Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Особенности развития творческого рассказывания в дошкольном возрасте
1.1. Изучение творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста
1.2. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1.Организация исследования уровня сформированности творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи
2.2.Методика исследования уровня сформированности творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи
2.3. Анализ и результаты констатирующего эксперимента
Заключение
Библиографический список
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях особое место уделяется развитию речи детей дошкольного возраста. В большинстве исследований указывается на то, что для будущего развития дошкольников особое значение имеет именно формирование речевых умений, а также формирование у дошкольников литературного языка. Поэтому в области речевого развития детей дошкольного возраста так важно уделять особое внимание формированию творческого рассказывания, развитию ее содержательности и логичности.
Развитие речи оказывает влияние и на социальное развитие детей, на их личностное становление. В ходе речевого развития дети осваивают все необходимые речевые функции. Рассматривая именно социальное развитие детей дошкольного возраста важно опираться на развитие познавательных процессов, а также развитие речи. Именно благодаря этому ребенок сможет быть частью социального общества.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.
Общее недоразвитие речи – это форма речевой патологии, в которой происходит нарушение формирования каждого компонента речевой системы (словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение) при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
Федеральные государственные стандарты указывают на необходимость решения проблемы речевого развития детей с ОНР. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Ефименкова Л.Н., Ястребова А.В., Чиркина Г.В., Флерина Т.Б. и мн. др. Вопросы формирования творческого рассказывания изучались Тихеевой Е.И., Бородич А.М., Сохиным Ф.А., Выготским Л.С., Леонтьевым А.А. и др. Проблема развития творческого рассказывания у детей с ОНР нашла свое отражение в работах Глухова В.П., Филичевой Т.Б., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Жуковой Н.С. и др.
Практика работы современных дошкольных организаций позволяет выявить некоторые противоречия, среди которых следующие: 1. Независимо от того, что в теории существует множество исследования по проблеме развития творческого рассказывания, на практике в ДОУ они не используются в полной мере.
В связи с этим возникает проблема исследования возможности использования различных средств при развитии у дошкольников с ОНР творческого рассказывания.
Объект исследования: речемыслительная деятельность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: творческое рассказывание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования является: изучить особенности творческого рассказывания у детей с ОНР.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого рассказывания дошкольников с ОНР.
2. Изучить психолого-педагогические особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей с ОНР, анализ и синтез, обобщение теоретической информации.
- эмпирические методы в процессе изучения уровня сформированности навыков развития творческого рассказывания у детей в экспериментальной группе была использована методика В. Глухова.
Методики исследования: методика экспериментальной работы была построена как совокупность взаимосвязанных заданий по методике.
Работа включает: оглавление, список терминов, введение, первая глава, выводы по первой главе, вторая глава, список литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. Москва : Академия, 2017. 400 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2011. 288 с.
3. Ахутина Т.В., Цибульская А.М. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста: нейролингвистический и возрастно-психологический анализ // Психолог в детском саду. 2019. № 4. С. 3-21
4. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина М.: ЛКИ, 2018 224 с.
5. Баранова, Е.Л. Лингвистические основы методики развития творческого рассказывания // Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ. А.И. Герцена. Л., 2011. 453 с.
6. Бехтерев В.Н. Основы учения о функциях мозга. Санкт Петербург : Брокгауз-Эфрон, 2013. 512 с.
7. Бородин, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородин. М., 2014. 223 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Москва : Просвещение, 2014. 255 с.
9. Воробьева, В.К. Методика развития творческого рассказывания у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. 158 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь – в Кн. Избранные психологические исследования. Москва : Альфа и омега, 2016. 314 с.
11. Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. 2019. № 5. С. 19-27
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Москва : Университет, 2017. 336 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Санкт Петербург : Детство-Пресс, 2013. 472 с.
14. Глухов В.П. Особенности формирования творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями психоречевого развития / В.П. Глухов // European Social Science Journal. – 2014. – № 3–1 (42). – С. 162–170.
15. Глухов В.П. Формирование творческого рассказывания детей дошкольного возраста - 3-е изд., испр. и доп. Москва : Педагогика, 2015. 202 с.
16. Ёлкина Н.В. Формирование творческого рассказывания у детей дошкольного возраста: Учебное пособие.. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. 312 с.
17. Ерастов Н.Л. Культура творческого рассказывания. Ярославль, 2013. 183 с.
18. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва : Воронеж, НПО МОДЭК, 2017. 432 с.
19. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). Москва : Педагогика, 2018. 212 с.
20. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.. Санкт Петербург : Питер, 2014. 320 с.
21. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 2015. 265 с.
22. Матвеева С.И. Проблемы формирования развития творческого рассказывания дошкольников и некоторые пути их решений // Дошкольное воспитание. 2012. №11. С.14-16
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт Петербург : Издательство «Питер», 2017. 712 с.
24. Смольникова Н.Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 2017. 265 с.
25. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Москва : МПСИ, 2014. 224 с.
26. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Москва : Владос, 2018. 288 с.
27. Сытина О.И. К вопросу о развитии творческого рассказывания у старших дошкольников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2017. №51. С. 296-297. URL : moluch.ru/archive/185/47396/
28. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Москва : Просвещение, 2014. 280 с.
29. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 11-13.
30. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 288 с.
31. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия. Москва : Просвещение, 2016. 350 с.
32. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва : Изд-во «ВАКО», 2015. 287 с.
33. Федорова М.В. Использование элементов мнемотехники с целью развития творческого рассказывания детей с ОНР // Специальное образование : материалы IХ Междунар. науч. конф. / под общ. ред. В.Н. Скворцова. Санкт Петербург, 2018. С. 209-213.
34. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи // Школьный логопед. 2018. № 5/6. С. 18-27.
35. Чиндилова О.В. Психолого-педагогические основы речевой деятельности старших дошкольников. Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики // Научно-практический журнал. Москва : Воронеж, 2014. 66 с.
36. Чуракова Р.Г. Концептуальные основы и программы: Концепция системы «Предшкола нового поколения». Москва : Академ книга, 2015. 189 с.
37. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. Москва: Просвещение, 2018. 348 с.