Фрагмент для ознакомления
2
Для глухих детей формирование навыков диалогического общения является одним из условий социальной адаптации и успешного взаимодействия с окружающими. Проблема формирования речевых навыков общения у младших школьников с нарушениями слуха становится все более актуальной. Разговор как средство общения крайне необходим учащимся, однако анализ текущего разговорного коммуникативного статуса учащихся показывает недостаточный уровень развития разговорного общения.
Современное общество предъявляет требования к качеству школьного образования, к организации учебного процесса, которые способствуют социализации обучающихся, в том числе и с особыми образовательными потребностями. Усиление внимания к воспитанию школьников с нарушенным слухом ориентирует направление образовательной деятельности на приобретение знаний, умений и навыков, а также на развитие личностных качеств, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе для слабослышащих детей предполагает повышение уровня коммуникативного развития учащихся, значимость которого для ребенка с особыми образовательными потребностями подчеркивается целым рядом специалистов в области сурдопедагогики (P.M. Боскис, И.М. Гилевич, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, К.Г. Коровин и др.).
В связи с этим, формирование навыков диалогического общения слабослышащего ребенка выступает как одно из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими.
В современных психолого-педагогических дисциплинах большое внимание уделяется рассмотрению вопросов, связанных с формированием навыков диалогического общения у детей с нарушениями слуха. Существенный уровень сформированности диалогического общения способствует адаптацию личности ребенка. Поиски в этом направлении проводились Р.Д. Бабенкова, В.З. Базаев, Н.Г. Быкина, П.М. Бош, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, В.Н. Зайцева, Т.С. Зыкова, А.О. Костанян, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Б.В. Сермеев и другие глухие и слабослышащие дети вносят значительный вклад в содержание обучения и воспитания, в разработку основ подготовки таких детей к активной самостоятельной жизни.
Ранняя диагностика и исследование психолого-педагогических условий развития диалогического общения у младших школьников, особенно детей с нарушением слуха, имеет первостепенное значение в предупреждении проблем, которые могут возникнуть в процессе обучения и воспитания. Большую ценность для данного исследования представляют работы многих ученых о формировании личности в младшем школьном возрасте. Следует отметить таких ученых, как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Генковский, М.И. Лисина, И.Г. Малкина-Пых, В.С. Мухина, Т.А. Репин, Д.Б. Эльконин и др.
Поэтому необходимо развивать навыки диалогического общение у глухих младших школьников. Следует отметить, что психолого-педагогические условия для этого процесса недостаточно разработаны.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования навыков диалогического общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования: процесс формирования навыков диалогического общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования навыков диалогического общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирования навыков диалогического общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях: включен в совместную деятельность педагога и детей комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на развитие диалогического общения у детей младшего школьного возраста; обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и атрибутами, стимулирующими процесс общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха; организована работа с родителями по проблеме активизации проявлений диалогического общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития диалогического общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития диалогического общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арушанова О.А. Организация диалогического общения детей младшего школьного возраста с нарушением слуха при инклюзивном обучении со сверстниками // Дошкольное воспитание, 2015. №8. – с. 151-161.
2. Алексеева М. М., ЯшинаБ. И. Методика развития речи и обучения родному языку детей младшего школьного возраста с нарушением слуха при инклюзивном обучении, - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 408 с.
3. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха при инклюзивном обучении в игре, М.: «Скрипторий 2013», 2015. – 336 с.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. -М.: ACADEMA, 2015. – с 424.
5. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Изд-во «Советский спорт», 2004.-304 с.
6. Воробьева В. К. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. М., 2016. – с 231.
7. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.: изд. АН СССР, 2015. – 154 с.
8. Выготский Л. С. Основы дефектологии СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 656 с.
9. Гербова П. В. Занятия по развитию речи// Образование, 2014. -№3. – с. 178-180.
10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Образование, 2015. – с. 191-193.
11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., Педагогика, 1986. – 320 с.
12. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – с 42.
13. КрыловаН. П. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2015. – с.104-108.
14. Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / И.А. Кумова. -Ростов н/Д, 2004. - 142 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – 304с.
16. Лямина Г.Е. Особенности развития речи детей/ Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2016. – с.149-152.
17. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 2016. – 257с.
18. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 2015. – 136с.
19. Назарова Н. М. К вопросу о теоретических и методологических основах инклюзивного обучения [Текст] // Образование. Екатеринбург, 2015. № 2. – С. 112-114.
20. Пеньевская К. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Образование, 2015. – С. 113-117.
21. Программа и методика развития речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха при инклюзивном обучении / Автор- составитель Ушакова О. С. М.: АПО, 2015. – 163с.
22. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016.- 600 с.