Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отечественное библиографоведение – это наука, изучающая библиографические и библиотечные явления в России. Эта дисциплина имеет свою историю развития, которая проходила через несколько этапов. Каждый из них был связан с определенными историческими событиями, экономическими и культурными изменениями, а также научными открытиями и развитием технологий. Изучение этой истории позволяет получить более глубокое понимание современного состояния отечественной библиографии и оценить ее перспективы. В данном тексте мы рассмотрим основные этапы формирования отечественного библиографоведения и их характеристики.
Исследование этапов формирования отечественного библиографоведения имеет большую актуальность в настоящее время. В эпоху цифровых технологий библиографические данные становятся все более объемными и сложными для обработки, а спрос на качественную информацию постоянно растет. Поэтому, изучение истории развития библиографоведения позволит понять, как формировались принципы и методы описания и классификации книг, какие подходы использовались при создании библиографических изданий, а также какие проблемы решались в различные периоды времени.
Кроме того, изучение истории отечественного библиографоведения поможет расширить знания о культурной и научной жизни России в разные исторические периоды. Это особенно важно в свете сохранения культурного наследия и его продвижения в современном обществе.
Изучение этапов формирования отечественного библиографоведения имеет большую актуальность и позволяет не только понять исторические процессы, но и применять полученные знания в современных условиях для создания качественных библиографических изданий и обеспечения доступа к ним.
Основной целью исследования этапов формирования отечественного библиографоведения является выявление основных этапов и характеристик развития данной науки в России.
Для достижения данной цели перед исследователем ставятся следующие задачи:
– Изучение истории развития отечественного библиографоведения в разные исторические периоды;
– Определение основных этапов формирования отечественного библиографоведения и характеристик каждого из них;
– Анализ принципов и методов описания и классификации книг, использовавшихся на разных этапах развития библиографии;
– Изучение роли и значимости отечественной библиографии для культурного и научного развития России;
– Оценка перспектив развития отечественного библиографоведения и его роли в современном информационном обществе.
Исследование этапов формирования отечественного библиографоведения позволит получить более полное представление о развитии науки, а также предоставит ценные рекомендации для дальнейшего ее развития.
Объектом исследования является отечественное библиографоведение как научная дисциплина, изучающая книжное дело и методы описания и классификации книг.
Предметом исследования являются этапы формирования отечественного библиографоведения, которые включают в себя периоды развития науки, изменение подходов к описанию и классификации книг, использование новых технологий и методов в библиографической работе, а также влияние культурных, политических и социальных факторов на развитие библиографоведения в России.
В рамках исследования рассматриваются основные этапы развития отечественного библиографоведения, начиная с древнерусской книжности и заканчивая современностью, а также основные характеристики каждого этапа, методы описания и классификации книг, использованные на каждом этапе, и влияние различных социально-культурных факторов на развитие отечественного библиографоведения.
Методология исследования этапов формирования отечественного библиографоведения включает в себя применение различных методов и подходов к исследованию и анализу источников и литературы по данной теме.
Среди основных методов исследования можно выделить следующие:
1. Исторический метод, позволяющий изучить развитие отечественного библиографоведения на различных этапах, выявить основные изменения в методах описания и классификации книг, а также выявить влияние социально-культурных факторов на развитие данной науки.
2. Сравнительный метод, позволяющий сравнить различные этапы развития отечественного библиографоведения, выявить сходства и различия в методах описания и классификации книг, а также оценить значимость каждого этапа для развития науки.
3. Структурно-функциональный метод, позволяющий выявить структуру и функции отечественного библиографоведения на разных этапах развития.
4. Социологический метод, позволяющий оценить влияние социальных и культурных факторов на развитие отечественного библиографоведения, а также выявить особенности социальной и культурной среды, в которой развивалась наука.
Для достижения цели и задач исследования, кроме основных методов, также будут использоваться методы анализа и синтеза, классификации, анализа и обобщения информации, источниковедения и другие методы, необходимые для получения полной и объективной картины развития отечественного библиографоведения.
Научная новизна исследования заключается в анализе этапов формирования отечественного библиографоведения с учетом современных тенденций и новых технологий в библиографической работе. В рамках исследования будут выявлены основные этапы развития отечественного библиографоведения и проведен анализ методов описания и классификации книг на каждом этапе. Также будет проанализировано влияние культурных, социальных и политических факторов на развитие отечественного библиографоведения на каждом этапе.
В исследовании также будет уделено внимание использованию современных технологий в библиографической работе и их влиянию на развитие отечественного библиографоведения в настоящее время. Это позволит выявить основные направления развития науки и определить ее перспективы в будущем.
Таким образом, исследование будет иметь научную новизну и поможет расширить знания о развитии отечественного библиографоведения, а также выявить его место в современном мире и определить перспективы развития на будущее.
Исследование этапов формирования отечественного библиографоведения имеет большую теоретическую значимость. Во-первых, оно позволяет углубить знания о развитии библиографической науки в России и определить его место в мировой библиографической традиции.
Во-вторых, исследование помогает выявить основные этапы развития отечественного библиографоведения и провести анализ методов описания и классификации книг на каждом этапе. Это позволяет выявить важнейшие изменения в науке, которые произошли за длительный период времени, а также определить главные направления ее развития.
В-третьих, исследование позволяет оценить влияние культурных, социальных и политических факторов на развитие отечественного библиографоведения на каждом этапе. Это помогает понять, каким образом социальные, культурные и политические изменения влияли на библиографическую науку и как она адаптировалась к изменениям в окружающей среде.
Наконец, исследование также поможет выявить основные направления развития отечественного библиографоведения в современных условиях и определить перспективы развития на будущее. Это может быть полезно для научных работников, библиотекарей, а также всех тех, кто интересуется библиографией, ее развитием и применением в современном мире.
Таким образом, исследование имеет большую теоретическую значимость и помогает расширить знания о развитии библиографической науки в России и за ее пределами, а также выявить ее перспективы на будущее.
Исследование этапов формирования отечественного библиографоведения также имеет практическую значимость.
Во-первых, результаты исследования могут быть полезны для библиотечных и научных учреждений, которые занимаются обработкой и хранением книговедческих материалов. Это помогает совершенствовать методы описания и классификации книг, что в свою очередь повышает качество библиографических справочников и каталогов, облегчает поиск и выбор литературы для читателей и исследователей.
Во-вторых, исследование может быть полезным для преподавателей книговедческих и библиографических дисциплин, которые используют результаты исследования в своей практической деятельности. Это помогает студентам и обучаемым понять основы библиографической науки и овладеть необходимыми навыками для работы с книжными источниками.
В-третьих, результаты исследования могут быть полезны для исследователей, занимающихся библиографическими и книговедческими исследованиями. Это может помочь расширить знания о развитии библиографической науки, выявить новые тенденции и перспективы ее развития, а также определить пути совершенствования методов обработки и описания книговедческих материалов.
Наконец, исследование может быть полезным для всех тех, кто интересуется историей книги и книжной культуры, ее развитием и роли в современном мире. Это может помочь расширить кругозор и повысить культурный уровень общества.
Таким образом, исследование имеет практическую значимость и может быть полезным для библиотечных и научных учреждений, преподавателей и студентов, исследователей, а также всех тех, кто интересуется книговедением и книжной культурой.
Главы 1. Теоретические аспекты проблемы формирования этапов отечественного библиографоведения
Глава 1 "Теоретические аспекты проблемы формирования этапов отечественного библиографоведения" посвящена рассмотрению теоретических основ и понятий, связанных с библиографоведением. В данной главе рассматриваются вопросы формирования библиографии как науки, ее места в системе научных дисциплин, а также различные подходы к определению этапов ее развития.
В начале главы рассматривается происхождение термина "библиография" и его значение в настоящее время. Далее исследуется история развития библиографии как науки, начиная от ее первых шагов в XVIII веке и до современности. В рамках этого исследования рассматриваются основные этапы формирования отечественного библиографоведения, а именно: первые попытки создания библиографических справочников, развитие библиографического дела в России в XVIII-XIX веках, создание научных библиографических институтов, период Советской власти и современное состояние библиографии в России.
Далее глава посвящена анализу различных подходов к определению этапов развития библиографии. Один из подходов заключается в выделении периодов по временным рамкам. Другой подход основывается на выявлении основных принципов, лежащих в основе формирования библиографии на каждом этапе ее развития. Третий подход заключается в анализе изменений в структуре библиографических справочников и каталогов на разных этапах их развития.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспалова Э.К. Главный итог:(Современное библиографоведение за 70 лет) /Э.К. Беспалова //Современная библиография. – 1978. - №6. - – С.3-11.
2. Беспалова Э.К. История российской библиографии: лекции…/Э.К. Беспалова //Библиография. – 2003.-. №5. – С.41-62; 2006. - №2. – С.50-65. - №3. – С.79-99; №7. - – С.61-79; - №4. – С.50-63.
3. Беспалова Э.К. История российской библиографии: Учебник по курсу «Библиографоведение. Общий курс». /Э.К. Беспалова; Московский государственный университет культуры и искусств. - Москва: МГУКИ, 2006 - 116 с.
4. Библиограф от Бога: памяти И.Г. Моргенштерна // Библиотечное дело. - 2008. - № 3. - С. 25-26.
5. Блохина, Н.Н. Ученый, библиограф, книговед / Н.Н. Блохина // Мир библиографии. - 2008. - № 4. - С. 64-66.
6. Вопросы библиографоведения и библиотековедения: межвед. сб. / Мин. ин-т культуры. - Мн.: Университетское, 1980.
7. Вохрышева, М.Г. Теория библиографии: учеб. пособие для вузов / М.Г. Вохрышева. - Самара: СГАКИ, 2004.
8. Глухов, А.Г. "Презнатный и преучёный муж"/ А.Г. Глухов // Библиография. - 2011. - № 1. - С. 77-83.
9. Государственная библиография, статистика печати, книговедение и Российская книжная палата: прошлое, настоящее и будущее: сборник статей/Российская книжная палата. – Москва: Бук Чембэр Интернешнл, 2012. – 343с.
10. Гушул, Ю.В. Наследие замечательного ученого и педагога / Ю.В. Гушул // Библиография. - 2010. - № 3. - С. 95-96.
11. Здобнов Н.В. История русской библиографии от древнего периода до начала ХХ века: комментированное издание / БАН, НРБ; под редакцией Н.К. Леликовой, М.П. Лепехина. – Москва: Русское слово, 2012. – CXL XVIII, 1243с.
12. Кобленц И.Н. Источники и деятели русской библиографии XV-XVIII веков./ И.Н. Кобленц. – Москва, 1991. – 136с.
13. Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. - СПб. : Профессия, 2005. 7
14. Краткие сведения об авторе идеи В.А. Фокееве // Мир библиографии. - 2005. - № 6. - С. 3-4.
15. Левин Г.Л. Ретроспективная национальная биография России: монография/Г.Л. Левин; Российская государственная библиотека. – Москва: Пашков дом, 2006. – 352с.
16. Леликова Н.К. Национальный репертуар библиографических пособий: опыт, проблемы, надежды/ Н.К. Леликова //Библиотековедение. – 1999. - №1. – С.70-75.
17. Леликова. Н. К. Национальный репертуар библиографических пособий: опыт, проблемы, надежды / Н. К. Леликова // Библиотековедение. - 1999. – No 1. _C. 70-75
18. Моргенштерн, И.Г. Библиотечное дело и библиография / И.Г. Моргенштерн // Сов. библиотековедение. - 1986. - № 1.- С. 99-104.
19. Памяти Исаака Григорьевича Моргенштерна // Мир библиографии. - 2008. - № 2. - С. 86-87.
20. Симон, К.Р. История иностранной библиографии: АН СССР/К.Р. Симон. - М., 1963. - 736 с.
21. Соколов, А. Главные вехи нашей науки / А. Соколов // Библиотека. - 2012. - № 7. - С. 69-72.
22. Соколов, А.В. Исаак Григорьевич Моргенштерн - библиограф, интеллигент, гуманист / А.В. Соколов // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 3. - С. 82-84.
23. Соколов, А.В. Периодизация истории библиографоведения и шестидесятник О.П. Коршунов / А.В. Соколов // Библиография. - 2006. - №1. - С.86-98.
24. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - СПб. : Профессия, 2003. - (Библиотека).
25. Столяров, Ю.Н. Мэтр библиографии / Ю.Н. Столяров // Мир библиографии. - 2006. - № 1. - С. 58-59.
26. Сухорукова, Е.М. Юбилей С.А. Венгерова: неосуществлённый проект / Е.М. Сухорукова // Библиография. - 2007. - № 2. - С. 18-21.
27. Шомпракова, И.А. Всеобщая история книги: пособие для студентов ВУЗов / И.А. Шомпракова. - СПб., Профессия, - 2005. - 367 с.