Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлено тем, что в современных экономических условиях компаниям требуется постоянно анализировать результаты своей текущей экономической деятельности, проводить системный мониторинг изучения экономических факторов и оперативно вносить изменения во внутреннюю среду, чтобы улучшить свое положение на рынке.
Экономическая эффективность – сложная категория в экономической науке. Она затрагивает все аспекты практической деятельности человека, стадии общественного производства, является базой для построения критериев ценности намерений и будущих решений, используется для формирования функциональной, материально-структурной и системной характеристики хозяйственной деятельности организации.
Такие существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, динамичность, многосторонность, взаимосвязанность ее различных сторон и многомерность находят свое прямое отражение через категорию экономической эффективности.
Существенный вклад в изучение теоретических и практических вопросов управления и анализа эффективности функционирования организации внесли ученые такие как: Арефьева С.Г., Виханский О.С., Думная Н.Н.., Лившиц А.Я., Поликарпова Т.И., Морозова С.Н. и др.
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и разработка практических мероприятий по повышению эффективности функционирования организации в современных рыночных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе указаны следующие задачи:
- исследовать сущность, виды и критерии экономической эффективности деятельности предприятия;
- рассмотреть факторы, оказывающие влияние на эффективность производственной деятельности предприятия;
- дать краткую характеристику предприятия ООО «Компонент М»;
- проанализировать эффективность функционирования предприятия ООО «Компонент М» в современных рыночных условиях;
- разработать мероприятия по повышения эффективности функционирования предприятия ООО «Компонент М».
Объектом исследования является ООО «Компонент М».
Предметом исследования выступают организационные, теоретические и методические проблемы, связанные разработкой мероприятий по повышению эффективности функционирования организации в современных рыночных условиях.
Методологическая основа работы основывается на общенаучных методах исследования, таких как: анализ, синтез, метод графического представления данных горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, коэффициентный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и результатов в деятельности коммерческих организаций.
Курсовая работа состоят из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Теоретические основы оценки эффективности функционирования предприятия
1.1 Сущность, виды и критерии экономической эффективности деятельности предприятия
Понятие эффективность (произошло от латинского «effectus» — исполнение, действие) первоначально связывали с технологиями и техникой, и при этом в основном под ним подразумевалась степень выполненной работы по сравнению с затраченной энергией и силами [2, с. 56].
Иными словами, это соотношение фактических к потенциальным результатам абсолютного любого процесса, не только экономического.
Экономическая эффективность — это получение максимально возможных благ от имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Чтобы добиться экономической эффективности, компании должна постоянно соотносить свои выгоды и затраченные ресурсы, тем самым отслеживая свою рациональную деятельность [4, с. 85].
Для компании важно максимизировать свои выгоды, и при этом минимизировать затраты. Анализ эффективность хозяйственной деятельности компании является исключительным правом высшего звена управленческих структур организации.
Главная цель при оценке эффективности деятельности компании – выявление существующих ресурсов, которыми располагает компания, чтобы с их помощью улучить свое экономическое положение, и разработка дальнейшей стратегии развития компании, разработка планов и эффективных управленческих решений.
К эффективности абсолютно любой коммерческой деятельности компании относится результат от коммерческих операций, а сама эффективность определяется соотношением суммы доходов к размерам привлеченных ресурсов и затрат.
Порой проблематично определить, насколько эффективны коммерческие операции, поэтому их нужно оценивать, исходя из ряда конкретных показателей, которые смогут наиболее полным образом, чем, в свою очередь, общие показатели изложить успехи компании в коммерческой деятельности.
Принято выделять три вида эффективности [1, с. 150]:
1. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Выявляет, достигла ли компания поставленную цель развития, а также каким успехом в сравнении с конкурентами компания пользуется на рынке. За основу изучения берут такие показатели, как достигнутый объем реализованной продукции, прибыль, качество продукции и цены на нее, величина ресурсов.
2. Эффективность использования отдельных видов ресурсов. Определяется отношением объема выпущенной продукции или прибыли от финансово-хозяйственной деятельности с соответствующей величиной ресурсов. Итоги деятельности представляют собой объем выпущенной продукции и эффект в форме прибыли. Данный показатель можно использовать при оценке по отрасли, всевозможным сферам и даже по экономике целой страны.
3. Эффективность производства товаров характеризуется минимальным использованием ресурсов в количественном выражении для производства определенного объема товаров или же оказания услуг, а также определяется снижением расходов на единицу продукции [5, с. 59].
Существует (общая) абсолютная и сравнительная (относительная) экономическая эффективность. Общая эффективность необходима для проведения анализа общеэкономических результатов и эффективности деятельности компании как на макроуровне, так и микроуровне, за определенный отрезок времени в динамике. Она показывает величину экономического эффекта в соотношении с ресурсами и затратами.
Сравнительная эффективность необходима для того, чтобы обосновывать необходимость принятия различных организационных, технических, производственных и хозяйственных решений путем выбора преимущественного варианта из всех всевозможных рассматриваемых. В экономической теории существуют два противоположных понятия, которые необходимо различать: эффективность распределения ресурсов и эффективность их использования.
Эффективность распределения ресурсов отражается в системе конкурентных цен. Суть в том, чтобы рассредоточить имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы они находились в распоряжении именно тех организаций, которые могли бы их эффективно и рационально использовать. За счет того, что потребители, которые покупают продукцию фирм по цене сравнительно выше, фирмы имеют возможность закупать более дорогие ресурсы для своего производства. По этой схеме ресурсы распределяются исходя из потребностей клиентов.
Эффективность использования ресурсов выражается в заинтересованности компаний по максимуму использовать имеющиеся и привлеченные ресурсы. Компания, которая использует свои ресурсы нерационально, не может компенсировать свои затраты именно по установленной на данном рынке цене. В конечном счете ее элементарно вытеснят те компании, которые используют свои ресурсы более разумно. Также компании, лучше распределяющие ресурсы, получат еще и дополнительный доход, смогут расширить свое производство и объем выпуска продукции, что увеличит их прибыль [8, с. 260].
Тщательный и многосторонний анализ эффективности деятельности компании позволяет: быстро и качественно оценить результативность хозяйственной деятельности как структурных подразделений, так и целой компании; точно находить и изучать актуальные факторы, от которых может зависеть получаемая прибыль по определенным видам деятельности; проводить анализ по затратам на производство и направленность их изменения, что необходимо при разработке ценовой политики; оценивать и выявлять пути решений для конкретных проблем, имеющихся в компании на данным момент.
При анализе эффективности также используются внутренний и внешний анализ. Внешний анализ проводится на основе открытых данных. В силу их ограниченности выводы также могут быть неполными.
Цель внешнего анализа – определение уровня рентабельности и эффективности использования капитала компании.
Внутренний анализ играет большую роль в исследовании деятельности компании и конечных ее результатов. Его результаты могут быть очень полезны для определения дальнейших мер и стратегий, направленных на повышение всех показателей рентабельности и увеличение прибыльности предприятия.
Данный анализ основывается на изучении всей необходимой для этого экономической информации, бухгалтерской отчетности, уже проделанных статистических и аналитических данных. Внутренний анализ важен при разработке конкурентной политики, стратегических задач и программ развития компании на краткосрочную и долгосрочную перспективу [9, с. 87].
Изучать результаты деятельности компании нужно комплексно, опираясь на множество показателей. Руководителям комплексный анализ поможет в принятии грамотного, взвешенного и необходимого на данный момент управленческого решения.
Говоря об экономической эффективности, мы имеем дело не только с количественными показателями финансово-хозяйственной деятельности и финансовым положением компании в целом, но и с управленческой деятельностью, которая находит свое отражение в качественных показателях.
Построение правильной системы управления персоналом – это сложный и трудоемкий процесс, который требует от менеджера глубоких и разносторонних знаний в экономической, социальной и психологической сферах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова О.В. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / О.В. Антонова, В.Я. Горфинкель, И.Н. Васильева. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 320 c.
2. Борисов Е. Ф., Петров А. А., Березкина Т. Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с.
3. Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020. 298 с.
4. Думная, Н. Н. Новая рыночная экономика / Н.Н. Думная. - Москва: Высшая школа, 2022. - 232 c.
5. Дюканова, Н. М. О рыночной экономике in English / Н.М. Дюканова. - М.: Агар, 2022. - 192 c.
6. Ивашковский С. Н. Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень. Учебное пособие. М.: Дело. 2019. 408 с.
7. Ким, И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 328 с.
8. Лобачева Е. Н. [и др.] Основы экономической теории. Учебник для СПО. М.: Юрайт. 2019. 540 с.
9. Лившиц, А. Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций / А.Я. Лившиц. - М.: Квадрат, 2021. - 256 c.
10. Поликарпова Т. И. Основы экономики. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт. 2019. 254 с.
11. Поликарпова Т. И. Экономическая теория. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт. 2019. 254 с.
12. Экономика для юристов. Учебное пособие / ред. Рязанова О. Е., Ивашковский С. Н. М.: МГИМО. 2020. 434 с.
13. Экономика. Учебник для военных вузов / ред. Габитов А. Ф., Буг С. В. С-Пб.: Питер. 2019. 352 с.
14. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. М. Пищулов [и др.] ; под общей редакцией В. М. Пищулова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.
15. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф., засл. деят. науки РФ Г.П. Журавлевой. – 5-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 864 с.
16. Экономическая теория: учебник для бакалавров / под общ. ред. А. А. Кочеткова. – 6-е изд, стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. — 696 с.