Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Динамичный характер современной жизни подразумевает огромный поток информации, который современный человек воспринимает ежедневно. Часть информации передается с помощью шрифта, обладающего разнообразными функциями: с одной стороны — это средство эстетического и художественного оформления носителя информации, а с другой — в полиграфии является одним из важнейших средств оформления любой печатной продукции. Сам по себе
шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма, одинаково хорошо реализованную как эстетически, так и технически во всем комплексе знаков. Именно поэтому качество и художественная выразительность композиция каждого произведения графического искусства или монументально -декоративного произведения во многом зависит от их шрифтовой композиции , а также от характера и детальной прорисовки выбранного шрифта, потому что
характер рисунков знаков каждого конкретного текста зависит от знаний , профессионального чутья и опыта конкретного автора. Профессионализм последнего определяется владением навыками композиции и умением грамотно использовать художественную выразительность того тут иного шрифта, которая определяется соотношением элементов букв между собой, а также комбинацией основных геометрических форм.
XXI век не принес графическому дизайну и другим областям искусства сколь-нибудь существенных потрясений и революционных преобразований. Среди исследователей и художников-практиков основным художественным направлением, определяющим сегодня форму и содержание типографического искусства, принято называть постмодернизм , зародившийся еще полвека назад. Сегодняшняя форма постмодернизма многообразна и визуально сложная. В этом контексте шрифтовой плакат, например, получает все большее распространение в виде торговой рекламы, оформленной в форме постеров, буклетов, листовок и брошюр. Не секрет, что качество этих предметов различается: от высоко художественных, до самого низкого качества, связанного как с отсутствием композиции изображения, так и с выбором вида начертания букв текста, их пропорциями и общей композицией. Из сказанного можно сделать вывод о том, что " культура шрифта — важная и неотъемлемая часть общей художественной культуры своего народа, своего времени, своего стиля. Каждый новый шрифт создается художником именно для удовлетворения изменяющихся потребностей художественной культуры"[ ]
Шрифт, также, как и композиция являются одним из важнейших художественных средств, которыми необходимо овладеть художнику-дизайнеру.
В этом кроется актуальность заявленной темы. Для решения поставленной задачи — выявления особенностей построения шрифтовой композиции был использован эмпирический метод изучения и анализа материалов, относящихся к теме шрифтов и композиции, в том числе сравнение и обобщение полученных данных.
Объектом исследования — шрифт
Предмет исследования — особенности композиции шрифта, необходимые для создания художественного образа текста.
Цель исследования — раскрыть средства выразительности шрифтовой композиции для использования в ВКР.
Задачи исследования:
1. Проанализировать генезис шрифтов и композиции.
2. Исследовать средства выразительности в шрифтовой композиции.
3. Сформулировать основные положения, необходимые для выполнения шрифтовой композиции в ВКР.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации теоретических положений, касающихся художественной выразительности композиционного построения шрифтового текста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, научные и методические материалы и рекомендации будут использованы в ВКР.
Структура курсовой работы состоит из 5 частей: введения, двух глав, каждая из которых завершается выводом, заключения и списка использованной литературы и Интернет источников.
ГЛАВА I. ШРИФТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ: ИСТОРИЯ И ИЗУЧЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Проблемы композиции в произведениях искусства и дизайна
Вопросы, связанные с выразительностью и гармонией произведений изобразительного искусства занимали умы живописцев и ученых с давних времен.Изначально именно понятие красоты подразумевало под собой соразмерность частей и целого, взаимосвязанных с законами восприятия органа зрения человека и было связано с архитектурой. Много позже законы пропорционирования получили распространение не только в архитектуре, но и в изобразительном искусстве. Впервые этот "принцип пропорционирования" был введен Витрувием в его трактате "Десять книг об архитектуре", в котором вывел " три закона" архитектуры — триада польза, прочность и красота. Эта триада основана на на шести компонентах : " строй" — ордер или таксис, " расположение, эвритмия, соразмерность, благообразие и расчет" [ ] Однако сам Витрувий, согласно найденным артефактам, использовал в своем сочинении труды 37 древнегреческих авторов. Таким образом можно сделать предположение о том, что теорией гармоничной архитектуры и изображения были заняты умы еще древнегреческих ученых и философов. Не трудно догадаться, что принципы, заложенные еще Витрувием в понятие красоты, впоследствие стали одной из составляющих знаний о композиции. В дальнейшем развитием теории композиции занимался архитектор, художник и теоретик искусства итальянского Возрождения Леон Батиста Альберти, который развивал принципы красоты и гармонии, заложенные Витрувием и сформулировал их в своем трактате "Десять книг о зодчестве". В другом своем
трактате " Три книги о живописи" Альберти формулирует понятие композиции как " сочинение, выдумывание, изобретение", " как акт свободной художнической воли" [ ] История искусства показывает, что несмотря не смену эпох и стилей, понятие красоты и гармонии непрестанно волновало умы как ученых, так и самих художников. В качестве примера можно привести сочинение английского художника У. Хоггарта "Анализ красоты", который считал, что "красивая композиция — это многообразие без путаницы, простота без обнаженности, великолепие без мишуры, отчетливость без жесткости, величина без чрезмерности.... чудесное многообразие частей вместе взятых" .
Не меньший вклад в создании теории композиции внесли отечественные живописцы и ученые, такие как профессор Императорской Академии художеств — П. П. Чистяков, его ученик Савинский и его ученик — В. Е. Петерсон, художники Н. Н. Волков, А. А. Дейнека, К. Ф. Юон, художники -графики В. А. Фаворский и Е. А. Кибрик, А. Д. Гончаров, Л. Ф. Жегин, П. Я. Павлинов , А. В. Свешников. Вопросам композиции посвятили свои труды В. Глазычев, И. И. Иоффе, В. Г. Власов, С. М. Даниэль, который считал, что композиция " мыслится, реализуется и воспринимается как процесс, регулирующий развертывание идеи". Теория композиции в изобразительном искусстве представляет собой объединенную в стройную форму систему частных понятий, расположенных в иерархической структуре от общего к частному: метод—методика — техника. Каждая эпоха, как и многие мастера вносили свои коррективы в эти понятия, благодаря чему мы можем судить о времени создания того или иного произведения и его принадлежности кисти или Перу того или иного художника.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая советская энциклопедия / Б. А. Введенский. – 2-е изд. – М.: БСЭ, 1951. – Т. 9. – Текст : непосредственный.
2. Вязь // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева; Ин-т языкознания АН СССР. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – С. 91. – Текст : непосредственный.
3. Искусство шрифта[Текст]/ Работы московских художников книги.—М.: Изд-во " Книга", 1977.— с. 7 (186.с.)
4. С. М. Даниэль. Картина классической эпохи: Проблема композиции в западно-европейской живописи XVII века. — Л. : Искусство, 1986, с. 59-125
5. Королькова А. Живая типографика / А. Королькова. – Текст : электронный // YandexDisk : [сайт]. – 2020. – URL: http://www.alivetypography.ru (Дата обращения 08.12.2020)
6. Максименко А.Е. Теоретические и практические основы в графической подготовке будущих дизайнеров: искусство шрифта и проектирование. Практический курс: методическое пособие / А.Е. Максименко. – Ялта, 2015. – URL: http://www.gpa.cfuv.ru/ru/nauchnaya-deyatelnost (Дата обращения 08.10.2020). – Текст : электронный
7. Советский энциклопедический словарь [ Текст] / Гл. Ред. А. М. Прохоров; Редкол. : А. А. Гусев и др. — Изд. 4-е. —М.: Сов. энциклопедия , 1987, —. (1600) с. 1529
8. Соловьев, С. А. Декоративное оформление [ Текст]: учеб. пособие для учащихся педучилищ по спец. №2003 "Преподавание черчения и изобразительного искусства" / С. А. Соловьев. —М.: Просвещение, 1987., с. 21 (144) с.
9. Чернихов Я. Г., Построение шрифтов/Стереотипное издание — М., ООО <<Издательство <<Архитектура-С>>. 2007. — 116 с.
10. Феличи Дж. Типографика. Шрифт, верстка, дизайн / Джеймс Феличи. – Текст : электронный // VK: [сайт]. – 2020. – URL: https://vk.com/wall-73879451_30370 (Дата обращения 08.12.2020)
11. Филиппович А.Ю. Разработка шрифтовых элементов: курс практических занятий / А.Ю. Филиппович. – Текст : электронный // DOCPLAYER: [сайт]. – 2020. – URL: https://docplayer.ru/26271808-Razrabotka-shriftovyh-elementov.html (Дата обращения 18.09.2020)
12. Шрифтовая композиция: методические указания к курсовому проектированию для направления подготовки 07.03.01 «Архитектура» / Е.Н. Вечкасова; под общ. ред. проф. Ю.П. Скачкова. – Пенза: ПГУАС, 2015. – Текст : электронный // Электронная библиотека ПГУАС: [сайт]. – 2020. – URL: http://library.pguas.ru/xmlui/bitstream/handle (Дата обращения 18.09.2020)