Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Чтение представляет собой один из важных видов речевой деятельности, выступающий как средство обучения другим видам речевой деятельности и как способ получения различного рода информации. Чтение на иностранном языке является ведущим средством самостоятельной образовательной деятельности в изучении языка [9].
Учебный предмет «Английский язык» обладает значительными возможностями для формирования у школьников большинства универсальных компетенций, связанных с гибкими навыками, в том числе и в процессе работы над развитием навыков чтения.
Гибкие навыки (англ. soft skills) можно определить как личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Они приобретаются в результате дополнительного обучения и личного опыта и используются для дальнейшего совершенствования в профессиональной деятельности.
На сегодняшний день многие исследователи активно прорабатывают процесс формирования и развития у учащихся гибких навыков.
Все это привело к внедрению различных методов преподавания иностранных языков и созданию нового поколения учебных и обучающих комплексов. Теме обучения чтению на иностранном языке посвящен значительный объем исследований И. Н. Верещагиной, З. Н. Никитенко, М. С. Биболетовой и других методистов.
Навыки работы с тестами различных форматов, выполнение грамматических и лексических упражнений, отработка речевых действий (аудирование, чтение, говорение и письмо) и другие изучались как отдельно, так и в контексте различных педагогических технологий. Сегодня перед нами стоит еще одна задача: изменить вектор совместной программы развития и направить ее на формирование гибких навыков в рамках предмета обучения «Иностранный язык».
Актуальность и востребованность проблемы развития гибких навыков на уроке английского языка при обучении чтению обусловлена требованиями к современному выпускнику школы. На уровне высшей школы опыт формирования таких навыков в рамках обучения иностранному языку для специальных целей (English for special purposes (ESP)) был описан Е. В. Тихоновой, Л. К. Раицкой, Е. Н. Солововой [21]. В средней школе, несмотря на заявленные в ФГОС компетенции, развитию социальных навыков, тем более на межкультурном уровне, не уделяется должного внимания.
Объект исследования: процесс обучения чтению на английском языке в условиях общего образования.
Предмет исследования: методическая организация развития гибких навыков при обучении чтению на уроках английского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать и предложить комплекс упражнений для обучения чтению на уроках английского языка, направленных на развитие гибких навыков обучающихся.
Задачи исследования:
1) описать чтение как вид речевой деятельности;
2) выявить особенности развития гибких навыков на уроках английского языка;
3) проанализировать способы работы при обучении иноязычному чтению для развития гибких навыков обучающихся;
4) предложить комплекс упражнения для развития гибких навыков в процессе иноязычного обучения.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение методической, педагогической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические – разработка комплекса упражнений.
Методологической и теоретической базой исследования послужили теоретические основы и практические методики обучения чтению на иностранном языке (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Ф. М. Рогова, Ф. М. Рабинович, Е. Н. Соловова). А также работы исследователей в области развития гибких навыков в процессе обучения иноязычному чтению (Е. В. Тихонова, Л. К. Раицкая, Е. Н. Соловова).
Научная новизна исследования заключается в выявлении характеристик гибких навыков, формируемых у учащихся в процессе иноязычного обучения, рассмотрении технологий и форм их развития на уроках английского языка в общеобразовательной школе.
Практическая ценность исследования заключается в том, что представленные в нем результаты и разработанный комплекс упражнений могут быть использованы в практике обучения школьников навыкам чтения на уроках английского языка.
Структура работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются цели и задачи исследования, а также его теоретическое и практическое значение, указываются методы анализа.
В первой главе приводится характеристика чтения как вида речевой деятельности, приведены типы классификаций чтения. Рассмотрены основные подходы к раскрытию понятия «гибкие навыки», описаны их компоненты и процесс развития в процессе обучения английского языку.
Во второй главе представлены методические подходы к процессу организации обучения иноязычному чтению школьников среднего звена.
В заключении подводится итог проведенной работы, формулируются общие выводы исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брейгина, М. Е. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / М.Е. Брейгина, А.В. Щепилова / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 178 с.
2. Восторгова, Е. В. Модель диагностики и развития soft skills школьников в рамках подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior / Е.В. Восторгова Е.В., В.В. Михайлова, А. К. Сыщенко // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-diagnostiki-i-razvitiya-soft-skills-shkolnikov-v-ramkah-podgotovki-k-sorevnovaniyam-worldskills-junior (дата обращения: 23.03.2023).
3. Гальскова, Н. Д Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие для студентов / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 — 336 с.
4. Гальскова, Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам : учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. — Москва : КНОРУС, 2018. — 390 с.
5. Горецкий, В. Г. Дидактический материал к урокам обучения грамоте / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. – М.: Просвещение, 1982. – 63 с.
6. Клычникова, З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителей / З. И. Клычникова. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1983. – 207 с.
7. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. - Москва : Дрофа : Cambdridge university press, 2008. - 431 с.
8. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие / Е.А. Маслыко. - Минск: Выш. шк., 2004. - 522 с.
9. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – М., 1989. – 625 с.
10. Раицкая, Л. К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта / Л.Раицкая, Е. В. Тихонов // Вестник РУДН. Серия "Психология и педагогика". – 2018 – Т.15. - № 3. - С. 350-363.
11. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
12. Садыкова, Т. А. Обучение технике чтения на уроках английского языка в неязыковых вузах / Т. А. Садыкова // Евразийский союз ученых. – 2018. - № 1-2. – С. 68-70.
13. Фоломкина, С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке / Фоломкина С. К. // Иностранные языки в высшей школе. – 1971. – № 6. – С. 3-12.
14. Чечева, Н. А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку / Н. А. Чечева. – М.: Интернет-журнал "Мир науки", 2018 – № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf (дата обращения: 26.01.2023).
15. Чуланова, О. Л. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация / О. Л. Чуланова, А. И. Ивонина // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017 – №1 (28). – С. 53-58.
16. Шайхутдинова, Х. А. Работа в малых группах как эффективное средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка / Х. А. Шайхутдинова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019 – Т. № 1(41). – С. 139-156.
17. Цетлин, В. С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / В. С. Цетлин. – Москва: Просвещение, 1967. – 245с.
18. Яркова, Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т. А. Яркова, И. И. Черкассах // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, № 4. С. 222-234.
19. Canale, M. From communicative competence to communicative language pedagogy / M. Canale // Language and Communication / Ed. by J. Richards& R. Schmidt. – London : Longman, 1983. – P. 2-27.
20. Savignon, S. Communicative competence : Theory and classroom practice / S. Savignon. – Second edition. – N.Y.: McGraw-Hill, 1997. – 288 p.
21. Tikhonova E., Raitskaya L., Solovova E. Developing Soft Skills in English for Special Purposes Courses: The Case of Russian Universities [Электронный ресурс] // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM-2018. Sofia, 2018. Vol. 18. P. 223-232. https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/3.4/s13.028 (дата обращения: 27.02.2023).