность целей и задач, принципов и методов, систему показателей, виды планов и программ, информационную базу и нормативы, методы расчета показателей. Основная цель планирования природопользования — обеспечение рационального и экономного использования природных ресурсов и равновесия в природной среде в условиях постоянного роста эффективности производства.
Задачи планирования природопользования сводятся к следующим:
- обеспечение комплексного использования минеральных ресурсов, применение малоотходных и безотходных технологий переработки минерального сырья;
- обеспечение рационального использования и восстановление нарушенных и загрязненных земельных, водных ресурсов, растительного и животного мира;
- обеспечение равновесия в природной среде путем выполнения научно обоснованных предельно допустимых нормативов.
В основе принципов планирования рационального природопользования лежат требования объективных законов и действующего механизма организации хозяйственной деятельности. Ниже приведены основные принципы планирования рационального природопользования в условиях рыночной экономики и наличия различных форм собственности.
Принцип научности — объективность, системность, оптимальность, комплексность и целенаправленность планов. Планы и программы рационального природопользования разрабатываются на основе достоверной, объективной информации и всестороннего учета действия экономических законов. При этом учитываются новейшие достижения науки и техники, используются научно обоснованные нормы и нормативы, современные методы обоснования и оптимизации плановых решений и экономического стимулирования рационального природопользования.
Принцип единства интересов общества, коллективов предприятий и индивида заключается в учете и реализации интересов территориального, отраслевого и народнохозяйственного развития на предприятиях, в регионах и стране в целом. Народнохозяйственные и отраслевые интересы должны быть согласованы с интересами трудовых коллективов и населения данного региона.
Принцип непрерывности планирования и прогнозирования природоохранной деятельности заключается в разработке текущих планов и долгосрочных прогнозов, взаимоувязанных между собой и отражающих условия развития производства и состояние использования природных ресурсов и окружающей среды.
Важное значение имеет координация планов рационального природопользования соседних государств, обеспечивающая единство целей, требований к состоянию природной среды, и повышение эффективности природоохранной деятельности.
Система планирования природопользования включает в себя прогнозирование и оперативное регулирование. Прогнозирование природопользования заключается в разработке долгосрочных прогнозов состояния, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей среды. Главная функция прогнозирования в системе планирования — формирование научных предпосылок принятия плановых управленческих решений. Прогнозирование способствует повышению научной обоснованности планов.
Перспективные планы отражают темпы, пропорции и структуру потребления природных ресурсов и состояние окружающей среды в масштабе отдельного предприятия, отрасли, региона и национального хозяйства в целом. В них находят отражение балансы различных видов природных ресурсов, разрабатываются пути улучшения их использования, воспроизводства, выявления приоритетных направлений развития научно-технического прогресса, направленные на всемерное снижение потребления природных ресурсов на производство единицы продукции и обеспечение высокого качества окружающей среды.
1.1.2 Особенности планирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов
В основе планирования природопользования должен лежать анализ состояния природной среды и использования природных ресурсов. В результате этого анализа должен быть установлен как уровень использования природных ресурсов, так и имеющиеся резервы для дальнейшего улучшения состояния природной среды и улучшения использования природных ресурсов. На сегодняшний день именно технико-экономический анализ состояния природопользования позволяет повысить экономическую эффективность плановых решений, выявить имеющиеся резервы, снизить необходимые затраты на достижение нормативного качества природной среды и использовать природные ресурсы более рационально.
Различение в сведениях о поверхности земного шара и распределении на ней геологических явлений, климата, населения и пр. определенной систематичности приводит к возникновению теории географического детерминизма, которая представляет интерес для экономистов по причине моделирования в ней наличия строгих организаций для экономических ресурсов. Существование данной проблематизации в экономике обусловило и разработки различных методик оценки природных ресурсов, сопряженных с теорией географического детерминизма.
Для обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны недр и окружающей среды нужны не только натуральные, физические данные о количестве и качестве природных ресурсов, но и стоимостные.
Это обусловливается тесной зависимостью эффективности общественного производства от ценности вовлекаемых в производство природных ресурсов.
В свою очередь, общественное производство оказывает большое влияние на состояние окружающей среды, и поэтому важно оценить в стоимостном выражении ущерб, наносимый ей в результате производственно-хозяйственной деятельности.
Планомерное экономическое регулирование этих взаимных воздействий возможно только на основе стоимостных (денежных) оценок природных ресурсов, позволяющих объективно определить их роль и полезность в общественном производстве и важность для общества. В отличие от оценки в натуральных показателях денежная оценка обладает большей гибкостью и универсальностью. Она позволяет в обобщенном виде оценивать объемы природных ресурсов, улавливать различия в их качественных характеристиках и, когда это необходимо, сопоставлять и суммировать ресурсы различных видов.
Долгое время отрицалась возможность денежной оценки природных ресурсов в социалистических условиях. Это обосновывалось тем, что природные ресурсы, особенно полезные ископаемые и биосфера, не являются результатом человеческого труда и предметом купли-продажи и потому не могут иметь стоимостной денежной оценки. Такой подход к экономической (денежной) оценке природных ресурсов на деле означал утверждение их бесполезности и бросовости, что неправомерно. На практике это привело во многих случаях к хищническому использованию природных ресурсов и значительному загрязнению окружающей среды.
К настоящему моменту общество пришло к необходимости осуществлять экономическую оценку природных ресурсов в денежном выражении. Для решения этой проблемы используются работы К.Г. Гофмана.
Стоимостная (денежная) оценка природных ресурсов необходима для:
- количественного и качественного определения величины национального богатства, заключенного в природных ресурсах;
- обоснования расчетов (прогнозных, плановых, проектных) показателей их эксплуатации и сравнения вариантов принимаемых решений, рационального (оптимального) использования, потребления и восстановления природных ресурсов;
- оценки ущерба природе при освоении ресурсов, его последствий и эффективности природоохранных мероприятий.