Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что политико-правовые идеи, выраженные на страницах Священного Писания, недостаточно изучены в научной литературе. Между тем, значимость данной темы требует ее детального изучения.
Главная концепция христианства – воспитание человека в духе любви к Богу и к своему ближнему. Христианское учение представляет собой опыт взаимоотношений, в котором один человек дает силу другому, делясь знаниями, полученными от Бога. Построение данных взаимоотношений касается и общественного устройства, и нравственных законов, которыми должны руководствоваться люди в своей жизни.
Объектом исследования являются политические доктрины Ветхого и Нового Заветов. Предмет исследования – становление и развитие политико-правовых идей на страницах Священного Писания.
Цель настоящей работы заключается в проведении анализа становления и развития политико-правовых идей на страницах Ветхого и Нового Заветов.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать политико-правовые воззрения, отраженные на страницах Ветхого Завета.
2. Рассмотреть особенности политико-правовых идей в период вавилоно-персидского плена иудеев.
3. Проанализировать эллинистическое влияние на тексты Священного Писания.
4. Охарактеризовать особенности политико-правовых воззрений, отраженных в Книгах Нового Завета.
5. Проанализировать учение Иисуса о нравственных заповедях христиан.
Методы исследования: описание, аналитический метод, метод логического анализа, метод сбора фактов, метод контекстуального анализа.
Теоретическая значимость исследования обусловлена представлением в ней анализа становления и развития политико-правовых идей на страницах Священного Писания.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при изучении истории политических и правовых учений.
Методологическую основу работы составляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых отражены различные аспекты анализа Ветхого и Нового Заветов, а также содержатся сведения, связанные с важнейшими этапами истории Иудеи: В.А. Вахновича, И. Гафнии, Д.Г. Добыкина, А.А. Ковалевича, А.Б. Ковельмана и др.
Материалом исследования курсовой работы являются тексты книг Ветхого и Нового Заветов.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Во введении обоснованы актуальность, значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены особенности политико-правовых идей Ветхого Завета в различные периоды истории Иудеи. Во второй главе представлен анализ политико-правовой концепции, нашедшей отражение в Новом Завете, проведен анализ преемственности положений Ветхого и Нового Заветов. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
1. Политико-правовые идеи в Ветхом Завете
1.1. Модель особого откровения как форма передачи знаний о Законе Божием
Основы ветхозаветной веры содержатся в Книгах пророка Моисея, или Тора: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Согласно Ветхому Завету, строительство государства – это уход от Бога, продукт человеческого греха. Ветхим Заветом признается только теократия. Но первосвященники не считаются царями Земли.
Формой для выражения идей об организации жизни народов и законе для людей является особое откровение. Божественное Откровение в Книгах Ветхого Завета выражалось таким образом, чтобы оно было понятно современникам. Образ Божественного откровения пророкам можно проанализировать на примере Моисея и Аарона. Моисей был косноязычным, поэтому для того, чтобы возвещать народу волю Божию, нуждался в посреднике. Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который должен был стать устами Моисея при наставлении народа. Сведения об этом содержатся в книге Исхода.
Таким образом, назначение наставников в соответствии с положениями Ветхого завета – открытие людям Божьей воли и приведение их к познанию истины. Данная модель наставничества реализуется через особые Откровения.
Одним из самых ярких и значительных Откровений Ветхого Завета является Откровение при Неопалимой купине. Это Откровение Бога о самом себе. Оно нашло отражение в начале третьей главы книги Исхода. Господь явился Моисею на горе Синай и позвал его по имени. Моисей увидел пламя, охватившее куст, и свет. Свет, исходящий от пламени был одновременно и нематериальным, и земным. Пораженный увиденным, Моисей откликнулся на призыв Господа. Между ним начинается разговор. Господь говорит о Своей святости и призывает Моисея относиться к ней с благоговением. Далее следует откровение Бога о том, что им услышан вопль народа. Из милосердия Господь решает вмешаться в историю человечества и спасти Израиль. Это спасение будет осуществлено через Моисея.
Важнейшей составляющей анализируемого Откровения является утверждение святости Божией, которая требует благоговения перед ней. Поэтому Бог запрещает Моисею приблизиться к Неопалимой купине и повелевает снять обувь. Божия святость преображает все вокруг, она делает святой землю, на которой стоит Моисей. Господь говорит ему об этом. В дальнейшем утверждение святости Бога и необходимости благоговения перед ней многократно повторяется в книге Исхода. Это благоговение является врожденным свойством человека, важнейшей потребностью его души.
Далее Бог продолжает открывать Моисею истину о Себе. Он говорит о том, что он слышит вопли страданий людей, и они ему небезразличны. Таким образом, Господь предстает в Откровении в образе милосердного Творца, которому небезразличны людские страдания. Откровение позволяет понять, что Господь видит страдания людей, даже если они не обращаются к Нему с молитвой.
Следующие стихи содержат Откровение о милосердии Божием. Господь увидел страдания народа, услышал его вопль и идет избавить людей от страданий. Он вмешивается в человеческую историю, чтобы принести народу спасение.
Далее Господь раскрывает Моисею свой замысел спасения народа и поясняет роль самого Моисея. Он утверждает постоянство своего присутствия: «Я буду с тобою» . Таким образом, Моисей предстает прообразом Сына Человеческого, будущего Избавителя мира.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вахнович В. А. Иудаизм / В. А. Вахнович. СПб: Питер, 2006. 189 с.
2. Гафнии И. Евреи Вавилонии в Талмудическую эпоху / И. Гафнии. Иерусалим; М.: Гешарим; Мосты культуры, 2003. 234 с.
3. Добыкин Д.Г. Наставник и наставничество в Священном Писании / Д.Г. Добыкин // Окружной этап Международных Рождественских образовательных чтений «Межрегиональные Знаменские образовательные чтения» (Северо-Западный федеральный округ), 13-15 декабря 2012 г. Традиционные ценности и современный мир: материалы конференции / Аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО [и др.]. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012. С.28-32.
4. Книги Ветхого Завета UPL: http://bibliya-online.ru › vetkhiy-zavet / (дата обращения: 28.01.2023)
5. Книги Нового Завета UPL: http://bibliya-online.ru › novuy-zavet / (дата обращения: 28.01.2023)
6. Ковалевич А.А. Ветхозаветное учение о Премудрости Божией в соотнесении с новозаветной логологией / А.А. Ковалевич // Христианское чтение. 2019. №3. С.141-151.
7. Ковельман А. Б. Эллинизм и еврейская культура / А. Б. Ковельман. Иерусалим; М.: Гешарим; Мосты культуры, 2007. 305 с.
8. Крылов А.В. Иоанн Креститель: импульс первоначального христианства / А.В. Крылов // Вестник Московского Университета, сер. 13. Востоковедение. 1998. № 4. С. 61-76.
9. Очерки по истории еврейского народа / под ред. проф. С. Эттингера. Тель-Авив: Ам овед, 1972. 388 с.
10. Священная Библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). [7-е изд.]. Санкт-Петербург; Владивосток: Изд.: Владивостокская епархия РПЦ, 2015. 736 с. / Ч. 1. Ветхий Завет. 328 с.
11. Сират К. История средневековой еврейской философии / К. Сират. Иерусалим; М.: Гешарим; Мосты культуры, 2003. 408 с.